Блог им. somewone

Рынок железнодорожных грузовых перевозок под давлением. Какие итоги подвел Globaltrans?

Рынок железнодорожных грузовых перевозок под давлением. Какие итоги подвел Globaltrans?

Российский рынок железнодорожных грузоперевозок продолжает испытывать непростые времена, и это неизбежно сказывается на результатах железнодорожных операторов. Компания Globaltrans сегодня опубликовала финансовые итоги за 2024 год, которые, с одной стороны, демонстрируют стабильность бизнеса, но с другой — указывают на  серьезные и пока нерешенные проблемы в отрасли в целом. 

Финансовые показатели — стабильность, но без роста. Рынок железнодорожных грузовых перевозок под давлением. Какие итоги подвел Globaltrans?

• Выручка компании за год увеличилась на 6%, достигнув 92,7 млрд рублей.
• Операционные Денежные Затраты выросли на 11% г/г до 38,8 млрд руб.
• Скорректированная EBITDA увеличилась на 3%, достигнув 53,8 млрд рублей, однако рост оказался ниже, чем в предыдущие годы.
• Свободный денежный поток Globaltrans в 2024 году составил 26,3 млрд рублей (против 25,8 млрд рублей в 2023 году).
• Однако с учётом расходов на выкуп ГДР он сократился на 51% — до 12,8 млрд рублей
• В результате тендерного предложения по выкупу ГДР и внебиржевых сделок, заключенных акционерами,  с октября 2024 года по январь 2025 года было выкуплено более 28% акционерного капитала. Как сообщила сегодня компания на звонке для инвесторов, приблизительная оценка free float может составлять около 25%.
• Чистая прибыль увеличилась на 2% г/г. до 39,4 млрд рублей

Хотя компания сохраняет стабильность в 2024 году, рост затрат и ухудшение рыночной конъюнктуры вероятно окажут негативное влияние на показатели группы в 2025 году. 

Теперь об основных проблемах:

Снижение объемов перевозок. Грузооборот компании сократился на 10%, а объемы погрузки упали на 17% в январе-феврале 2025 года. Это связано с падением спроса со стороны ключевых клиентов, особенно в металлургическом и строительном секторе.

Избыток подвижного состава. На рынке наблюдается серьезный профицит вагонов – по оценкам РЖД, избыток вырос с 200 тыс. в сентябре 2024 года до 400 тыс. единиц в начале февраля 2025 года. Это оказывает давление на ставки операторов, снижая их доходность. 

Операционные сложности. По итогам 2024 года средний оборот вагона на сети вырос на 11% и достиг 21 дня (это худший показатель за 15 лет), что крайне негативно сказывается на эффективности использования существующего парка. 

Рост операционных расходов, а именно:

• Тарифы на перевозку порожних вагонов выросли на 10,75% с декабря 2023 года и на 13,8% с декабря 2024 года, что увеличивает издержки компаний-операторов. С января 2025 года тарифы для порожних полувагонов были повышены на дополнительные 10%.

• Расходы на ремонт и обслуживание подскочили на 25%, что отражает увеличение стоимости запасных частей и работы сервисных центров.

• Растет стоимость топлива (+20%), что также оказывает влияние на итоговую себестоимость перевозок.

В течение ближайших 5 лет компании потребуются значительные инвестиции на покупку 17,5 тысяч вагонов, по которым заканчивается срок службы (инвестиции, по оценкам компании, составят около 100 млрд рублей). И это базовый сценарий. В случае сокращения сроков службы полувагонов на сети (такая инициатива сейчас обсуждается) компания, по ее оценкам, будет вынуждена списать в этот же период уже 27 тысяч вагонов.

Какой итог?

Для поддержания бизнеса на текущем уровне компании потребуются существенные инвестиции, при этом Globaltrans вынужден работать в условиях снижения грузопотоков, избытка вагонов на сети, инфляционного давления и ухудшающейся рентабельности.

Если отраслевые тенденции не изменятся, Globaltrans может столкнуться с еще большими вызовами, включая давление на тарифы, снижение доходности и необходимость более жесткого контроля затрат.


теги блога Стокмастер

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн