Блог им. Division_by_zero
Когда-то я учился в Бауманке. Это было давно. Тогда моя альма матер называлась МВТУ, теперь – МГТУ, вроде.
В то время, в главном здании Бауманки, если надо было сходить в туалет по-маленькому, надо было задержать дыхание, быстро войти, быстро отлить и сразу же слинять, не вдыхая воздух. Туалеты были ФЕЕРИЧЕСКИ засраными. Я даже описать это не берусь. Я не знаю, убирал ли их кто-то хотя бы раз с месяц. Может, их не убирали с тех пор, как императрица Мария Федоровна основала это славное заведение в 1826 году.
НО! Если надо было сходить по-большому, то был один чит. На первом этаже, рядом с кабинетом тогдашнего ректора Елисеева (который космонавт и читал нам курс лекций про системы переработки мочи в питьевую воду на станции Мир, true story) – так вот, рядом с кабинетом ректора, был небольшой туалет на два очка, который тоже, конечно, был эпично грязен, но там, похоже, убирались хотя бы раз в неделю. Почему? Потому что туда ходил сам ректор, я так думаю. У него после потребления воды, переработанной из мочи, стандарты, конечно, были невысокими, но все равно выше, чем у остальных студентов.
Меня всегда удивляло – как в месте, где учат инжинеров строить всякие космические ракеты, не могут решить такую простую проблему, как уборку туалетов? Неужели с комфортом посрать, без того, чтобы получить тяжелую психологическую травму – это менее важно, чем сделать ракету, которая полетит на околоземную орбиту, или покажет кузькину мать американцам?
Я этого никогда не понимал, и не понимаю до сих пор. Внимание к деталям – оно важно. Нельзя быть образованным человеком и неграмотно писать, или иметь засраный рабочий стол.
Может, я не прав. Но я настаиваю на своем. Детали и внимание к ним – ВАЖНЫ. Они отражают внутреннюю дисциплину, состояние ума и его метод функционирования. Поэтому при выборе объекта инвестиций – я всегда обращаю внимание на детали.
Я предлагаю Вашему вниманию пошаговый разбор очередной компании. Это в некотором роде сиквел этого поста, который неожиданно для меня набрал много лайков.
Я повторю основной тезис того поста, и добавлю в него еще один (5-й) пункт, который я тогда упустил.
Что мне нужно как инвестору от менеджмента компании ?
Мне нужно понять следующие вещи
Итак, начнем
С утра, открыв глаза, я тащусь в туалет, и сидя на толчке, читаю новости, которые мне подсовывает мой телефон. Что-то без туалетной темы сегодня никак.
И вот в потоке новостей была ссылка на интервью с CEO компании Lordstown Motors
Я, если честно, никогда об этой компании не слышал. Оказывается, она делает электрические пикапы. Точнее – собирается делать. Но мне CEO понравился. Я его потом погуглил. Отец 5-ти детей. Со-основатель конторы Workhorse, которая делает коммерческие гибридные вэны, и довольно успешно.
Я начал читать про них, и история вот такая. Контора специализируется на одном единственном продукте – электрических пикапах для коммерческого рынка. Так называемые Fleet Vehicles. То есть, например, если вы-контора, которая обслуживает сотовые вышки, или какие нибудь нефтекачки в техасе, у вас есть мобильные сотрудники, которые разъезжают по точкам с набором инструментов, чтобы их обслуживать. Для них у вас в автопарке есть, ну, например, 100 пикапов F-150. Вот на этот рынок и ориентируется эта контора. Просто пикап с Hub Wheels, то есть моторы, встроенные в колеса, как на скутерах. В авто – 4 движущиеся детали. Рама, батареи, куча софта, и 4 мотора.
ВСЕ !
Никаких камер, никакого искусственного интеллекта для Self Driving. Да и зачем это для рабочей лошадки, на которой реднек из техаса объезжает нефтекачки. Стоимость пикапа — 52,500 долларов, и за счет экономии бензина он реально дешевле всех альтернатив с ДВС. Его же и делать в 100 раз проще! Сварил раму, батареи, 4 мотора — все !
Контора купила бывший завод GM со всеми промышленными роботами, в городе Lordstown, Огайо, поэтому и называется Lodrstown motors. Раньше на этом заводе собирали Chevy Cruise
Я посмотрел еще одно интервью с их CEO, и мне опять понравилось. Чувак явно верит в то, что говорит, и понимает тему. Я знаю, что это low bar to pass, как говорится, но после Тревора нашего Милтона, из Николы — это выглядит освежающе.
Супер простая и в то же время понятная стратегия. 100% концентрация на коммерческом рынке. Как раз там где есть деньги. На электрическом авто тесла нет ни трансмиссии ни двс. Но там все равно надо момент от мотора, который сидит на заднем мосту, передавать на полуоси. А у этих ребят даже этой проблемы нет. Мотор сидит прямо в колесе. Это, конечно, увеличивает неподрессоренный вес, но мы же не авто для пижонов из силиконовой долины делаем – для рабочей лошадки это не так важно. 4 движущихся части во всем авто, Карл !!!
Я, конечно, полез смотреть их презентацию для инвесторов, и она отвечает на все вопросы из 5-ти моих пунктов вверху, и вот прямо как специально написана под мою шпаргалку – даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли. И капа у конторы — по теперяшним меркам просто смешная, менее трех миллиардов. Это, конечно, с учетом того, что они имеют ноль продаж — очень много. Но если им удасться воплотить свои планы — то это просто задаром.
Тут я вот что хочу сказать – в индустрии электромобилей сейчас надувается пузырь. На такой золотой лихорадке есть куча контор, которые не выживут просто по законам рынка, или откровенные мошенники вроде Николы. Но вот эти ребята из Lordstown motors – они мне реально понравились, и капа у них вполне разумная, при условии конечно, что им удасться реализовать свои планы.
Это, на мой взгляд, явный 10-bagger, и на горизонте лет 5 я от них ожидаю хорошего роста. Вы как хотите, но я их сегодня купил, и может продам немного теслы, которая выросла уже до совсем неприличных значений, и куплю еще.
Далее, я подозреваю, все пойдет по тому же сценарию, что и 3-4 года назад, когда я писал про Амазон, Данахер, Nvidia, Tesla
Мне напишут, что я — типичный дилетант, а я через 4-5 лет, когда акции вырастут в 10 раз, напомню о своих постах.
Вернемся к этой теме лет через 5.
А с неподренной массой интересно что это ещё и пикапы которые без того козлят
Гораздо интересней Ваша оценка «Данахера» — пирушка закончилась или ждете подвоза выпивки и закуски?
эта контора будет спокойно себе расти процентов на 5-7 в год лучше рынка, что меня вполне устраивает
у них сейчас главная задача -переварить биотех бизнес, купленный у GE
даже показывает проекцию на пять лет по продажам и прибыли.
было бы очень cтранно, если бы не показывали!
Изначально в вашей стратегии инвестирования вы предлагаете ориентироваться на фактические финансовые показатели (рост FFO, EPS, дивов). Их перфоманс в прошлом и настоящем и возможном будущем.
Тут никаких продаж нет и еще какое-то время не ожидается.
Это противоречие в вашей собственной стратегии или я что-то не так понял или «это совсем другое, вы не понимаете»?
finviz.com/quote.ashx?t=RIDE&ty=c&ta=0&p=m
P/E = 327+ (уровень: мама, роди меня обратно).
Только теперь я понял суть названия статьи.
После рассмотра на серьезных щах такой акции Бенджамин Грэм начинает переворачиваться в гробу с крутящим моментом 327 оборотов в минуту (электротехнологии, мощнейший спин).
ПС: Извините за сарказм, реально сложно воспринимать такой актив с такими характеристиками в парадигме объекта для инвестирования.
У вашего менее примитивного подхода есть четкие количественные показатели для принятия решение о покупке / продаже актива?
Или только: вау, это новая парадигма, за этой компанией будущее?
В ваших собственных выкладках были критерии по EPS, FFO и тп. При покупке этой компании этих критериев не значится...
Если вы топите за системный подход, обозначьте эту систему. Если нет — то это интуитивная торговля и рваная срака в конце (не мог не ввернуть сеттинг статьи сюда, извините)).
smart-lab.ru/blog/315821.php
smart-lab.ru/blog/316168.php
Я потом много еще добавлял по ходу дела, если вы пойдете по оглавлению моего блога, которое я вроде неплохо организовал, и почитаете все про «стратегическое инвестирование» — там все это есть
стратегия в том и заключается, чтобы стать царем горы на своем локальном холме, даже если он окажется не самым высоким в окрестностях
контора ориентируется только на fleet vehicles, и собирается их продавать по сути по цене, сопоставимой с ДВС, если к этому добавить экономию в эксплуатации, то получится супер привлекательно
концентрация на одной задаче — это иногда очень хорошо
Мне, кстати, в Тесле это всегда не нравилось — распыление и попытка окучить все рынки. Работает только до определенного момента
Antishort, +100500. Пока нет надёжной и эффективной системы колесо/двигатель.
Но против умения убеждать всегда работает умение считать.
что мне нравится — у конторы с капом менее 3-х миллиардов есть завод, у которого replacement cost — как минимум три миллиарда, достаточное количество кэша, чтобы сделать первую модель, и хорошая команда
Нет мой друг — это бычий тренд.
Я уже в МГТУ учился, М7, робототехника и автоматика…
По сути это венчур со всеми рисками.
Да и смотреть на компанию у которой даже прототипа нет, а деньги уже потрачены — ну так себе идея.
Или они реверсом и регенерацией собираются тормозить ?
Представьте себе авто, в котором не надо никогда менять и обслуживать тормозные колодки и диски!
Так же есть подозрения, что в теории отказаться от колодок можно, но на практике не получится из-за безопасности, т.к. не будет возможности экстренного механического торможения
но тут скорее вопрос полного отсутствия самой процедуры — это бы было реально круто
Но я давно ещё читал, что хонда усвоила ошибку, и гибриды новых моделей стала делать по тоётовской технологии, т.е. с независимой тягой как от э/дв, так и от двс
a1pha, да, вроде изменили
моя машинка работает 100% на электрическом двигателе где-то до 95кмч
электричество поставляет мотор, который вращает генератор и работает по циклу аткинсона, отсюда и экономия в городском цикле, потому что мотор по схеме аткинсона работает с большим КПД чем цикл Бенца. Плюс рекуперация, все дела
Короче, в городе получается 4 литра на сотню
Начиная где то с 95 кмч, подключается муфта, которая соединяет бензиновый двигатель с колесами вдобавок к электродвигателю
То есть, никаких шестеренок вроде и трансмиссии как таковой нет — только эта муфта. Не знаю как это отражается на надежности, но 80,000 километров полет нормальный тьфу тьфу
Под экстренным торможением я имею ввиду резкое торможение с целью избежать аварии. И в такой ситуации э/дв неприменим. Хотя сочетание возможно — но с какой целью? Две системы торможения увеличат стоимость и сложность авто без существенной выгоды владельцу (повторю, замена колодок стоимостью ~20$ происходит раз в ~100 тыс км)
— Торможение электромотором в режиме обратного ЭДС как основного тормоза не просто возможно, но и реально существует, однако все еще не применяется. Грузовик Вольво, кстати, показывает тормозной много короче, чем с классической системой. За счет реализации антиблокировочного алгоритма не с 25-30 циклами в секунду а где-то под 200 ))
— Обычные магистральные грузовики типа последнего поколения Скании требуют замены колодок через 300-600т.км за счет использования тормоза-ретардера и системы интеллектуального круиз-контроля, который работает по принципу автопилота, но без автономного управления
— ну и так далее
А вот то, почему такая система не пошла «в массы» - интересно было бы узнать.
массивные, дорогие, их как и традиционные нужно охлаждать ))
аналитики и люди, работающие в инвест конторах, ничем не умней нас с вами, а информация идет из публичных источников, как правило
Собственно я не отговариваю, просто пытаюсь обосновать почему Тесла такая дорогая, а остальные стартапы — нет (и вероятно никогда не смогут составить конкуренцию, и в самом удачном варианте для инвесторов — будут поглощены Теслой или одним из 4-5 автопроизводителей, и то если вдруг смогут дойти до серийного производства… но это лишь мое мнение).
один большой двигатель проще обслуживать и проще диагностировать, когда их 4 ещё и малоразмерных — больше риска проблем, хуже с ремонтами. это дополнительные риски.
Какие там такие двигатели у электромобиля? Инверторы штоль?
Ситуация 1 в 1 с туалетами в ГЗ МГУ в 90-е… И те же впечатления
Я как-то лет 10 назад зашел по пьяни в свою ФДС-ку... Кухни на вид стали чище. Ну и туалеты, вроде тоже…
Зашел в свою комнату, а там физфаковцы... Все равно — дух тот же...
Единственное, не пробил кулинарию рядом с Балатоном… Небось, и нет её уже…
Единственное, что сильно поразило, в моей 4-ке по-прежнему администратором была Маргарита Борисовна… Как и в наши годы. Это мне охранник рассказал, который меня пропустил, войдя в положение -)
Был пик — когда э-м были только у Теслы. Еще у них есть сети заправок — это крутая штука.
Все остальное, все новоделы, хоть с пикапами, хоть с автобусами — обречены стать одними из сотен.
Уже есть серийные э-м у Ауди, Форда, Тойоты и прочих крупных игроков.
Я вот только не понимаю, почему не растут добытчики лития, ведь на него должен быть сумашедший спрос…?
Потому что эти новые деньги будут потрачены на разработку новых продуктов в 100 раз более эффективно, чем это сделают перечисленные Вами автопроизводители
Не потому, что они знают и умеют хуже, чем новодел на коленке. Как раз наоборот, конечно !
Просто новодел ни на чем другом, кроме накопления опыта и разработки — не сосредоточен. А старые автопроизводители вынуждены просирать деньги на поддержку своего бизнеса с ДВС
Поставьте себя на место Тойоты — у вас по всему миру огромные производственные линии, заточенные на одну вещь — сборку авто с ДВС
И вот приходит ситуация, когда выясняется, что эти линии просто нахрен не нужны. Что надо их закрывать и перестраивать, что проще заново все построить, чем переделывать существующую линию.
А денег туда вложено дохрена, а кап затраты не окупятся, это видно уже сейчас, и надо делать списания с прибыли, так называемые write off
И заводы надо закрывать, и людей увольнять, а там профсоюзы, правительства вой поднимут
И авто с двс проданные надо продолжать поддерживать, и обязательтсва перед дилерами своими
Все старые автопроизводители сейчас находятся в ситуации «Только когда начался отлив, стало видно, кто купался без трусов». Они просто не ожидали, что отлив придет, они думали, что в озере купаются
я вот вижу как убер просрал яндексу пример.
ничего сверхтехнологичного в э-мобилях нет. и очень многое что есть у гигантов — можно использовать.
Например историю о том, как IBM просрали облачный бизнес в пользу AWS и Google Cloud
Как RIM просрал рынок смартфонов в пользу Аппла и Гугла
Как роскосмос просрал рынок космических запусков Spacex.
Это то, что навскидку приходит на ум
RIM по сравнению с остальными игроками рынка скорее сам был стартапом.
Ну про Роскосмос пример совсем не в кассу.
И это как раз самый главный риск теслы и всех прочих ev makers. Потому что рынок в конечном итоге завоюет не пионер, а тот кто научится экономить на масштабе. Ну как это показал скажем опыт традиционного автопрома где сначала фиат, а следом вольксваген и таета всех успешно отмудохали и только в сша где есть серьезный генетический код к форду и gm, последние (не без помощи постоянных субсидий и протекционизма властей) еще кое как на плаву. А так то в условиях целиком свободного рынка уже должны быть в жопе.
Ну и скажем волькс он сейчас не сильно отстает от теслы. Разве что по накатке автопилота. Но мне кажется что ценность этой фичи сильно раздута (самой де теслой вестимо)
Да, а вот огромным цепям поставок которые делали 50% тачки в виде двс+коробка, им возможно худо будет. А самим оем… вряд ли, переобуются, получат денег от властей, протекционизм от конкурентов и выкарабкаются. Но часть рынка отдадут и не малую.
Еще - NYSE: FMC,
NYSE: SQM
Ерунда. Знаю одного настоящего гения, у него стол похож на гору прошлогодних листьев, которые кто-то смёл в одну кучу и на каждом сделал какие-то заметки. Начальство боится даже заикаться про уборку у него на столе, и даже уборщицам строго-настрого сказано, ни на столе, ни под столом, ни в радиусе 2 метров от него ничего не трогать, только протирать осторожно. А там можно найти самые странные предметы. ))
Это на 20 000 дешевле вашего Lordstown.
За эту двадцатку можно купить 8 000 галлонов бензина и проехать на них 200 000 миль.
200 000 миль!!!!!!, бл… ))
Нахер он нужен этот электропикап...?
Да, конечно система ДВС требует довольно много к себе внимания. Но зато двигло там одно, и расположено оно в весьма комфортном с точки зрения эксплуатации месте! Что меня еще несколько смущает — эти 4 двигателя надо ведь непрерывно синхронизировать? И если в классической системе эта синхронизация жестко-надежно-железячная, то в случае 4 колес — она электронная, что немного беспокоит. Что будет если одно из колес по какой то причине внезапно начнет вращаться быстрее остальных трех, что в классике попросту невозможно?
— зачем редуктор при расположении в колесе?
— схема с эл/дв на осях как раз потребует редуктор (дифференциал), иначе как с одного эл/дв подать разные обороты на одну ось
— по-моему, в редукторах не масло, а смазка используется (могу ошибаться)
— поверьте, нет почти никакой разницы при эксплуатации под капотом и в колесе, ваше представление — что там грязнее и пыльнее, но под капотом — грязи и пыли не намного меньше. Если плохо с герметизацией и фильтрацией, никакой двигатель (хоть двс, хоть эл/дв) не позволит нормально эксплуатировать авто, хоть вы на крышу его засуньте
— уже полно авто с эл/дв в колёсах
— в чём заключается огромная стоимость обслуживания эл/дв в колесах и какое вообще обслуживание там необходимо?
Тут кстати нагуглил новость про инновационную разработку 2019 года у словенцев, вроде как придумали безредукторное колесо и готовы выпускать серийно - https://rim3.ru/avtonovosti/novosti-kompaniy/tekhnologiya-motor-kolesa-sdelala-sleduyushchiy-shag/. Цен не приводится. Посмотрим что у них получится.
Меня больше интересуют не пыль и грязь под капотом и в колесе (хотя очевидно же что разница есть, у земли ее гораздо больше, вы ведь зимой снег на колесах видите? а под капотом видели хоть раз?) — сколько механические ударные нагрузки. Подкапотное пространство живет примерно как салон, в авто есть амортизаторы, слышали? А колесо воспринимает дорогу «как есть» — это вибрации и удары. Повышенный износ тут очевиден.
Про стоимость обслуживания я уже сказал. Один двигатель и четыре — это разные вещи. Скорее всего электродвигатели в реальности не обслуживаемые, они просто меняются при поломке, что влетает в нехилые деньги. Цифр не знаю, просто рассуждаю логически. Да даже шины переобуть в случае электродвигателя в колесе — это нифига не просто. Мишлен разрабатывает мотор-колеса давно (и да, они с редукторами и там вообще интересно всё в плане компоновки), планируют делать специальные комплекты оборудования для шиномонтажа, что намекает как бы…
Как так получается? Легко. Несколько примеров, которые приходят на ум:
1. Получение энергии «оптом», когда большой генератор (эл/станция) сжигает топлива как 1000 маленьких генераторов (ДВС), но энергии вырабатывает как 100 тыс маленьких генераторов
2. Альтернативные источники энергии, которые вообще условно бесплатны
3. Солнечные панели, которые может установить себе каждый желающий
Во-первых от домашней розетки электромобиль упаришься заряжать (около суток). Во-вторых речь ведь про зарядку на «электрозаправках» — там тариф будет очевидно вышел чем дома. Т.е. если у меня дома тариф 5,66квт/ч, то на заправке будет не менее 8. Можно примерно прикинуть. Стандартная зарядка теслы Model S с 75кВТ будет стоить 600-700 рублей, при этом запас хода около 300км. В случае бензина с потреблением около 8 литров на сотню это 24 литра или около 1000 рублей. Да, подороже, но я бы не сказал что даже кратно. А если сравнить с каким нибудь приусом с его расходом в 3 литра на сотню, то уже не в пользу вообще ни разу не дешевле. И это в России где электричество очень дешевое (пока что).
Вот то что один большой генератор с потреблением как 1000 маленьких генераторов вырабатывает как 100 маленьких — хотелось бы обоснование )) Конечно оптом дешевле, но сомневаюсь что в 10 раз. Электричество надо еще доставить до потребителя — это потери. Количество металла требуемое для передачи электричества растет квадратично. Тут нужны более точные рассчеты, а не на глазок.
И надо не забывать законы рынка — при росте спроса электричества — цены на него будут расти, поскольку будут расти инфраструктурные затраты. Это хорошо видно на примере Германии, которая нынче флагман зеленой энергетики и развития электротранспорта. Зато у них растет потребление дров, даже странно )))
Все источники энергии условно бесплатны — они все используют либо энергию солнца (нефть, газ, солнечные панели) либо гравитацию (гидроэнергетика) либо атом либо энергию самой планеты (экзотика типа гидротермальных электростанций). То что солнечные панели может поставить себе каждый — это конечно да. Вы ставили? Не лампочки с холодильником запитать, а что нибудь мощностью 100-200Квт, отопление, электромобиль тот же?
Когда попадания улучшатся, то и вонять меньше станет.
В целом мне кажется тесла тоже рассматривала такую компоновку и наверняка не с проста отказалась от ее использования даже в semi.
Она на те же 40% легко может и упасть. Для меня — это игра как минимум до конца след. года, тогда и посмотрим
Roku — не интересует, так как видел их продукт
Палантир — настолько секретная контора, что никто толком не знает, как они зарабатывают деньги. Я немного не доверяю таким темам