Блог им. somewone
Российский рынок железнодорожных грузоперевозок продолжает испытывать непростые времена, и это неизбежно сказывается на результатах железнодорожных операторов. Компания Globaltrans сегодня опубликовала финансовые итоги за 2024 год, которые, с одной стороны, демонстрируют стабильность бизнеса, но с другой — указывают на серьезные и пока нерешенные проблемы в отрасли в целом.
• Выручка компании за год увеличилась на 6%, достигнув 92,7 млрд рублей.
• Операционные Денежные Затраты выросли на 11% г/г до 38,8 млрд руб.
• Скорректированная EBITDA увеличилась на 3%, достигнув 53,8 млрд рублей, однако рост оказался ниже, чем в предыдущие годы.
• Свободный денежный поток Globaltrans в 2024 году составил 26,3 млрд рублей (против 25,8 млрд рублей в 2023 году).
• Однако с учётом расходов на выкуп ГДР он сократился на 51% — до 12,8 млрд рублей
• В результате тендерного предложения по выкупу ГДР и внебиржевых сделок, заключенных акционерами, с октября 2024 года по январь 2025 года было выкуплено более 28% акционерного капитала. Как сообщила сегодня компания на звонке для инвесторов, приблизительная оценка free float может составлять около 25%.
• Чистая прибыль увеличилась на 2% г/г. до 39,4 млрд рублей
Хотя компания сохраняет стабильность в 2024 году, рост затрат и ухудшение рыночной конъюнктуры вероятно окажут негативное влияние на показатели группы в 2025 году.
Снижение объемов перевозок. Грузооборот компании сократился на 10%, а объемы погрузки упали на 17% в январе-феврале 2025 года. Это связано с падением спроса со стороны ключевых клиентов, особенно в металлургическом и строительном секторе.
Избыток подвижного состава. На рынке наблюдается серьезный профицит вагонов – по оценкам РЖД, избыток вырос с 200 тыс. в сентябре 2024 года до 400 тыс. единиц в начале февраля 2025 года. Это оказывает давление на ставки операторов, снижая их доходность.
Операционные сложности. По итогам 2024 года средний оборот вагона на сети вырос на 11% и достиг 21 дня (это худший показатель за 15 лет), что крайне негативно сказывается на эффективности использования существующего парка.
Рост операционных расходов, а именно:
• Тарифы на перевозку порожних вагонов выросли на 10,75% с декабря 2023 года и на 13,8% с декабря 2024 года, что увеличивает издержки компаний-операторов. С января 2025 года тарифы для порожних полувагонов были повышены на дополнительные 10%.
• Расходы на ремонт и обслуживание подскочили на 25%, что отражает увеличение стоимости запасных частей и работы сервисных центров.
• Растет стоимость топлива (+20%), что также оказывает влияние на итоговую себестоимость перевозок.
В течение ближайших 5 лет компании потребуются значительные инвестиции на покупку 17,5 тысяч вагонов, по которым заканчивается срок службы (инвестиции, по оценкам компании, составят около 100 млрд рублей). И это базовый сценарий. В случае сокращения сроков службы полувагонов на сети (такая инициатива сейчас обсуждается) компания, по ее оценкам, будет вынуждена списать в этот же период уже 27 тысяч вагонов.
Для поддержания бизнеса на текущем уровне компании потребуются существенные инвестиции, при этом Globaltrans вынужден работать в условиях снижения грузопотоков, избытка вагонов на сети, инфляционного давления и ухудшающейся рентабельности.
Если отраслевые тенденции не изменятся, Globaltrans может столкнуться с еще большими вызовами, включая давление на тарифы, снижение доходности и необходимость более жесткого контроля затрат.