Экологические проблемы начали преследовать «Норникель». Еще не завершены работы по устранению последствий разлива 21 тысячи тонн дизельного топлива под Норильском, даже оценка ущерба еще не завершена, как обнаружен слив жидких промышленных отходов из отстойного пруда хвостохранилища Талнахской обогатительной фабрики «Норникеля» в тундровую зону.
Хотя новый инцидент объясняют нештатным переполнением отстойного пруда, и даже отстранили ответственных «стрелочников» от работы, что-то подсказывает, что это, как в старом анекдоте про чукотских оленей, уже не случайность и не совпадение, что это – тенденция, однако!
Как бы то ни было, трубы, сливавшие отходы в речку, которые спешно демонтировали экскаватором, не упали с неба кознями инопланетян, а были проложены предприятием заблаговременно. Кто может поручиться, что этот слив был первым и единичным? Если бы внимание не было приковано к этой части тундры в результате предыдущей аварии, то новое происшествие осталось бы незамеченным. Теперь перед властями встает неприятная дилемма: ограничить внимание только случайно выявленными инцидентами или устроить фронтальную проверку экологической безопасности функционирующих в Арктике промышленных объектов. Не только предприятий «Норникеля», но и других компаний. И кто знает, какие результаты выявит эта проверка и в какие затраты обойдется ликвидация ее последствий.
Многие из этих объектов, да почти все, были построены в советское время за государственный счет, невзирая на затраты и без оглядки на экономическую эффективность. Да и требования к экологической безопасности тогда были далеки от сегодняшних. Доставшись в процессе приватизации за бесценок новым собственникам, они обеспечивают им высокую рентабельность. Но ничто не вечно. Нарастает износ сооружений и оборудования (вспомним, что разрушенному хранилищу дизельного топлива уже 40 лет). Прежнее отношение к окружающей среде сегодня выглядит хищнической эксплуатацией природных ресурсов, и с ним, ради общего будущего живущих здесь, нельзя больше мириться. Добавим сюда еще и не осознаваемую в полной мере по вероятным масштабам проблему, которую создает для существования теперь уже так называемой «вечной мерзлоты» глобальное потепление. Если «поплывут» фундаменты промышленных, да и жилых сооружений в городах арктической зоны, устранение последствий этого потребует колоссальных инвестиций.
Готовы «капитаны индустрии» к масштабной модернизации доставшегося им хозяйства ценой потери экономической эффективности? Как отнесутся к такой перспективе их партнеры и акционеры? Или опять надежда на то, то проблемы удастся решить за государственный счет? Вот такие принципиальные вопросы встанут в полный рост уже совсем скоро, если за несколькими авариями и нарушениями последует череда новых аварий и экологических катастроф.
Калачев Алексей
ГК «Финам»