Блог им. Alex_
В сущности, выбор инструментария для ведения учёта личных финансов прост. Либо это табличный редактор Excel (LibreOffice, OpenOffice, ...). Либо — программа, специально разработанная для такого учёта: для Windows -- CashFly, Ability Cash; для Linux -- HomeBank; для MacOS — что-то своё, мне неизвестное.
Внешний вид программы Ability Cash
Лично я долгие годы использовал CashFly2.1, однажды провёл несколько месяцев на Ability Cash. С момента перехода на Линукс в 2014 году я начал использовать HomeBank. Лишь недавно я решил наладить учёт финансов в LibreOffice Calc (читай, в Excel), и у меня это тоже прекрасно получилось.
Пожалуй, проще и прозрачнее вести бухгалтерию в табличном редакторе. В самом деле, он обеспечивает предельную гибкость в создании/удалении/изменении счетов, статей расходов и доходов, контрагентов. Он гораздо нагляднее и проще в освоении. Пожалуй, я могу назвать только два четыре три его недостатка:
Что же до ведения учёта с помощью специализированной программы на многих компьютерах (например, через облачное хранилище), так он требует установки программы на каждый из этих компьютеров, иногда в одинаковой версии. А это выполнимо не всегда!
Грубо говоря, один счёт — это один кошелёк, карман или карта, где лежат деньги. В нашем примере счетами будут:
При работе в LibreOffice Calc новый счёт создаётся как новая вкладка.
Вкладка «Наличные» со стартовой суммой 1200,00 руб
В HomeBank новый счёт создаётся через раздел «Управление счетами».
Создание счёта «Долги»
Общий список счетов. Пожалуй, выглядит нагляднее, чем в табличном редакторе!
Счета созданы, стартовые остатки введены. Начинаем вести учёт!
Для начала попробуем ввести несколько простых операций, как расходных, так и доходных.
Пример учёта прихода и расхода по счёту «Наличные»
Значение поля H5: "=H4+B5-C5". Поля H6, H7 и ниже заполняются автоматически, если ухватить поле H5 (с введённым значением формулы) за нижний правый угол и потянуть вниз. Да, да, я в курсе, что вы и сами это прекрасно знаете и умеете! Но читать эту статью можете ведь не только вы, но и менее продвинутые пользователи.
Операции по счёту «Гамма-Карта»
Наконец-то, долгожданная зарплата! Можно съесть мороженку (даже не записывая, что это мороженка) и заплатить коммуналку за октябрь.
Операции по счёту «Долги»
Опа! Да, мы дисциплинированные алиментщики. Каждое поступление зарплаты влечёт начисление долга на счёте «Долги».
И теперь — аналогичные операции в программе HomeBank:
Упс! А категорию-то выбрать нельзя...
Сходу не получается! Увы, категории нужно настраивать специально, а для этого тщательно их продумать. Изменять их впоследствии можно, но иногда это будет вызывать нежелательные последствия.
Итак, настраиваем категории (статьи расходов и доходов):
Раздел «Управление категориями»
И вот теперь мы уже можем заполнить данные по операции корректно!
Уфф! Получилось
Список операций по счёту «Наличные»
Сводная картинка на 02.11.2019 выглядит уже так:
Сводка в HomeBank
Как видите, ничего особо сложного. Со статьями расходов и доходов в программе HomeBank пришлось заморочиться, с LibreOffice Calc такой вопрос в принципе не стоял. С другой стороны, сводка о состоянии дел в HomeBank гораздо нагляднее.
Короче, рано или поздно выбор между программами сделать придётся.
Попробуем теперь перечислить алименты бывшей и снять немного денег в банкомате. Ещё неплохо бы сделать первое пополнение своего ИИС, а то что он простаивает, пустой и заброшенный...
Upd-2022: Для перевода между своими счетами удобным оказалось добавить ещё одну колонку «Корр-счёт». Если ячейка заполнена, то сразу понятно — это перевод между своими счетами! Также удобно вводить условное форматирование и выделять ячейку с операцией «Перевод» каким-нибудь цветом.
Мы не стали переводить бывшей некруглую сумму, поэтому на нас повис небольшой долг по алиментам, 25 руб. Нестрашно, в следующем месяце компенсируем!
Теперь то же в программе HomeBank:
Операция по переводу между счетами
Список операций по «Гамма-Карте»
Кстати, конкретно в программе HomeBank необходимо дополнительно подтверждать галочкой поступление средств на счёт, даже если переводишь между своими счетами. Если эту галочку не поставить, сумма будет отображаться корректно в будущих периодах, а в настоящем периоде она как бы «потеряется». Такая вот фишка!
Открываем эту же операцию на счёте «Долги», чтобы поставить согласование
Сводная таблица после всех вышеперечисленных операций
Как видите, ничего сложного. Пожалуй, есть только один не всегда очевидный момент — со счётом «Долги». Если возникают сомнения, записывать ли операцию по счёту «Долги» в плюс или в минус, нужно подходить к этому вот с какой стороны: счёт «Долги» — это один из карманов, где лежат ваши деньги. То есть, давая кому-то в долг, вы просто перекладываете деньги в этот карман (переводите сумму на этот счёт), и сумма денег на нём возрастает. Соответственно, при этом общая сумма вашего богатства не изменяется!
И обратная операция проводится аналогично: возврат долга означает снижение суммы денег на счёте «Долг» и соответствующий рост какого-либо из других счетов — «Наличные» или «Гамма-Карты». При этом ваше суммарное состояние также никак не меняется.
Такое рассуждение всегда поможет вам в случае затруднений.
С валютными счетами не всё так просто, потому что курсы валют плавают. Специальные программы позволяют вводить изменяющиеся курсы на ту или иную дату, но отчётность по общему балансу при этом также начинает скакать. Не очень-то это удобно, как ни крути!
В общем, мне не потребовалось много времени, чтобы понять: наилучший подход к учёту валютных счетов — учитывать эти счета так же, как и остальные, в рублях. Давайте попробуем учесть изменение курса в нашем примере.
Покупаем $200 на «Гамма-Счёт (USD)»
30 ноября проводим переоценку счёта «Гамма-Счёт (USD)» по актуальному курсу
Upd-2022: Практика показала, что в табличном редакторе как раз-таки можно вести учёт валюты как валюты… в отличие от HomeBank.
Аналогично — в программе HomeBank:
Покупка валюты
Переоценка по актуальному курсу
Совершенно аналогично можно снимать показания всех других активов (например, ИИС) на конец месяца или года, чтобы приводить счета в актуальное состояние путём переоценки.
Пожалуй, про технику ввода расходных и доходных операций добавить мне больше нечего.
Пожалуй, я не буду приводить пример составления отчётности по табличному редактору. В конце концов, там можно просто выделить нужные ячейки в любом сочетании и посмотреть суммы. Сам я не утруждаю себя составлением и рассмотрением отчётов по доходам и расходам, для меня важна возможность их составления!
Не стану я заострять внимание и на отчётности в программе HomeBank. Приведу лишь самый очевидный и простой пример — отчётность за текущий месяц на главном экране.
Отчёт за месяц, в простой и наглядной форме
Но фанатики отчётности, разумеется, могут зарыться в программу по уши и вытащить из неё самые умопомрачительные цифры и факты.
Ведение описанного выше финансового учёта даёт возможность в любое время дать ответ на вопрос «Сколько у меня денег?». При этом программа HomeBank даёт сумму по классам активов, суммируя банковские счета, а табличный редактор LibreOffice Calc на каждой вкладке даёт цифру лишь по конкретному кошельку.
Чтобы отслеживать суммарный счёт в динамике — за месяцы и годы, — требуется фиксировать состояние финансовых дел в последний день каждого месяца. Удобного способа вести такую отчётность в специальных программах я не нашёл, мой выбор — старый добрый табличный редактор. Но вот форма для заполнения таблиц, разумеется, будет совершенно другой, и нам потребуется новый файл (или, как минимум, новая вкладка в файл имеющийся).
Отчётность за ноябрь
Upd-2022: Суммы по счетам в этой таблице можно привязать к соответствующим вкладкам, и они будут меняться динамически. Главное, по окончании каждого месяца не забывать их фиксировать (копировать и вставлять как числа).
Итак, мы с вами рассмотрели техническую сторону ведения личного финансового учёта. В заключение позволю себе ответить на два вопроса, которые могут у вас возникнуть.
Сколько времени на этот учёт уходит?
Ежедневно — ровно столько, сколько нужно для ввода всех операций за день. Если я только пообедал в заводской столовой и вечером зашёл за пивом в супермаркет, это будут лишь две операции. Короче, совсем немного!
Отчётность за месяц может занимать гораздо больше времени, всё зависит от необходимой степени детализации.
Стоит ли мне заморачиваться?
Извините, но это вопрос не ко мне; вам следует адресовать его себе.
Может быть, вам имеет смысл прочесть описание программы CashFly2 ( www.msolt.chat.ru/CashFly2_Doc.zip ) (внимание! зазипованный архив) от начала 2000-х, которое совершенно феерическое и классное. А там будет видно, стоит ли заморачиваться.
На мой взгляд, постановка перед собой каких-либо финансовых целей и попытка их достичь нереальна без нескольких базовых вещей, одной из которых является ведение личного финансового учёта.
Пожалуй, на сегодня всё. Спасибо за внимание!
=======================
Проще всего считать финансы на телефоне
Веду учет только по счетам, которые сам контролирую, счета-кошельки супруги не веду, поэтому нет конфликтов. Расходы-доходы в рублях округляю до 10, чтоб не париться с копейками, в EUR и USD — до 1, в КЗТ (а есть и такие) — до 50. Прикольно в конце месяца посмотреть статистику по какой-то категории расходов, и сравнить с предыдущими месяцами.
Раньше ежедневно, так как у жены с математикой не очень, все что попало ей в руки шло одной строкой — расходы
На сегодняшний день веду в экзеле крупными мазками: остаток входящий+приходы-остаток исходящий=расходы за период.
Этого ДОСТАТОЧНО, если вы разумны в расходах, не затрахиваете семью.
Да, понятие разумности у всех разное, может у кого то с этим проблема.
Мы богато никогда не жили, нече и начинать. Но я уже лет 5-7 жену не зажимаю в расходах на всякую текучку, она часто не может ответить что скока стоит, но грит что старается экономно тратить, АХА, щас)))
Занятие для тех, кому в жизни вообще нефиг делать и для реально больных шоппингом.
Мне вполне достаточно контролировать фин.баланс помесячно, а разумность разных трат на ходу прикидывать в голове плюс-минус Крубль.