Хавьер Блас — обозреватель Bloomberg Opinion, пишущий об энергетике и сырьевых товарах:
Контрабанда нефти — дело непростое, но настолько прибыльное, что препятствия лишь замедляют его. Конечно, власти могут сделать незаконную торговлю баррелями менее выгодной в финансовом плане, но в конечном счёте нефть всё равно будет поступать.
И она течёт.
Россия, Иран и Венесуэла, три крупнейшие нефтедобывающие страны, находящиеся под западными санкциями, по-прежнему
добывают около 16 миллионов баррелей сырой нефти и других нефтепродуктов в день. Предположим, что эта троица продаёт нефть со скидкой 20% от рыночных цен, и посчитаем: это нефть
на сумму 1 миллиард долларов в день.
Я скептически отношусь к тому, что последний раунд санкций и обещания ужесточить соблюдение старых санкций смогут остановить незаконную торговлю. Эти меры создадут больше препятствий и сделают контрабанду более сложной и, вероятно, менее прибыльной, вынуждая продавцов предлагать более крупные скидки. Но они не смогут существенно сократить объёмы поставок, не говоря уже о том, чтобы остановить их.
Суммы, которые при этом фигурируют, настолько велики, а бизнес настолько прибылен, что
все участники — продавцы, покупатели и посредники — очень заинтересованы в поиске альтернативных маршрутов, уловок и хитростей, чтобы продолжать работать. Со временем силовики устают, а контрабандисты становятся умнее.
Не помогает и то, что
не все считают российскую, иранскую и венесуэльскую нефть незаконной. Для Китая, Индии и многих других развивающихся стран их бочки ничем не хуже других.
Более того, у стран, вводящих санкции, есть стимул смягчить отношение к контрабандистам, чтобы снизить цены на нефть, и им нужно убедить всех остальных, особенно Пекин и Нью-Дели, что более дорогая нефть — это цена, которую стоит заплатить за соблюдение санкций. Для этого есть исторический прецедент: эмбарго ООН на поставки нефти из Ирака и Кувейта в 1990–1991 годах. Но за последние пять лет мы поняли, что Западу не хватает политической воли, чтобы смириться с повышением цен на энергоносители, а страны Глобального Юга не заинтересованы в поддержке Вашингтона, Брюсселя и Лондона. Политическая воля к введению жёстких санкций настолько слаба, что даже Япония, которая обычно поддерживает США, лишь на словах поддерживает их.
Политическая и экономическая подоплёка важна для понимания того, что будет дальше на чёрном рынке нефти. В центре внимания — Россия и Иран, которые вместе добывают около 15% мировой нефти.
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп подписал «президентский меморандум», в котором поручил своей администрации возобновить кампанию «максимального давления» и «довести экспорт нефти из Ирана до нуля». На бумаге это было решительное действие. Но Трамп сам всё испортил, заявив с пером в руке, что он «разрывается» из-за этого меморандума. «Все хотят, чтобы я его подписал», — сказал он, добавив: «Я подписываю его, но мне это не нравится». Если этого было недостаточно, он дал понять, что в конечном счёте не хочет препятствовать добыче нефти: «Надеюсь, нам не придётся его использовать».
Более того, в служебной записке было много слов и мало действий. Несколько дней спустя Министерство финансов США объявило в отдельном заявлении, что вводит санкции против «сети», которую Иран использует для обхода американских нефтяных санкций. Проблема в том, что санкции были введены против одного крупного нефтяного танкера и двух небольших. За последние несколько лет Иран использовал более 500 танкеров для перевозки нефти, из которых почти 60% не подпадали под санкции.
![Черный рынок нефти будет продолжать процветать: если правительства западных стран не будут готовы смириться с повышением цен, Россия, Венесуэла и Иран продолжат обходить санкции — BBG Черный рынок нефти будет продолжать процветать: если правительства западных стран не будут готовы смириться с повышением цен, Россия, Венесуэла и Иран продолжат обходить санкции — BBG](/uploads/2025/images/03/02/71/2025/02/11/c8c2da.webp)
Пока что давайте сосредоточимся на нефтяных танкерах, которые продолжают забирать иранскую нефть для экспорта. Да, некоторым из них требуется больше времени, чтобы найти покупателя, и пока что они хранят нефть в открытом море. Но это лишь вопрос времени — и более значительной скидки по сравнению с рыночными ценами — прежде чем кто-нибудь купит эту нефть. Более того,
совокупная добыча нефти в Иране приближается к самому высокому уровню за последние 40 с лишним лет.
Тегеран добывает не только сырую нефть — основное направление санкций, — но и другие нефтепродукты, такие как конденсаты и сжиженный природный газ, которые ещё легче обходят любые ограничения. В последние годы в двух последних категориях нефти наблюдается бум добычи. В совокупности
Иран добывал в прошлом году около 4,5 млн баррелей в день, что является третьим по величине показателем с 1978 года.
Россия находится под санкциями с тех пор, как вскоре после вторжения в Украину западные политики сосредоточились на поддержании низких цен на нефть, а не на ограничении поставок. В последние дни своего президентства бывший президент Джо Байден немного изменил ситуацию, введя самые жёсткие санкции, которые когда-либо применялись к Москве. После того как первоначальный шок прошёл, контрабандисты начали искать решения:
России потребовалось менее 25 дней, чтобы найти обходные пути. Да, Кремлю приходится продавать нефть по более низким ценам и платить больше за её транспортировку. Сбоев предостаточно, и часть продукции ещё не нашла конечного потребителя, из-за чего некоторые танкеры стали временными плавучими хранилищами. Но в целом нефть по-прежнему поступает.
Это позорный провал в политике, когда бездействие прикрывается риторикой и словами. Пока правительства западных стран отказываются платить более высокие цены на нефть, чтобы нанести ущерб чёрному рынку, Россия, Иран и Венесуэла будут продолжать продавать свои баррели.
www.bloomberg.com/opinion/articles/2025-02-11/the-black-market-for-oil-will-continue-to-thrive?srnd=homepage-europe