Копипаст
Вы когда-нибудь били ногой дверь, прищемившую вам палец? А обкладывали матом спустившее колесо? Или уговаривали машину – завестись? А теперь представьте, как бы выглядела Ваша жизнь, если бы дверь могла бы извиниться, колесо бы отвечало, а машина жаловалась на жизнь и неисправный стартер?
«Взаимодействие робота и человека» — один из докладов Skolkovo Robotics 2015. Робототехники ещё увлечены обучением роботов общаться с человеком. А психологи уже увлеклись тем, как человеку относиться к роботам.
История вопросаПервыми в психологии будущего, как водится, стали разбираться фантасты:
1942 год. Сформулированы законы робототехники. Автор – Айзек Азимов.
В глубокий духовный мир дверцы холодильника или автомобильного колеса поверить сложно. Движения мула или собаки Boston Dynamics смотрятся трогательными. А за робота-человека, которого толкают и обманывают в рамках эксперимента, вовсе – обидно! Психологам предстоит немало работы, чтобы наладить отношения человека и робота. Проведены первые эксперименты, способные пролить свет на человеческое отношение к роботам.
А доброе слово и роботу приятно?
Мы сопереживаем роботам. В ходе исследования маленького робота-динозавра обнимали, щекотали, били и бросали. Добровольцы, участвовавшие в опыте, испытывали негативные эмоции и стресс, когда робота обижали. И радовались, когда робота ласкали. Затем исследователи сравнивали реакцию на насилие над роботом и человеком. Негатив проявлялся и в том и в другом случае, однако МРТ-сканирование показало, что к человеку добровольцы испытывали все-таки больше сочувствия. Ученые отмечают, что для уровня эмпатии к роботам важны такие параметры как человекоподобие и совместная деятельность. Солдаты после боя очень привязаны к роботам. Так и люди, регулярно работающие с роботами, относятся к ним по-особенному, дают им прозвища, клички и даже человеческие имена.
Робот-навигатор «Сусанин 1.0»
Мы верим в непогрешимость машин. В эксперименте Технологического института Джорджии участвовали 42 студента. Их попросили проследовать за роботом-проводником к конференц-залу. По легенде робот шел по маршруту автономно. По пути машина работала предельно беспорядочно – петляла, водила по кругу, зависала. Казалось бы, робот полностью дискредитировал себя. Вдруг срабатывает пожарная сигнализация, и помещение заполняет дым. Робот рекомендует следовать за ним к выходу. Не смотря на все предыдущие ошибки робота, испытуемые слепо следовали за «проводником» в противоположную от выхода сторону. Вывод ученых – доверие к машинам в экстренных ситуациях может стать губительным для человека. Как создать адекватный механизм доверия между человеком и роботом – вопрос остается открытым.
Робот-игрушка
С роботом нам интересно и весело. Еще один эксперимент нацелен на восприятие человеком приказов, исходящих от робота. Испытуемым предлагали выполнить различные задания – веселые, скучные, нудные, трудные. Первая группа получала задания от человека, вторая – от робота. Вторая группа работала в разы охотнее и эффективнее, словно это была уже не работа, а игра.
В повседневной жизни мы редко сталкиваемся с искусственным интеллектом, который имеет принципиальные отличия от любого робота, работающего под алгоритмами. Ему требуется выполнять то, что пока остается прерогативой человека – учиться, решать эвристические задачи, искать выход в изменяющихся условиях и ставить себе новые цели. А пока наш пол метут роботы-пылесосы, наш кофе готовят кофе-машины, маршрут движения выстраивают роботы-навигаторы, а операции на бирже совершают торговые роботы. Роботы – не способны самосовершенствоваться.
Пока очевидно их несовершенство – пыль по углам, невкусный кофе, внезапные петли на маршруте, падение доходности. Мы сетуем на недоработки и невозможность расслабиться. Но! Видя их несовершенство, мы способны адекватно относиться к их действиям.
Проблемы начинаются, когда разработчики достигают поставленной перед ними задачи: робот настолько совершенен, что человек может расслабиться! В этой ситуации сбой робота может пройти незамеченным и дорого стоить хозяину.
Вопрос доверия – вопрос разграничения ответственности. Выходом из такой ситуации может стать алгоритм взаимодействия с роботом, где частота проверки совпадает с периодом, когда ситуация может выйти из-под контроля.
Данный метод отработан операторами роботов опасных производств. Когда машины заменяют человека на производствах, где человеку лучше не находиться, но и авария на котором грозит сотням или тысячам жизней. Задача операторов круглосуточно следить за показателями роботов, устранять любой сбой незамедлительно.
Торговые роботы не смогут организовать экологическую катастрофу, но стать виновниками катастрофы в рамках одной человеческой жизни вполне способны.
В начале работы с определенной автоматизированной торговой системой трейдер не доверяет – сомневается в эффективности и надежности программы. День за днем трейдер следит за стабильностью системы, корректирует ее, проверяет. Если система оправдывает ожидания – стабильно приносит прибыль, то контроль ослабевает, а ставки растут. А к моменту критических сбоев хозяин уже прибывает в полной уверенности в успешности робота, потягивая коктейль в гамачке с видом на океан. И информация об убытках – гром среди ясного неба.
Вы можете назвать стиральную машинку-автомат – Нюрой, а ноутбук – Клавдией Васильевной, возносить молитвы своему торговому роботу и плясать с бубном. Опытные системные администраторы говорят, что бубен особенно эффективен.
Но не забывайте, что на современном этапе развития технологий все доступные роботы – механизмы, созданные по определенному алгоритму и с определенной целью. И, хоть без них мы не представляем нашей жизни, им свойственно ошибаться, ломаться, устаревать.
Своевременное Т/О, разумный алгоритм контроля – и ваши роботы подарят Вам долгожданное время на коктейль, и гамачок с видом на океан. Главное – найдите розетку и Wi-Fi.
Источник algorithmfx.ru/blog/okolotorgovli/trust-but-verify/