Блог им. Ilia_Zavialov
После десятилетия постоянных положительных результатов, японские малые акции начали отставать от своих крупных аналогов в 2018 году, и эта тенденция усилилась с 2023 года. Фактически, с 2018 года японские малые акции отстают от широкого японского рынка на 38%, включая 18,5% отставания с начала 2023 года.
Мы потратили немало времени, пытаясь понять причины такого заметного изменения относительных показателей. Мы также попытались определить, насколько вероятно, что японские малые акции вернутся к своей долгосрочной тенденции к росту. Хотя фундаментальные показатели малых компаний будут играть центральную роль в дальнейшем развитии событий, ряд других факторов, упомянутых ниже, также будут иметь большое значение. В совокупности мы видим много причин ожидать, что они могут зажечь новый период роста для малых компаний.
Поскольку внутренняя стоимость акций представляет собой дисконтированную стоимость будущих денежных потоков, ослабление относительной фундаментальной силы доходов малых и крупных компаний оправдывает их низкую доходность. Однако анализ показывает, что фундаментальные факторы в минимальной степени объясняют низкую доходность малых компаний после 2018 года, а большую роль играет сжатие мультипликаторов. Основное фундаментальное расхождение было связано с ростом прибыли на акцию с 2023 года, и, похоже, причиной этого стала слабая иена, которая благоприятствовала крупным компаниям с более высоким уровнем продаж за рубежом.
С 2018 года малые компании демонстрировали незначительно более высокую рентабельность собственного капитала и рост маржи, однако рост прибыли на акцию начал отставать от крупных компаний в мае 2023 года (рис. 2). До этого момента фундаментальные показатели малых акций шли в ногу с крупными, что позволяет предположить, что фундаментальные показатели не являются причиной низкой эффективности малых акций в период с 2018 по 2023 год.
Рост продаж, а не увеличение маржи, стал причиной опережающего роста прибыли на акцию крупных компаний после 2023 года. На самом деле, рост продаж малых компаний начал снижаться в 2022 году, но в то же время относительная маржа малых компаний увеличилась, что помогло малым компаниям не отставать от крупных. Однако продолжающееся снижение продаж привело к тому, что с 2023 года прибыль на акцию начала отставать. При ближайшем рассмотрении можно предположить, что за снижением продаж с 2022 года стояла слабость иены. На рисунке 3 показан курс иены (на инвертированной шкале) в сравнении со спрэдом в росте продаж между малыми и крупными компаниями. Относительный рост продаж мелких компаний страдал одновременно с падением курса иены после 2021 года.