МВФ готов сотрудничать с Беларусью при условии проведения Минском реформ в экономике. Власти страны пойти на них перед президентскими выборами не решатся, считают эксперты.
На встрече с представителями миссии Международного валютного фонда (МВФ), завершившей свою работу в Минске 28 октября, глава правительства Беларуси Михаил Мясникович заявил, что страна «сегодня не нуждается во внешнем чрезвычайном финансировании». А новая программа сотрудничества с МВФ нужна Минску не ради денег, а «как сигнал бизнесу на активную работу с Беларусью».
По словам глава миссии МВФ Дэвид Хофман, для новой программы требуется «вызывающее доверие серьезное намерение реализовать комплексный пакет последовательных и решительных мер макроэкономической политики и глубоких структурных реформ», который мог бы быть поддержан странами-членами МВФ. «Если власти готовы к таким решительным изменениям в своей нынешней экономической политике с тем, чтобы сформировать надежный пакет мер, МВФ готов начать работать над новой программой», — подчеркнул Хофман.
«Проверка на вшивость» и игра на публику
Экономист Лев Марголин отмечает, что, хотя последний визит миссии МВФ в Минск был рядовым, для белорусских властей он вовсе не безразличен. «Это была своеобразная проверка на вшивость: мы попробуем им снова пообещать какие-то реформы, а вдруг клюнут? Но когда увидели, что нашим обещаниям больше не верят, то и последовало заявление премьера, что кредиты, мол, нам не сильно-то и нужны», — полагает Марголин.
По мнению директора по исследованиям минского Либерального клуба Евгения Прейгермана, слова белорусского премьера о том, что Беларусь не нуждается в экстренном внешнем финансировании, были адресованы широкой аудитории, дабы перед телекамерами продемонстрировать, что в стране не так все плохо в плане экономического самочувствия.
Деньги Беларуси очень нужны, подчеркнул эксперт, но если даже в ближайшее время МВФ их не предоставит, то ситуация все равно пока не станет катастрофической. Но только пока. Финансирование от международных организаций все равно понадобится, уверен Прейгерман.
С ним солидарен и экономист Лев Марголин. По его выражению, до сих пор правительство Беларуси пыталось получить все, что только можно, от России, но ее возможности в последнее время становятся более и более ограниченными, «так что надежда — на западные ресурсы».
Деньги и реформы
Евгений Прейгерман напоминает, что в 2015 году должны пройти президентские выборы, а для белорусской экономики они практически всегда являются фактором, приносящим дополнительные проблемы. Поэтому, продолжает эксперт, в предвыборный период со стороны властей будет особое сопротивление реформам, которые могут сказаться на благосостоянии избирателей.
Но позже руководство страны все-таки будет вынуждено перейти к каким-то изменениям. «Но едва ли это может носить какой-то характер последовательных и быстрых реформ, все будет на уровне минимализма», — прогнозирует Прейгерман.
По словам Льва Марголина, правительству Беларуси деньги нужны для сбалансирования госбюджета и экспортно-импортного баланса. По его мнению, вскоре может сложиться ситуация, когда в стране не хватит валюты даже на критический импорт. Кроме того, отмечает Марголин, если золотовалютные резервы опустятся до критической отметки, Минск не сможет рассчитывать на новое внешнее финансирование: кто даст деньги потенциальному банкроту?
Политолог Александр Класковский, упоминая Россию — главного нынешнего спонсора белорусской власти, поддерживает Марголина в том, что от Москвы можно ожидать лишь уменьшения размера субсидий. Тем не менее даже перед лицом угрозы экономического и финансового краха власти Беларуси вряд ли пойдут на структурные и системные изменения в экономики, убежден Класковский.
Надежда на геополитический фактор
Такие реформы, пор его словам, являются угрозой политическому режиму, поскольку система единоличной власти Лукашенко может существовать только при государственной экономике. «Кроме того, перед президентскими выборами напрягать население реформами не с руки», — добавил политолог.
Белорусское руководство тешит себя надеждами, что сработает геополитический фактор, а именно то, что некоторое дистанцирование Минска от Москвы по украинскому вопросу будет вознаграждено Западом, объясняет Класковский. Здесь власти ведут себя по аналогии с концом 2008 годом, когда после российско-грузинского конфликта Минск отказался признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а уже в 2009 году получил кредит от МВФ на 3,4 миллиарда долларов.
Тогда, как выразился Александр Класковский, белорусскому руководству «удалось околпачить» Запад и руководство МВФ, пообещав реформы, но ничего потом не сделав. «Сейчас же Запад будет додавливать Беларусь, чтобы она пошла на структурные реформы, но нельзя отрицать, что геополитический интерес у Запада велик», — резюмировал политолог.
bin.ua/news/foreign/near-abroad/164155-iz-za-boyazni-reform-minsk-otkazyvaetsya-ot.html