Год назад в
этом видео я объяснял почему цены на бензин растут. Если коротко, причина — в высокой стоимости нефти в рублях. И это вина не нефтяных компаний, а налогового режима, который определяет правительство. Кухарки считают, что раз Россия добывает нефть, значит цена должна быть низкой.
Но за это должен кто-то заплатить. При этом кухарки не понимают, что
именно бюджет и должен платить компенсацию низких цен на бензин, на авиакеросин и т.п.
Почему? Потому бюджет получает сверхдоход из-за высокой цены нефти в рублях, а обратным эффектом являются растущие цены на топливо на внутреннем рынке.
Альтернатив всего несколько:
1. Дать рублю сильно укрепиться, тогда продажи нефти на внутр.рынок станут более привлекательными по цене.
2. Цены на бензин растут рыночном образом и никто их не держит.
3. Нефтяные компании продают нефть дешевле рыночной цены на НПЗ, берут убыток на себя.
4. НПЗ работают с отрицательной маржой и разоряются.
5. Ну и самый логичный и правильный путь — компенсация из бюджета.
По факту у нас последнее время была ситуация №4.
Хотя конечно есть рабочая альтернатива — заставить продавать экспортеров определенные объемы нефти на внутренний рынок по сниженной цене (№3). Но это конечно нерыночный механизм, лично я не совсем понимаю его последствия.
Вертикальные интегрированные компании поддерживали свои НПЗ, поэтому те продолжают работать.
Независимые НПЗ, у которых нет своей добычи, в жопе. Почему? Потому что ВИНКи держат цены на бензин на низком уровне, а нефть продают дорого. Маржи как в нефтепераработке так и в розничной продаже бензина вообще не остается, либо она отрицательная.
Так, например, за последний год, обанкротился крупнейший независимый НПЗ — Антипинский НПЗ.
А написать про это меня побудило интервью главы ТАИФа в ведомостях, который сказал, что у них убыток от нефтепереработки за прошлый год — 9 млрд рублей, т.к. своей добычи нет.
Зачем это написал? Просто чтобы вы понимали суть проблемы лучше.