Блог им. trader_notes
Интро
Начнем с анонса. То, что меня сподвигло наконец продолжить серию статьей (раз, два). Кто не читал, лучше начать оттуда тк контекст довольно широкий.
Это будет лонгрид. Я постарался написать интересно, но я вас предупредил заранее — лонгрид! :)
Ну что. Не прошло и 8 лет. А это срок того самого автомотив цикла, о котором я рассказывал. Меньше чем за 8 лет большие дяди серьезные изменения делать не умеют. Ну и Даймлер убрал таки наследие 90х годов — «Command' в своей флагманской тачке: S-Classe! Вот скрин с первых ютуберских тестдрайвов.
Чувак благодарит своих богов, что в машине за 130 тыс евро убрали наконец панель с тысячей кнопок и поставили нормальный тачскрин, оставив только самые первостепенные кнопочки. Может быть даже сделали удобный UX интерфейс. А может отложили его еще на 8 лет, пока не знаю. Наши парни в Германии уже записались на первые тестдрайвы — обещали рассказать.
На что похожа компоновка? Правильно, на Теслу. И на Вольво xc90 конечно :) Как по мне вольва даже покруче )
Разница только в том, что там дисплей встроен в торпедо, а в мерсе нет. Хотя с другой стороны — не очень то много и вариантов расположения этого телека в поле зрения водителя. Отдельная тема — приборка. Я не знаю, пока не сидел, но выглядит как что-то неудобное. Явно видно что они не смогли ее скомпоновать внутри торпедо изза хада дополненной реальности огромного объема. Но хад дополненной реальности перформит очень круто, судя по ролику. Но это мы опустим, это нам не очень важно.
Ну что тут скажешь. Поворот в сознании произошел, ребята потупили как обычно примерно 10 лет и что то выдали. На задних сидениях планшеты, синхронизация с головным юнитом, куча каких то фич — я еще не изучал. Но это не поможет даймлеру.
Главное — для кого все нынешние ОЕМы делали и будут делать машины и ПОЧЕМУ ТЕСЛА МОЖЕТ СТОИТЬ ДОРОГО.
Давайте сразу определим. Я не знаю ответ на вопрос „дорого это сколько?“. И такого ответа тут не будет. Я могу только рассуждать о предпосылках как инвестор. Каких? Ну во первых тех которые были в первых частях. И еще — какой объем авторынка есть на данный момент, сколько из него может откусить Тесла, насколько подешевеют изза этого игроки которые сейчас на этом рынке… ну и в таком вот духе.
Давайте разберемся зачем вообще человек покупает машину? В общем виде всё сводится к двум назначениям — транспортное и драйверское. Драйверское это получение кайфа от рулежки машины. Я вот например куда больше люблю вести машину, чем сидеть пассажиром. Сидеть это дико скучно. А водить для меня это своего рода медитация. Да, я немного устаю физически если ехать далеко. Но ментально я себя чувствую лучше чем до этого тк почти мозг следит за дорогой какой то небольшой частью, а остальная никак не занята в этот момент.
Еще есть назначение ПОНТЫ. Но я это объединяю в драйверское направление, тк в общем виде понты это тоже получение удовольствия от владения и использования. Но так писать долго поэтому — драйверское. Первая это про то что бы возить свое тельцо из пункта А в пункт Б. Вторая это получать удовольствие от рулёжки и владения тачкой. Вот и всё. Иногда это совпадает, а иногда нет. Есть люди которым нужна только первая функция- возить картошку с дачи, ребенка в школу а себя на работу, ну или по долгу службы. Но есть и те у кого вообще 2-3 машины, и 2 из них куплены для всяческих кайфов.
И весь автопром уже поделен по этому назначению и жил так довольно давно. Где все нашли свою нишу.
типа тебе ездить — вот тебе Тоета, Форд, Шевроле, Шкода/Вольксваген, и Хуюндай всех подвидов
рулить и понтоваться — БМВ, Ауди, Мерс итд
все понятно вроде и все машины делаются соотв-но этой модели
И вот я практически уверен, что в этой клиентской модели грядет большой шухер:
И причина этого шухера - поколение Z.
Неприменительно наверное к России, в широком смысле слова, кроме может крупных городов пожалуй что… Да и вообще у нас все своё и ментальность иная.
Но в целом в Европе и США вдруг взяло и родилось достаточно интересное поколение людей. Азии это тоже отчасти касается — Корея, Япония, Сингапур, Гонконг. Насчет Китая не уверен, когда я был там последний раз то впечатление было что домов и дорог красивых настроили, а народец такой же дремучий остался.
Короче Z это ребята родившиеся с 1998 по 2010 года. Это ребята которые становятся сейчас совершеннолетними и скоро будут составлять нехилую такую часть спроса. Вашему вниманию, оценка журналиста РИА Новости:
МОСКВА, 7 янв — РИА Новости, Максим Рубченко. Социологи бьют тревогу: во взрослую жизнь вступают представители поколения „зет“, которые кажутся пришельцами с другой планеты. Уж слишком сильно их интересы и жизненные ценности отличаются от того, к чему привыкли старшие поколения.
Оттуда же:
Эксперты в один голос твердят, что поколение Z кардинально изменит наш мир. Неприятие ими каких-либо иерархий и официальных авторитетов грозит потрясениями в политике, приверженность „ответственному потреблению“ создает проблемы для экономики, а особенности социального поведения гарантируют острый кризис рождаемости во всех развитых странах.
И еще:
В России ситуация усугубляется традиционным статусом преподавателя как непререкаемого авторитета, сомневаться в компетентности которого запрещается. Между тем новое поколение вообще не признает авторитетов и иерархий.
Еще от меня из разных источников:
Короче интересные ребята. Это все конечно очень усредненные выводы, основанные на статистике, на опросах. Есть разные персонажи понятное дело. Но и загонов конечно у них тоже хватает своеобразных. Например гаджетомания, которая приводит к тому что для них традиционные способы знакомства и заведения пары становятся неприятными и диковатыми. Ну или „клиповое мышление“- их казалось бы феноменальная способность к фокусировке сразу на нескольких делах, играет с ними злую шутку. Дофаминовая система мозга постоянно „расфокусирует“ его, и они не способны по долгу держать концентрацию на каком то деле.
Я изучаю поколение Z. Уделяю этому время по простой причине — надо понимать как они действуют, размышляют и как будет складываться их потребление.
Вот я почитываю тут:
ну и книги тоже никто не отменял.
Дык вот. Есть такой факт, что для этого поколения достаточно сильно снизился порог „зашквара“. Ну то есть, оценка себя глазами общества стала отходить для них на второй план, и уступать место оценке себя своими глазами. Это если заумно, а если попытаться по простому, то зашквар это вроде слова из нашего детства „западло“. Только западло это крайнее выражение зашквара. Скажем так, западло это подмножество зашквара.
Им не зашквар:
Короче им в целом очень многое не зашквар. В основном потому что они не признают авторитетов. Это сделал интернет- они выросли в окружении когда они мнение любого чела в ютубе или соц сети могли легко оспорить, а рядом в это время нет взрослых которые дали бы подзатыльник и сказали бы „тебя кто вообще спрашивал, стой помалкивай сопля мелкая!“. Они выросли в среде где если ты не уважаешь мнение другого ты быстро становишься изгоем, тролем итд. Для них это важно, это делает их цельными и они просто так уже от этого профита не откажутся.
Так, немного важного про Зетов я сказал, а вы запомнили. Они еще только-только начинают зарабатывать первые деньги. Но это вопрос ближайщего будущего. Теперь с этим вот вернемся к тачкам.
Есть такое мнение популярное, что вот сейчас автопроизводители раскачаются, выпустят свои EV и Тесле ну просто хана. Вася Оленников это говорит чуть ли не в каждом сюжете где упоминается Тесла. Что вот мол немцы щас как жахнут! Но это не так!
Во первых им еще несколько лет нужно чтобы осознать что вообще произошло.
Во вторых „Другие EV“ существуют уже достаточно давно:
И еще штук 10-20 в Китае.
Но суть в том, что есть много EV, но хотят то Теслу! Даже в Китае где масса внутренних игроков!
Почему? Потому что сложилось мнение что Тесла это крутая электротачка- гаджет: удобный, надежный, простой, и с поддержкой. при этом красивая, и интуитивно понятная для расфокусированного Z — чувака. И главное потому что есть ожидания что туда будут доставлять интересные сервисы и фичи потому что пора :
Помните как на заре рынка смартфонов выбирался продукт с учетом того какой есть маркетплейс, апы, поддержка? iOS/Andoid/Windows ?
Раньше также выстрелил айфон. Было много смартфонов, но почти все хотели айфон тк он простой, удобный, надежный, красивый и с хорошей поддержкой. Хейтеры понятное дело доебывались что он только „красивый“, но это было объективно не так уже начиная с iphone 3g. Большая часть из них потом втихую сами пересели на айфоны иначе бы откуда был такой рост их продаж в последующие года :)
У них не было в качестве основной цели один раз продать смартфон. Целью было — затащить в стор, и качать бабло оттуда ПОСТОЯННО. Что они и весьма упешно делают. ЭТО бизнес-модель эпл) Перестал расти стор? Добавим Apple Arcade, AppleTV и еще бог весть чего
При этом прежний мощный плюс автопрома — бренд и марка — могут и не сработать. Помните? Отсутствие авторитетов! Скорее всего, у новых клиентов уже нет дефолтных представлений, что мерс или ауди это вот очень круто, а все остальное зашквар. Нет, скорее всего они будут с интересом (и с оглядкой) пробовать новое, и Тесла будет им не зашквар даже в причудливом виде кибертрака:
Помните какой хайвай поднялся когда вышел дизайн кибертрака? Ой че началось, милениалы начали смотреть на это со своей колокольни пафоса и лакшери и срать в каменты везде где только можно. Но на кибетрак уже больше 800 тыс в предзаказе!
Для справки, из моих данных, суммарные продажи в США по маркам и моделям за 10 лет (2006-2016):
800 тыс это огромный предзаказ, даже с учетом того что на весь мир. Даже если выкупят в итоге только половину, все равно это хорошая касса. Учитывая динамику роста EV в целом, я думаю что у Теслы хорошие шансы.
Мы в прошлой статье разбирались в чем разница между тачкой — гаджетом и традиционной машиной. Прочитав эту часть — вы понимаете почему я считаю это важным в ближайшие годы.
Gen-Z хочет EV! И Тачка-гаджет делается не для нас! Она делается для Z-gen!
Заключение
Р/Е умер ребята равно как Р/B… Как минимум для тех сектора. Царствие небесное и ему, и его создателю Бенджамину Грэму. Всё изменилось, тк теперь капитал не играет первостепенную важность для расширения бизнеса… Раньше без него нельзя было обойтись. Ты можешь расширить свою интернет аудиторию или предложить новый сервис имеющейся у тебя аудитории, и тебе не надо строить новый завод и искать капитал для этого… И твой Р/Е можно поделить на 2-3 сразу после запуска этого продукта. И поскольку Бог знает сколько еще идей монетизации у тебя есть, то и Р/Е сегодня нет смысла смотреть. Поэтому и FANMAG и другие компании — невозможно оценить по Р/Е. Глупо даже пытаться тк в эпоху P/E предполагалась масштабирование в линейной зависимости от капитала. Нужны новые рынки? Строй новые заводы, закладывай закупку ресурсов, почти линейный рост персонала, трать деньги на маркетинг итд
Амазон- начинал продавать книги. Правильно было в тот момент оценивать его по Р/Е ? Конечно нет, и они это доказали — сначала завоевав e-commerce в США, потом став крупнейшим поставщиком клауд- решений. Мало? Забацаем Amazon Prime. И никому не известно, что там еще они задумали в ближайшем будущем. Уже владея аудиторией, они могут увеличивать свои доходы экспоненциально. Хотите дальше ужасаться огромному Р/Е? Я предпочитаю держать их акции :)
Дорого стоят те компании которые имеют аудиторию и реально претендуют на экранное время, на ВНИМАНИЕ людей. Ну и почему бы не предложить новый сервис в машине? Сейчас человек занят рулежкой, но это временно тк машины станут автопилотируемыми уже через 3 года.
Вам нужно только выиграть в борьбе за внимание пользователя у его же смартфона :)
Ну или допустим продать ему пакет — интернет СтарЛинк + премиум сервисы Теслы? Он такой- о крутяк экономия и инет всегда в тачке быстрый, можно раздавать кентам! А на самом деле расстался с дополнительной 20кой баксов в месяц :) Умножьте такого парня ну скажем на 40% их клиентской базы, и на 12 месяцев… и это сотни миллионов выручки в год!
Короче, набрав аудиторию своего гаджета, Тесла начнет придумывать сервисы для монетизации и расширять бизнес. так же как это делали Амазон, фейсбук, эпл и много кто еще. Тк сейчас главная ценность уже не капитал! Даже для НЕ веб проектов, он уже условно бесплатный! сейчас главная ценность это время! экранное время! если человек смотрит на экран нашего приложения/сервиса/гаджета, то мы как-нибудь уж придумаем как втюхать ему сервисочек платный или еще какой пряник и заработать.
Вот почему я считаю, что продуктологи в Тесла совершенно четко понимали что они делают, для кого, и как будут на этом зарабатывать. Поэтому Тесла:
а) скорее всего скоро откусит большой пирог авторынка за счет новых поколений и подачи правильного продукта для них
б) расширит свою бизнес модель в Х раз на доставке новых сервисов
в) строит всё в гибкой и быстрой среде в отличие от махры традиционного автопрома и поэтому:
г) умеет деливерить изменения в разы быстрее чем конкуренты и имеет небольшой Time to Market
д) является не зашкварным брендом
Так сколько она будет стоить? Да никто не знает ^) Более того, возможно, что весь или почти весь рост уже отыгран :) Возможно, что подешевеют конкуренты, теряя выручку! Возможно Тесла нарастит прибыль но останется ± в той же цене на акции, уменьшив свой космический Р/Е через знаменатель!
RIP дедушка Грэм. В интересное время живем :)
да и рынки с растущими ставками пожалуй что надо забыть лет на 5, может 10, может навсегда — как в Японии
Так вы про революцию Z, про 5 лет или про рынок 10-летней стагнации?
просто вы типа трейдер или спекулянт или кто то еще но не инвестор. для вас важны ставки, рыночная коньюнктура, мультипликаторы, политика ФРС, действия конгресса, и наверняка выборы США, циклы кондратьева, волнцы илиота и еще много чего.
всё кроме ПРОДУКТА и его потенциального рынка. а мне наобот- похуям на все перечисленное кроме понимания стратегии продукта и его перспектив в меняющемся обществе.
посмотрите лекцию Питера Линча от 1994 года — есть в ютубе и возвращайтесь- тогда хотя бы примерно на одной волне будем говорить
Я понимаю ваши доводы. И, возможно, они действительно будут существенны для покупателей некоторое время.
Но почему вы не связываете макропоказатели рынка и рынок — вот этого не понимаю. Как только ставки начнут расти — пузыри сдуются (и это в лучшем случае). А у поколения Z как не было серьезных денег, так и не будет.
ну может тогда и ну его? не стоить тратить время?)
youtube-> peter lynch 1994 lecture
кроме шуток… это интересная позиция и философия.
я не связываю их потому что никто не знает наверняка как та или иная компания пройдет очередную фазу ДКП вкупе десятков прочих факторов.
в кризис доткомов одни тех компании умерли, другие закапывали яму 13 лет, а были такие которые закопали за 5 лет, и даже такие которые не особо то и упали и быстро восстановились. почему?
Как будто я вот лично вам навешиваю покупку Тесли или ее акций ) Ну как агро-бабуин давай сразу какашками разбрасываться.
в целом и книги у Линча неплохие, да. но он то как раз говорит и пишет что не надо пытаться объять необъятное и определить а что же и каким образом УПРАВЛЯЕТ миром денег частному инвестору. а надо заниматься анализом продукта. что я и пытаюсь делать.
где-то я уже общался с гражданином Крысом, и он, похоже, необучаем
smart-lab.ru/blog/527244.php
:)
другое дело, что как автомобиль Тесла пока еще говно) но я думаю что они это нагонят. им это сделать будет проще, чем традиционному автопрому научиться делать тачку-гаджет
некоторых 20ти летних ребят в айти знаю со вполне уже солидными доходами. и помните, что на западе — все покупается в кредит, а на нынешних ставках и подавно.
Корола продается примерно 300 тыс в год и не растет (или падает) последние годы.
Модел3 продалась в США в 2019г 161 тыс и растёт каждый год по 10-20%.
Корола дешевле, но я вам хочу показать как будут думать Z-Gen выбирая между ними. Они загуглят первым делом всякие бенчмарки и сравнялки и найдут в первых же ссылках например вот такой сайт:
cleantechnica.com/2019/06/22/toyota-corolla-vs-tesla-model-3-5-year-cost-comparison/
Где найдут вот такую таблицу
И подумают, что из разницы в стартовой цене 13 тыс, как минимум половина из них отобьются на эксплуатации за 5 лет.
И что через 5 лет корола стоит грубо 10 тыс, а тесла 20.
И есть разница возить себя в короле — вялой, не гаджетной тачке, или в бодрой тесле, где тебе еще и все ништяки цифровизации
Ну и я думаю, даже у королы будет сильный конкурент. Хотя сравнивать их напрямую не совсем корректно. Скорее надо сравнивать с камри.
Они молодые пока да, но это вопрос 5ти лет когда они заработают первые деньги. Для рынка это вообще не срок.
может ну хоть какие то детали от вас, только чур кроме «история всегда повторяется», тк она со времен великой депрессии даже еще не повторилась ни разу. или там «психология не меняется» тк она очень даже изменилась за 100 лет. ну и вообще это слишком общие утверждения
1. налоги не платит
2. парковка в москве бесплатная
3. руб/км по сравнению с бензином меньше в десятки раз
а вы чем попугаете?
я скажу что делает EV не годными массово у нас — упорное нежелание властей развивать EV инфраструктуру в городах.
было приняли программу развития электротранспорта, но потом быстро свернули в пользу стратегии развития транспорта на газу. конечно, газпром то надо поддерживать :)
а так то, с нашей ценой за электроэнергию это и без субсидий куда выгоднее чем ДВС, сами посчитайте
Теперь про инфраструктуру.
Заправки компании сами строят. Я помню как бились они за удобные места, скупали локальных операторов. С какого беса с электрозаправками должно быть иначе? Почему власти должны один бизнес носить на руках и тратить жуткие миллиарды на его развитие. Неужели для того, чтобы Вас порадовать.
у теслы кстати показатели батареи еще лучше и по пробегу и по скорости зарядки.
про мороз ну уже сколько можно то? пол норвегии на EV ездит и финляндии прет тренд только в путь. у них что, тропики чтоль?
Поймите меня правильно. Я не бабаЯга, которая против. Но очень много вещей от теслалюбителей не слышу. Был довольно сильный аргумент от одного товарища, который покупает идею полного спланированного перевода автопарка на электроформат. И я бы с ним с удовольствием по этой теме пообщался. Но он повел себя очень некрасиво.
А ваши доводы, считаю, слабее его. Вот и все..
И еще, я вам про е-трон. Слышал, что у неё слишком сильная разрядка на морозе. Сильнее, чем у Тесла. Вот и предположил.
и еще будут прорывы в этой области обяз-но.
насчет того как перформит батарейка етрона зимой я честно говоря не знаю.
я понимаю)
но тк коротко я писать не умею то хз когда я это вырожу на белый свет в тьмутаракань смарталаба
Ну и насчет цен понтоваться не надо. Зачем покупать это чудо в перьях, если не для понтов, когда с эксплуатационной точки зрения оно вообще не в дугу. Но и для понтов скорее майбах подойдет, чем унылая ауди.
Так что не покатит эта машина на массового покупателя, так, игрушка для миллениумов.
Давайте вот тут поточнее разберемся. Это же действительно важно. Я не уверен что правильно понимаю «не в дугу»… но, Вы хотите сказать, что EV машина дороже в эксплуатации:
а) БЕЗ двух сложнейших агрегатов, а именно двигатель внутреннего сгорания и коробка передач. и там фактически нечего чинить на большие деньги
б) На электричестве которое (в нашей стране) так дешево что при показатель руб/км в десятки раз меньше на пробег получается?
Серьезно? А чем вы можете объяснить дороговизну эксплуатации то тогда?PS. Миллениалы, а не миллениумы
Думайте уже как то не в применении — а как вот оно в России. Есть США, Европа, Азия и их рынки
Alchemist01, ваши опасения полностью разделяю. предстоит еще многое решить и сделать, и батареи будут улучшать. Уже сейчас в последних поколениях батарей Теслу можно зарядить на суперчардж заправках за 30 минут на 2/3. Это я надеюсь не оч долго? Посидеть кофейку попить отдохнуть с дороги, норм вроде?
Уже многие страны осознали неминуемый переход на EV и приняли соотв-ие программы развития инфраструктуры. Среди них и крупные страны есть, остальные со временем подтянутся. Скажем условным Индии/Китаю которые только только начали лет 15 назад развивать свою ДВС инфраструктуру (тогда как развитые страны делали это 100 лет), им даже проще сразу делать ее под EV.
еще несколько моментов:
1. если вы (равновероятно) застрянете с пустым баком, будет такой же неприятный расклад. это какой то странный довод. возите компактный дизель генератор с собой что ли тогда )) hitachi делает такие. помещается в багажник, хватит подзарядится до отеля или чего нибудь такого.
2. мало кто в развитых странах любители «гнать» 14 часов как у нас это делают. обычно они едут день, с большими перерывами, останавливаясь в кафе, а ночуют в придорожных мотелях. которые уже кстати сказать начинают оборудовать EV зарядками
3. еще раз говорю (не вам, а вообще в каментах), забудьте вы про Россию в этом треде. Этой страны для компании Тесла и go-to-market стратегии просто не существует скорее всего. Мы им не интересны и зарабатывать они на нас не планируют. И как инвестору мне это понятно и я даже рад.
4. Норвегия, Дания, Финляндия — успешно переходят на EV транспорт, в климате примерно таком же как и бОльшая часть нашей страны.
Почему у них получается а у нас хотя бы в европейской части не получится? Почему нельзя оборудовать хотя бы основные трассы — Москва-Питерб МОсква-Минск/Нижний/Казань/Рязань/Ростов/Волгоград/Краснодар ?? Это что, космических денег стоит? Да Рогозин в три раза больше «освоил» на строительстве Восточного. Если бы власти этим занимались, у вас бы не было вот этих панических атак — А КАК МНЕ ЗЯРАЖАТЬ, А ГДЕ, А ЧТО ЕСЛИ Я ЗАСТРЯЛ
Раз другие страны это успешно делают, то дело не в EV, и не в климате, понимаете?
я просто пытаюсь донести то как можно оценивать капу и стоимость акций Теслы, как смотрят на свой продукт сама Тесла, как посмотреть на это глазами больших инвесторов итд.
а в комментариях каждый третий задает вопрос — ну и как же мне в Чихуяновку доехать? Об этом ты подумал афтар опуса?!
и да, честный ответ — нет, не подумал, как не думают об это и в компании Тесла :) Есть страны и рынки которые переводят инфру на EV вот об этом и надо думать
Потому что — пока в мире есть Тесла, никто не купит ваш электрический Поршак. Это задача, которая не имеет решения
electrek.co/2020/08/03/tesla-outsells-next-electric-automakers-combined/
На всякий случай — перевожу заголовок. «Тесла продала больше, чем три ближайших конкурента, ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ»
«José Pontes of EV Sales has been tracking global electric vehicles sales from all automakers and he reported that Tesla is still topping the chart»
… вы не поняли ?
В том чарте явно присутствует BYD — это китайский концерн, который владеет кучей брэндов. Все остальные видимо не выбились в первую пятерку
По-моему, некорректно сравнивать продажи теслы, которая готова к автономии, с продажами какого-то мелкого китайского брэнда, который клепают на коленке. Та же Махиндра в индии, наверное, больше делает и продает мотоколясок, чем все европейские производители, вместе взятые, но нах она кому то сдалась, как Неуловимый Джо
SJ- тесла плохо продается среди других EV!
нет, вот статистика
SJ- да, но не в китае!
нет, вот и китае тоже лидер
SJ-да, но субсидии же не только машины!
ну вот и не машины тоже есть
SJ-да но только в мелких странах!
нет, вот и в китае например
SJ-да но там много ДВС!
ептель, причем тут вообще ДВС? вы как то вообще можете сфокусироваться и гайдлайн в дискусии держать, ну или прекратить вилять задом, если эта мешанина намеренно происходит?
и это только в этом треде.
в Китае строится ОГРОМНЫМИ темпами инфраструктура под EV. все новые торговые центры ОБЯЗАЛИ делать парковку с зарядными кабелями. Правительство Китая приняло ПРОГРАММУ перехода Китая на EV амтомобили. Вы вообще в чем то хоть разбираетесь в этой теме? Кроме того что вам лично проживая в России EV не нравится?
Был такой концерн Крайслер — где он сейчас?
Были такие великие компания Kodak и Polaroid — где они сейчас?
Был такой великий производитель швейный машинок Singer — где он?
Была такая великая компания Nokia — ну и где она теперь?
Да что там говорить, был такой банк Леман Бразерс (вот уж кто на деньгах сидел и поглощал всех как акула) — куда он пропал?
в чем посыл? почему амазон неприменно должен пополнить этот список?
smart-lab.ru/blog/359806.php
А вот вам полтора года назад
smart-lab.ru/blog/527244.php
опять же не сходится с предыдущим утверждением)))
А вот то что Тесла крутая тачка в плане удобства и т.п., это да… что далеко ходить, даже возьмите дизайн китайских аналогов — это какое-то УГ. А начинка внутри как вы верно подметили у премиум сегмента с кучей кнопок как в самолете, тоже уже никуда не годится, а старички не могут перестроится.
У нисан смотрел бюджетный вариант на попробовать, леаф называется… какая-то смесь больдога с носорогом, с переди ниссан ноут, сзади мазда… взял бы только из-за интереса к электро карам.
Кстати, про p/e и других представителей этого класса, все верно… сейчас другой этап развития в мире, но все почему-то цепляются за эти показатели и упорно доказывают что не может компания стоить так дорого. Людям тяжело видимо перестроить свое мышление.
и про Р/Е согласен. долгое время все пользовались как мерилом дешево/дорого. сложно перестроится на другие эстиматоры
для интернет сервиса Р/Е, Р/B, EV/EBITDA — это все показатели не релевантные, тк они смотрят в прошлое. а сама компания в это время уже одной ногой в будущем где добавляет платную подписочку на 100 млн аудиторию.
рынок учится. все прошли историю амазон и эпл и поняли что «тогда» не было дешево, как казалось, потому что все смотрели в прошлое по старым книжным моделям
теперь разгоняют техи сразу на старте в космос :))) фактически интернет компании вынудили брать на себя бОЛьший риск чем value акции, или цикличка
Да и в плане рынка, если для теслы он закроется, то анологично легко произойдет и для Китая по всему миру. Хуавей как пример, тик-ток. Повод найдется.
И опять же, не оценивайте теслу как просто авто, основная фишка в автопилоте… посмотрите шире, будущее за городами где авто, светофоры и вся инфраструктура будут работать в одной связке автономно, и у теслы в данном направлении неплохие шансы, а это уже другие показатели и оценить сейчас наверное никто не сможет.
Поэтому Амазон останется надолго, а на счет Теслы есть большие сомнения.
амазон продает много тк владеет аудиторией. и он не сразу ей владел, это тоже все постепенно развивалось.
тесла если откусит большой рынок водителей и их глаз, то найдут способы монетизации. это основная цель для любой тех компании сейчас- маркетплейсы, сервисы и прочее.
автономус это комодити, поверьте через 3-4 года это станет нормой. разработка законов ведется уже во всех странах полным ходом тк все осознали что это реальность через несколько итераций улучшения основных компонент.
и автономус это НЕ главное преимущество теслы. всего лишь одна из фич. про них я рассказывал в прежних выпусках
да, я сбрасываю их со счетов. и я написал в статье почему- потому что тесла делается не для них, это для Gen-z которым скорее не подходят эти все крутилки и кнопки бесчисленные. им надо что бы машина желательно со смартфона вообще управлялась как то супер просто и понятно
войс пока слабый, еще будет развиваться.
в кризис доткомов одни тех компании умерли, другие закапывали яму 13 лет, а были такие которые закопали за 5 лет. почему? почему не все компании одинаково обосрались? наверное потому что под капотом были разные продукты? где то фантики и проспекты, а где то реальные продукты и большие перспективы.
конечно амазон не мог не падать. как минимум потому что он связан бетой с индексами. а те связаны с индексными фондами, как минимум.
я не призываю покупать акции теслы. я всего показываю как могут рассуждать инвесторы, в тч не мелкие а те кто заходит на 5-10 лет вперед. они не смотрят на Р/Е и перекупленый рынок. они перекладывают деньги из низов кривой доходности/риска наверх тк иначе они не покажут прибыль больше 5%. и в этих условиях они выбирают лучшие продукты и перспективы.
вы со мной все зарубаетесь что лично для вас Тесла говно ) Ну пусть для вас это так! Но ведь не обязательно любить продукт что бы понимать его рынок. Тесла расходится как горячие пирожки — не успевают производить. Новый завод в Германии — полностью загружен.
Эх сколько же раз ранее это объявляли. Только в прошлом веке раза три, притом не для отдельных компаний, а для всего рынка.
а для хайтека то уж точно это не натягивается никак имхо
Сделала то что не смогла или не захотела Дженерал моторс выпустив и уничтожив EV-1. Интересно сколько стоил бы GM если бы продолжили развивать электро машины.
Или вы тоже из миллениалов?
GM EV-1 (1997 — 2003) любимец селебрити.
Toyota RAV4 EV (1997- 2003)
важно не только придумать, а индустриализировать решение. сделать его доступным, удобным, найти рынки для него, УГОВОРИТЬ покупателя купить этот продукт, сделать его производство потенциально масштабируемым на миллионы, сделать его себестоимость адекватной. это не менее сложные задачи, по сравнению с изобретением в гараже.
a тут GM даже не требовалось уговаривать покупать.Покупатели были в восторге , ограниченный тираж 1500 шт. был отдан в аренду, в 2003 программу закрыли, машины отобрали и уничтожили.Уцелело 3 машины.
2. Балансировка ячеек в батарее, а также поиск и замена ячейки вышедшей из строя
3. В холодную погоду старт из прогретого гаража и парковка в прогретом гараже (на улице во время движения батарея греет сама себя)
4. Инфраструктура зарядки во всех POI
5. Стоимость замены батареи и ее утилизация
Любой не мажор в здоровом уме никогда не станет связываться с таким количеством проблем при наличии понятных и простых вариантов использования ДВС. Взгляните на страницы истории и посмотрите сколько потребовалось лет чтобы внедрить в широкие массы ДВС и построить инфраструктуру. Не меньше этого потребуется электрическим автомобилям при условии решения проблемы производства новых типов батарей и их утилизации без вреда для экологии.
руб/км — смешной по сравнению с ДВС
стоимость ремонта и эксплуатации — смешные по сравнению с ДВС и коробкой — ломаться то нечего
налога нет
парковка бесплатная (г.Москва)
зарядки в доме 11квт хватает что бы на выходных зарядиться полностью и ночью подзаряжать немного.
вам 500 км стоят ~300 рублей вместо 3000, разница есть как раз не для мажоров?! просто до «немажоров» трудно доходит.
они тока тока от механики отказались! которая до этого была «самая надежная и самая лучшая и ваще». перестали нокиями пользоваться, обзавелись смартфонами. а тут новая напасть :))
опять же- не надо примерять это на нашу страну полунищего населения. эта компания на нас не расчитывает, у них другие рынки целями обозначены. у нас авто рынка нет. 80% рынка это просто самые дешевые модели на минималке.
Да никто не спорит, что для Норвегии и для Монако тесла подойдет. Ну и по Долине потусить тоже.
ну что значит все системы недоступны? какие — все? педали и руль вам надеюсь доступны что бы до сервиса доехать?:) кресла регулируются как раньше — кнопками, под громкость кнопки на руле никто не отменял. но вы посмотрите предыдущую статью где фотки кнопочного ада. сравните с тем что сейчас в мерсе — поймете о чем я. там кстати у них кнопочки под тачскрином остались.
насчет танков не подскажу, не мой профиль
ну можт оно и не надо? и не тратить время?
сейчас среднее 517, но я и 1000 выдержу
Раньше «достал» мафон, машину и джинсы и ты типа крут.
Теперь же у всех есть всё. Машиной никого не удивишь. А понты перешли в разряд недосягаемого, вилла, яхта, остров, самолёт. Они наверно так же важны для ТЕХ, но в нашем социальном слое мы этого уже касаемся.
Поколение Z и все такое.
Слишком большое значение этому придано. Что, никто не был молодым в свое время? Все то же самое, только «игрушки» меняются.
Ваше «космическое» поколение Z чуток повзрослеет и поймет, что кроме интернета и зеленых волос в мире много еще чего есть и это нужно кому-то делать, производить и выполнять.
Ваше поколение Z тупо зад себе подтереть не сможет, если не будет произведена туалетная бумага. Если конечно не придумают технологические процессы, полностью на 100% исключающие в подобном производстве человеческий труд. Но что-то мне подсказывает, что на это нужно какое-то время, возможно даже длительное.
Вы излишне восторженно рассуждаете о техническом прогрессе, он впечатляет, но не настолько всесилен, как вы его тут описываете.