Чтобы примерно посчитать налоговое бремя, предположим есть семья, которая имеет зарплатный доход в 1млн.руб. на руки в год. Как раз это примерно средняя семья и будет.
Пусть также для оценки завтрашнего налогового бремени будут изменены ставки налогов — НДС повысится до 22%, страховые взносы упадут до 22%, отменяется льготная ставка НДС 10%, ндфл становится 15%, то есть изменения примерно как тут:
www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/22/754520-povishenie-podohodnogo-naloga
Предположим, что 75% от дохода идет на товары с 18% ндс и 25% на товары с ндс 10%.
Итого на текущий момент эта семья тратит на товары и услуги без ндс 1000000*75%/1,18+1000000*25%/1,1=862865р. При этом работодатель отдает на эту семью фактически 1000000*1,3/0,87=1494252р.(с учетом ндфл и страховых взносов) Итого налоговое бремя примерно составляет 1-862865р/1494252р=42,3% от общих средств (или 631 387руб), отведенных работодателем и это без налога на имущество, акцизов и пр.
Если завтрашнее налоговое бремя будет такое, как указано, и работодатель будет отводить ту же самую цифру, то семья будет получать 1494252р, из которых на руки получит только 0,85*(1494252/1,22)=1041077руб., а потратит на товары и услуги без НДС 1041077р/1,22=853342руб. (-1,1% к сегодняшнему варианту). Итого завтра налоговое бремя составит 1-853342/1494252=42,9% от общих средств (или 640909р), отведенных работодателем и это без налога на имущество, акцизов и пр.
На базе данных вычислений получаем, что де факто при таких нововведениях средней семье придется снизить потребление на 1,1%, заплатить государству на 1,5% больше налогов (+9543р). Хотя разница и не велика, но, скорее всего, потребуется некоторое время, чтобы работодатель компенсировал уменьшение страховых взносов увеличением зарплаты на руки, поэтому в первый год действия новых налогов провал в потреблении будет, вероятно, до 819672 вместо раньше потраченных 862865, то есть около -5% к потреблению.
Понятно, что в случае если вы живете на рентный доход, то для вас картинка вообще будет удручающей. При тех же самых условиях до ндфл доход будет 1млн/0,87=1149425 и налоговое бремя 1-862865р/1149425=24,9%, а станет 1- 800828/1149425=30,3%(1149425*0,85(ндфл)/1,22(ндс)=800828). В итоге налог увеличится на 62037р или на 21,6%, а потребление упадет на 7,2%.
В целом же после такой налоговой реформы многие компании, ориентированные на средний доход, ждет непростое время. Скорее всего, плохие результаты продаж могут показать компании, имеющие в штате мало сотрудников и ориентированные на внутренний рынок. Торговые компании, в свою очередь, получат по началу плохую выручку, но частично компенсируют снижением ФОТ, хотя в итоге результаты тоже будут фиговые. Выиграют от такой реформы экспорто-ориентированные компании, которые не платят НДС, но используют много рабочей силы (привет, нефтянке!).
Касательно фондового рынка соответственно начнется серьезная переоценка компаний из-за налоговой реформы. Плюс к этом рентные любители должны быть готовы, что будут тратить на 7,7% больше, чем раньше.