Результаты выборов в Греции кажутся благоприятными для еврозоны в краткосрочной перспективе. Но поскольку Афины вряд ли когда-либо примут налогово-бюджетные реформы, которые удовлетворят Берлин, то эта страна по-прежнему будет сеять хаос.
Политическая неопределенность будет сохраняться, особенно ввиду того, что партия «Сириза» может составить сильную оппозицию. А это означает, что инвесторы по-прежнему будут держаться в стороне, а стоимость финансирования других, более крупных должников, например, Испании, будет оставаться на высоком уровне.
Если бы греческие выборы пошли другим путем и принесли победу «Сиризе», выступающей против мер спасения, то краткосрочные перспективы для евро вряд ли были бы благоприятны. На финансовых рынках сразу же начались бы разговоры о том, как скоро Грецию заставят выйти из еврозоны, а Европейский центральный банк /ЕЦБ/, вероятно, был бы вынужден предложить вливания ликвидности в попытке предупредить распространение кризиса в банковском сообществе.
Однако после того как были бы оговорены условия выхода Греции, неопределенность, которая окружает еврозону в течение последних двух-трех лет, в основном, была бы развеяна. Это обеспечило бы снижение стоимости финансирования для других должников периферии, а доверие инвесторов восстановилось, что позволило бы европейским лидерам сосредоточить свои усилия на перегруппировке остальных членов еврозоны.
Перегруппировка как ничто другое обеспечила бы возможность для усиления налогово-бюджетной интеграции и позволила бы еще больше приблизиться к налогово-бюджетному союзу, который сейчас считается важнейшим условием для долгосрочного выживания еврозоны.
Вместо этого результаты выборов в Греции поставили евро в самое невыгодное положение.
Окончательная конфигурация правящей греческой коалиции остается неопределенной, а способность этой коалиции обеспечить выполнение пакета мер экономии сомнительной. Таким образом, выживание коалиции также остается неопределенным.
Более чем вероятно то, что на каждом этапе выполнения программы спасения Греции, будут возникать сомнения в том, что страна уложится в сроки.
Если к этому добавить, что Франсуа Олланд, новый французский президент-социалист, который только что добился победы на парламентских выборах и подкрепил свое намерение придерживаться политики стимулирования роста, то налогово-бюджетная дисциплина, которую старается навязать Берлин, окажется еще менее вероятной.
Все это помогает объяснить, почему европейские финансовые рынки едва ли дают большой кредит доверия победе греческой партии «Новая демократия».
Единственным утешением может быть то, что победа консервативной партии дала Брюсселю больше времени для увеличения капитализации европейских банков, облегчив им задачу по смягчению будущих потрясений.
Однако это может оказаться наименьшей проблемой для Брюсселя, если стоимость финансирования для Испании, Италии и даже для Франции продолжит расти.
Несмотря первичное падение доходности на фоне новостей из Афин, доходность по Испанским облигациям возобновила недавний рост, достигнув 7% впервые в истории еврозоны.
Это указывает на то, что Греческие выборы вместо спасения евро, обеспечив предлог для выхода Греции, означают, что Греция остается, а шансы крушения единой европейской валюты возросли как никогда ранее.