Новости рынков
Несмотря на все разговоры вокруг падения цен на нефть глобальный спрос по-прежнему растёт, пишет Forbes.
Нефть, на долю которой приходится 33% мировых поставок энергоресурсов, является главным энергоносителем в мире. Спрос на неё постоянно растет: он составлял 67 млн баррелей в день в 1990 году, 77 млн баррелей в день в 2000 году, и 91 млн баррелей в день в 2014 году. Трудно понять тех, кто враждебно относится к топливу, которое делает их повседневную жизнь легче и стало одним из двигателей глобализации.
Благодаря таким нефтепродуктам как бензин и дизельное топливо продолжающееся господство нефти на стремительно растущем автомобильном рынке только что достигло развивающихся экономик Азии. В настоящее время в мире насчитывается около 1,2 млрд только легковых автомобилей и более 98% из них зависят от нефти. Ожидается, что их парк достигнет 2 млрд к 2035 году и превысит 3 млрд к 2050 году, так как развитие Азии предполагает рост личных доходов. В этом году мировые продажи автомобилей составят 89 млн, то есть вырастут на 37% по сравнению с 2005 годом.
Мир ежедневно потребляет 24 млн баррелей бензина и 27 млн баррелей дизельного топлива. При этом следует учесть, что в США на 100 человек приходится 82 автомобиля, в Китае семь, а в Индии только четыре. И даже американский рынок ещё не насыщен. В прошлом году в США было продано около 16,5 млн автомобилей, и тотлько 120 тыс из них — это электромобили. Продажи грузовиков и внедорожников превысили 8 млн. Нынешний американский парк может остаться на ходу на протяжении более чем 20 лет.
Дизельное топливо, которое используется преимущественно в большегрузных автомобилях, в конечном итоге может обойти бензин и стать главным транспортным топливом в мире, поскольку коммерческая активность будет только расти. С развитием экономик продажи большегрузных автомобилей идут рука об руку с изменениями ВВП. Дизельные двигатели делают успехи и на рынке легковых автомобилей, поскольку они экономичнее на 40%.
Кое-кто думает, что большие неэкономичные автомобили исчезли из обихода, но на самом деле их просто продали в Мексику. На долю подержанных автомобилей приходится менее 20% от общего объёма продаж в Китае по сравнению с более чем 70% в США. Китай ежегодно продает 25 млн почти новых автомобилей в год и только 75 тыс из них — электромобили. При этом стоит отметить, что в США на покупку гибридного Chevy Volt даётся государственная субсидия, превышающая $25 тыс.
Поскольку удельная энергоёмкость бензина в 10 раз выше, чем у электрических аккумуляторов, а глобальная инфраструктура использования бензина развита лучше, это даёт бензину значительное ценовое преимущество, которое является решающим для бедных стран, только выходящих на глобальный рынок.
В США уже разработаны стандарты для возобновляемых видов топлива, однако ООН попросила страну повременить с их обязательным введением, так как они усугубляют глобальный продовольственный кризис. В мире, где каждые 10 секунд умирает от голода ребёнок, использование продовольствия в качестве топлива не является решением.
Тому, кто живёт на Западе, трудно представить себе, что 83% населения мира только начинают потреблять нефть. Американец ежедневно потребляет около 10 литров нефтепродуктов, и в стране насчитывается 255 млн автомобилей. В развитых экономиках, входящих в ОЭСР, используется 50% добываемой в мире нефти, однако живёт в этих странах лишь 17% населения планеты. В бедных странах ежедневное потребление нефти на душу населения составляет 1,2 литра, то есть в пять раз меньше, чем в развитых экономиках. Однако в период с 2010 по 2030 годы в бедных странах, по прогнозам, добавится 800 млн новых автомобилей.
Другой заслуживающий внимания развивающийся нефтяной рынок — это рынок авиатоплива. Boeing утверждает, что к 2032 году количество пассажирских самолетов в мире удвоится и составит 40 тыс, а центром гражданской авиации станет Азиатско-Тихоокеанский регион. Спрос на авиатопливо в этом регионе с 2000 года вырос больше чем вдвое и превысил 2 млн баррелей в день.
И хотя защитники окружающей среды стремятся остановить или хотя бы ограничить добычу нефти, на сегодняшний день заменить её просто нечем. Таким образом, публично торгуемые нефтяные компании оказываются бастионом между миром и его зависимостью от ОПЕК.
К сожалению, бытует ошибочное мнение, что нефть, которая используется на транспорте, можно заменить энергией ветра и Солнца, используемой для производства электричества. Это заблуждение мешает выработать разумную энергетическую политику. Отсутствием реальных заменителей определяется низкой эластичностью цен и спроса на нефть. К счастью, глобальные запасы нефти, по оценкам американского Общества инженеров-нефтяников, составляют 9 трлн баррелей, из которых к настоящему времени добыто лишь 12% (1,1 трлн баррелей).
www.nefttrans.ru/analytics/pochemu-neft-prodolzhit-pravit-mirom.html