Промышленное производство в США надежный индикатор, что в больной системе с глубинными структурными дисбалансами, органический экономический рост едва ли возможен.
Последние 50 лет и особенно последние 30 лет США строили экономику под сферу услуг, выводя производство за внешний контур, отдавая на аутсорсинг низкорентабельные и низкомаржинальные проекты – в основном в Азию.
Проблема есть, — сектор услуг очень плохо масштабируется, за исключением ИТ, финансов, маркетинга, производства контента и консалтинга. Чтобы нарастить сферу услуг на условные 10%, как правило, приходится нанимать 10% рабочей силы и развертывать сопутствующую инфраструктуру, потому что потенциал роста производительности там ограничен.
Сфера услуг имеет ограничения в росте и ограничения в маржинальности. Сфера услуг плохо автоматизируется, масштабируется и завязана на производительность и количество рабочей силы. Также надо понимать, что сфера услуг обычно обслуживает промышленный сектор.
Хорошей иллюстрацией разрыва между производящей экономикой и потребительской экономикой (фейк спрос на стимулах) является промышленное производство.
За 15 лет прогресс по промышленному производству в США равен нулю (плюс-минус несущественная погрешность). Одновременно с этим реальные розничные продажи выросли на 30%, причем половина от этого роста была реализована в 2020-2021. На графике как раз виден необоснованный COVID памп расходов (это с учетом инфляции, по номиналу более выраженный разрыв).
Следует отметить, что с 1990 по 2007 динамика между розничными продажами и промышленным производством была синхронизирована, а корреляция близка к единице. В целом, тогда экономический рост был достаточно органический за счет частных ресурсов.
Система сломалась в 2008, обратные связи начали деградировать и чем дальше – тем стремительнее. Тогда у них возникла иллюзия об изобретении вечного двигателя. Условия, когда можно раскручивать неограниченный государственный долг, монетизируя его печатным станком ФРС, одновременно с этим устраивая содомию на рынке активов.
Январь 2022 – дефицит 37.2 млрд евро, февраль – 17.8 млрд евро, март – 28.3 млрд, апрель – 44.9 млрд, май – 35.1 млрд.
До энергетического и геополитического кризиса торговый профицитЕС-27 составлял в среднем по 22-24 млрд евро каждый месяц, сейчас средняя за полгода выводит на 30 млрд торгового дефицита, что почти втрое выше, чем худший период 2008-2009. Т.е. баланс сместился/ухудшился почти на 55 млрд евро (660 млрд евро годовых).
Так что,цена геополитики для Европы 600-700 млрд евро, все это, не считая внутренних убытков. Вот результат в денежном выражении, что значит продать суверенитет, играя в чужие «проекты».
Здесь интересно, а кому же платит ЕС? Бенефициаром является Россия, которая за 5 месяцев получила от ЕС 76.6 млрд внешнеторгового профицита, также бенефициаром является Азия, нарастив торговый профицит с ЕС до 215 млрд евро, где один только Китая перехватил 156 млрд евро на себя.
Весенний санкционный идиотизм ЕС привел к разбалансировке торговых потоков и энергетического рынка. Санкции были введены хаотично, без просчета последствий, без учета таймингов – предельно глупо.
Европа за это получила сполна, т.к торговый дефицит между странами ЕС 27 и Россией вырос до рекордных значений в марте 2022, составив 19.6 млрд евро. Насколько это много? Достаточно.
Средний дефицит в 2021 составил 6.1 млрд евро в месяц, в 2020 – 1.3 млрд евро, в 2019 – 4.8 млрд евро, в 2018 – 6.6 млрд евро. В период 2012-2013 дефицит составлял в среднем 7.1 млрд евро в месяц, а предыдущий рекорд до энергетического кризиса 2021-2022 был 10.2 млрд в январе 2013.
Но с апреля 2022 торговый дефицит начал сокращаться до 17.3 млрд и еще сократился в мае до 13.7 млрд, что почти сопоставимо с периодом до СВО – 13 млрд евро за январь-февраль 2022.
Почему так? Импорт из России в ЕС в марте 2022 установил абсолютный рекорд в 23.4 млрд евро, в апреле 20.2 млрд евро, а в мае уже 17.6 млрд евро, но даже объемы в мае высоки (на уровне рекордных 2012-2013).
Интересная динамика индекса цен производителей США в товарном сегменте по ключевым категориям. Статистика охватывает почти 110 лет, поэтому хорошо видны ценовые дисбалансы последних двух лет.
Рост цен на товарный сегмент PPI достигает почти 50% за два года и 23.4% за год! В 2022 масштаб роста цен за два года не имеет прецедентов с послевоенного восстановления 1947-1948, когда государство в период войны принудительно ограничивало цены на большинство ключевых товарных позиций.
Сельскохозяйственная продукция, топливо, промышленные товары – все демонстрирует запредельное инфляционное давление, что сопоставимо или превышает пики инфляции 70-х годов.
С 2002 по 2008 года, когда сегмент комодитиз демонстрировал активный рост на мировых рынках, PPI в США за этот период вырос на 57%, сейчас почти аналогичный рост был показан за два года. До этого, на протяжении почти 15 лет с 2008 по 2019 цены были относительно стабильны с нулевым накопленным ростом.
За последние 12 месяцев – 1.05 трлн по сравнению с 4 трлн в марте 2021, а за 2022 финансовый год (октябрь 2021-июнь 2022) – 515 млрд долл по сравнению с 2.24 трлн в июне 2021, 2.74 трлн в июне 2022 и средним дефицитом в 626 млрд в 2017-2019.
Еще более значимое сокращение зафиксировано за первое полугодие календарного 2022 – дефицит резко сократился до 137 млрд долл, в прошлом году было 1.66 трлн, в 2020 – 2.4 трлн, среднее значение 2017-2019 составляло 375 млрд дефицита за первое полугодие.
Дефицит бюджета январь-июня 2022 повторил дефицит в 2015 году, т.е. по номиналу самый низкий дефицит за 15 лет.
У них нет другого выбора. Все это происходит по естественным причинам – открытый рынок для размещений трежерис заблокирован. Нет спроса после ухода ФРС с рынка и рекордно отрицательных реальных ставок.
Темпы заполнения газовых хранилищ в Европе достаточно высокие, несмотря на радикальное снижение поставок российского газа в Европу (почти в 5 раз в середине июля) и на проблемы с поставками СПГ из США после аварии на Freeport LNG.
Причина – обвал спроса на газ, в том числе принудительное сокращение.
К 13 июля 2022 заполнили– 65.1 млрд куб.м. Для сравнения на 13 июля: в 2017 — 57.5 млрд куб.м, в 2018 – 55.8 млрд куб.м, в 2019 – 79.7 млрд куб.м, в 2020 – 87.7 млрд куб.м, в 2021 – 53.7 млрд куб.м.
Сейчас примерно на 25% меньше, чем в 2019-2020 на сопоставимую дату, но выше на 20-22% прошлого года. Вероятно, они попытаются выйти на плюс-минус 90 млрд куб.м по сравнению с пиковыми 100-105 млрд куб.м в 2019-2020.
При этом, многие страны выполнили план по заполнению: Польша (97.6% от емкости газовых хранилищ), Португалия – 100%, Великобритания – 97.7%
Динамика инфляции в России по основным группам товаров и услуг. В июне была рекордная дефляции (-0.24% м/м) для России с момента основания страны в нынешней конфигурации.
В июне дешевели продовольственные товары на 0.73% м/м и непродовольственные товары – дефляция на 0.34% м/м, а услуги выросли на 0.64% м/м. Однако, если сравнивать накопленное изменение цен с начала февраля по конец июня, — потенциал для дефляции еще присутствует. За указанный период относительно января 2022 продукты питания выросли на7.45%, а непродовольственные товары на 12.26%, услуги +6.83%.
Помимо низкого спроса, укрепления рубля, отсутствия значимых бюджетных субсидий и обвала кредитования,высокая база цен является одна из причин дефляционной тенденции с конца апреля по середину июля.
Телерадиотовары – 3.3% (рост цен февраль-июнь относится уровня января 2022), персональные компьютеры (5.3%) и средства связи (7.7%) практически компенсировали ценовой выброс февраля-марта.
С марта по июнь 2022 включительно расходы бюджета составили 8974 млрд руб, год назад за аналогичный период времени расходы были 7200 млрд, т.е. рост расходов на 24.6% по номиналу, с учетом инфляции рост на 6.7% г/г за период.
Это весьма скромно, например США после COVID кризиса увеличили расходы в реальном выражении на 63% за год. Годовые расходы в России в реальном выражении растут на 3.7% г/г по июнь 2022, а с 2020 изменение несущественное.
В ответ на COVID стимулирующие программы Минфина России составили свыше 20% с учетом инфляции, сейчас в разы меньше.
Кризис 2022 несопоставимо более масштабный и значимый для России, чем COVID, но реакция Минфина пока крайне сдержанная, как и ЦБ. Причем реакция Минфина есть производная от реакции ЦБ.
Силуанов не имеет возможности тратить ресурсы при закрытых рынках капитала (невозможности занимать ни в России, ни на внешних рынках), при заблокированных резервах и неопределенности с нефтегазовыми доходами.