Блог им. arcaniscapital
Обзор HeadHunter Group #HHR
Сектор: Industrials
Отрасль: Staffing & Employment Services
Компания является лидером на рынке онлайн рекрутинга в странах постсоветского пространства. И 4-ой компанией в мире по трафику.
Источники дохода компании
Для соискателей весь основной функционал сервиса бесплатен, но HH зарабатывает на компаниях, размещающих вакансии, в нескольких сегментах:
— Доступ к базе данных соискателей. Услуга предоставляется по подписке на определенный период времени для определенных профессий с определенным количеством просмотра контактов соискателей. Доля в выручке составляет 51%.
— Размещение вакансий. HH предоставляет услугу в качестве пакета, который сгорает через 12 месяцев. Доля в выручке составляет 40%.
— Другие сервисы. Различные услуги как для компаний, так и для соискателей (например, помощь в составлении резюме). Доля в выручке составляет 9%.
Сильные стороны
1️⃣ Компания абсолютный лидер в России: ближайший конкурент отстает от HH в 3 раза по размеру бизнеса.
2️⃣ Рынок онлайн рекрутинга в России рос на 20% в последние 3 года и очевидно, что пандемия только поддержала этот тренд. Однако, общие расходы бизнеса на найм имели годовой прирост всего 4% в год, что достаточно мало и темпы роста бизнеса HH могут значительно снизиться, когда консолидация рынка в пользу онлайна завершится. Например, доля рекрутинговых агентств за три года почти не изменилась и составила 18%, т.е. их темп роста совпадал с отраслевым и в целом был на уровне официальной инфляции. С другой стороны, темпы роста базы клиентов HH всё ещё более чем приличные, что в совокупности с новой моделью монетизации может дать сильный рост доходов в среднесрочной перспективе.
3️⃣ Начиная с 2021 года, компания видит основной точкой роста индивидуальный подход к ценообразованию для работодателей. Для сравнения приводится, что средняя выручка на посетителя сервиса у HH в среднем в 14 раз ниже, чем у конкурентов. И несмотря на сокращение темпов прироста клиентов (темпы роста за последние 4 года[2017-2020]: 36,4%, 33,3%, 27,5%, 8,7%), общие темпы роста выручки удается поддерживать в районе 27% за счет увеличения темпов роста количества размещаемых вакансий, а также активного роста сегмента «других сервисов». Риск, связанный с этим, будет рассмотрен далее.
4️⃣ Консолидация Skillaz и Zarplataru. В декабре 2020 компания завершила покупку Zarplataru, что позволило увеличить долю рынка и выручку. Сервис равняется примерно трети размера HH по количеству вакансий.
В этом году компания довела долю в Skillaz до 75%. Skillaz с помощью своего софта предоставляет возможность автоматизированного подбора, оценки и тестирования кандидатов, т.е. полного цикла найма. Это ещё один шаг, который позволит консолидировать рынок рекрутинга, предлагая клиентам уникальный продукт.
5️⃣ Расширение линейки предлагаемых услуг, таких как корпоративное обучение и/или индивидуальное обучение. На основании той базы клиентов, которой добилась компания, появилась возможность предлагать другие, связанные с рекрутингом, услуги. Это одно из потенциальных направлений развития компании.
Риски
1️⃣ В последние годы всё бОльшую часть выручки компании приносят клиенты из малого и среднего бизнеса (с 44% от общей выручки в 2016 году до 53% в 2020). Этот сегмент, также является наиболее быстро растущим, но темпы сильно замедляются (2017-2020): 48,2%, 40,2%, 28%, 10,4% (2020, конечно, мало показательный). И выручка на клиента стоит на месте: в районе 14000 рублей. Риск заключается в том, что прирост количества МСП в России остановился после 2016 года. Таким образом, после того, как доля онлайн рынка рекрутинга установится, темпы роста клиентов в этом сегменте существенно замедлятся.
Похожая ситуация наблюдается и в крупном бизнесе. Темпы прироста крупных компаний, также, замедляются(2017-2020): 13,4%, 13,2%, 3,6%, 6,1%. Выручка по крупным компаниям более-менее стабильно растет по 10% в год.
В целом, общее количество открытых компаний с 2016 года упало в 2 раза к 2020. Это долгосрочно неблагоприятная тенденция для бизнеса HH. Но, вероятно, ещё какое-то время компания будет способна поддерживать общие темпы роста выручки ростом цен.
2️⃣ Тот факт, что компания работает на таком рынке как Россия, приносит свой вклад в оценку и общие риски. Средний страновой риск России сейчас оценивается как +1,85% относительно США, это ниже, чем в среднем по миру (+2,97%), но тем не менее повлияет на оптимальную цену для покупки и общую оценку, как и постоянный риск плавной девальвации национальной валюты.
3️⃣ Дивиденды. Компания выделяет значительную долю прибыли на дивиденды – 75% за 2020 год. Див. политика предполагает выплаты в размере не менее 50% чистой прибыли. Для компании, которая считается быстро растущей, это очень много, что косвенно говорит о том, что менеджмент не видит крупных перспективных направлений для вложения денег.
Финансовые показатели
Капитализация = $2,6b
P/E = 57
EPS (посл. 12 мес) = $0,87
EPS (след. 12 мес) = $1,52 (+75% г/г)
Рост выручки за посл. 3 года: +47% (USD)
Рост прибыли за посл. 3 года: +338% (USD)
Чистый долг / чистая прибыль: х0,75
Дивиденды: 1,13%
Оценка инвестиционной привлекательности
В российских реалиях компания выглядит вполне неплохо, но ценник невероятно завышен ($50 за акцию). Даже при условии среднегодовых темпов роста EPS выше 30% в следующие 3-4 года, оценка очень высокая, на уровне Nvidia, например. Но где Nvidia, а где HeadHunter.
Максимальная цена для покупки: $28
Итоги
HeadHunter чем-то напоминает Ростелеком и Яндекс в одном лице. С одной стороны, компания постепенно становится монополистом на ограниченном по размерам рынке (как и другие российские не-экспортеры, HH пока не планирует попытки экспансии, например, в Европу), а с другой стороны, компания всё ещё является быстро растущей, пусть и в циклическом секторе.
Пока неизвестно как на рост клиентов повлияют планы руководства касательно наращивания тарифов, а наращивать их придется всё активнее по мере падения темпа прироста клиентов, чтобы поддерживать высокий рост выручки. Поэтому, принимая во внимание стратегию компании, макроэкономический фон и остальные факторы, было решено разделить общую оценку компании на 2 части: среднесрочную (3-5 лет) и долгосрочную (более 5 лет), т.к. отдаленное будущее HH пока совершенно не оправдывает текущую цену на акции.
✅Среднесрочная оценка: 4/5
✅Долгосрочная оценка: 3/5
Не является инвестиционной рекомендацией
Мой телеграм — https://t.me/arcanis_investments. Обзоры компаний, личного портфеля и основных тенденций на рынках.
Пользователь запретил комментарии к топику.