Рецензии на книги

Рецензии на книги | Рецензия на книгу. Ж.-Ж. Руссо Рассуждение о политической экономии

Рецензия на книгу. Ж.-Ж. Руссо Рассуждение о политической экономии
Жан-Жак Руссо сидит на открытом воздухе
Наряду с Томасом Гоббсом и Джоном Локком, французский философ Жан-Жак Руссо является одним из великих теоретиков XVII и XVIII вв., разрабатывавших теории общественного договора. Его эссе «Рассуждение о политической экономии», написанное в 1755 г., стало главной темой, на основе которой на протяжении более столетия строилось экономическое мышление, да и в наши дни остается работой, оказывающей серьёзное влияние на учёных.
Произведение достаточно небольшое — статья занимает около 40 страниц, она вошла в «Большую энциклопедию» Дидро и д'Аламбера. В эссе Руссо описывает собственный взгляд на то, каким образом должно быть устроено государство для достижения «общего блага».
Для этого государство, во-первых, должно руководствоваться «общей волей» большинства. То есть государство должно быть легитимным в глазах общества, принимая законы, обеспечивающие жизнь, свободу и частную собственность людей. Если принимаемые законы отвечают нуждам общества, то люди добровольно будут их выполнять.
Во-вторых, власти должны обеспечить соответствие каждой «личной воли» упомянутой выше «общей воле». То есть Руссо возлагает на государство роль воспитателя своих граждан. Тот, кто воспитан и образован в уважении к законам и общественным ценностям государства, тот, по мнению Руссо, будет считать деятельность властей полезной и для всех и для себя лично. Руссо подчеркивает, что общая воля существует для того, чтобы защищать индивидов от массы, а не требовать, чтобы они приносились ей в жертву. Он, конечно, прекрасно понимает, что у людей есть эгоистичные интересы, которые заставят их пытаться угнетать других. Именно по этой причине преданность всеобщему благу должна быть высшим обязательством каждого, не только для того, чтобы к действительно общей воле прислушивались, но и для того, чтобы она была успешно сформулирована в первую очередь.
В-третьих, власти должны заботиться о нуждах государства. То есть защищать собственность, социальный порядок, обеспечивать возможности для законного заработка. Такое государство будет иметь авторитет у граждан, они будут лояльнее относиться к принимаемым законам и понимать «общую волю» нации.
Руссо пишет, что «право собственности есть самое священное из всех прав гражданина», и что «собственность — истинное основание гражданского общества». Таким образом, философ видит создание государства как некий «общественный договор», по которому власти обеспечивают гражданам сохранность частной собственности, а граждане за это в свою очередь исполняют законы, издаваемые властями, «во имя общего блага», аминь.
Такой подход отличается от видения Томаса Гоббса, считавшего, что авторитет власти зиждется на фундаменте монополии на насилие, потому власть должна быть абсолютной.
Цитаты про деньги.
  • «Люди неравномерно расселяются по территории Государства и скопляются в одном месте, в то время как другие места безлюдеют; искусства увеселительные и прямо мошеннические поощряются за счет ремесел полезных и трудных, земледелие приносится в жертву торговле; откупщик становится необходимой фигурой лишь вследствие того, что Государство плохо управляет своими финансами; наконец, продажность доходит до таких крайностей, что уважение определятся числом пистолей и даже доблести продаются за деньги — таковы самые ощутимые причины изобилия и нищеты, подмены частною выгодою выгоды общественной, взаимной ненависти граждан, их безразличия к общему интересу, развращения народа и ослабления всех пружин Правления.»
  • «И мудрый управитель, думая о том, как добыть денег, чтобы удовлетворить насущную нужду, не пренебрегает поисками отдаленной причины этой новой нужды, как моряк, который, видя, что вода заливает его корабль, приказывая пустить в ход помпы, не забывает приказать найти и заделать пробоину.»
  • «Какие бы старания ни прилагались, помощь, которая приходит лишь после беды и медленнее, чем беда, всегда заставляет страдать Государство: пока думают о том, как бороться с одним злом, уже дает себя знать другое, и вновь изысканные средства уже сами вызывают новые затруднения, так что, в конце концов, нация обременяется долгами, народ угнетается, Правительство теряет всю свою силу и делает уже лишь немного, тратя много денег.»
  • «Распределение продуктов питания, денег и товаров в правильных соотношениях, сообразно времени и месту — вот подлинный секрет управления финансами и источник богатства, если только те, которые управляют финансами, умеют глядеть достаточно далеко и допускать в случае надобности кажущиеся убытки в ближайшее время, чтобы получить на деле огромные прибыли в отдаленном будущем.»
  • «Ничто не творится из ничего — это верно в делах, как и в физике: деньги — это семена денег, и иногда труднее заработать первый пистоль, чем второй миллион.»
  • «Я не стану настаивать на том, что вполне очевидно, а именно: если большее или меньшее количество денег в Государстве может дать ему больше или меньше кредита вовне, это никоим образом не меняет действительного достояния граждан и не делает их ни более, ни менее состоятельными. Но я сделаю следующие два важные замечания: первое — если только у Государства нет избытка продуктов питания и если изобилие денег не возникает от продажи этих продуктов за границей, то лишь те города, в которых идет торговля, ощущают такое изобилие, крестьянин же становится от этого лишь относительно беднее; второе — поскольку цены на все повышаются с увеличением количества денег в обращении, то приходится соответственно повышать налоги, так что земледелец оказывается более обремененным налогами, хотя у него не больше средств.»
  • «Одним словом, предположим, что дух Правления состоит в том, чтобы подати всегда имели основою избыток богатств — тогда произойдет одно из двух: либо богатые откажутся от своих избыточных трат и будут совершать траты лишь полезные, которые вновь обратятся в пользу Государства, и тогда распределение налогов сделает то, к чему приводят лучшие законы против роскоши — расходы Государства неизбежно уменьшатся вместе с расходами частных лиц, и казна, таким образом, не потеряет от того, что получит меньше, так как расходование денег уменьшится еще значительнее; либо, если богатые нисколько не уменьшат свою расточительность, то казна получит из суммы налогов те средства, которые она искала, чтобы удовлетворить подлинные нужды Государства.»
В итоге — эссе поучительное, поучает как следует мудро управлять. Основная мораль: будучи государственным служащим, бдите частную собственность, и люди полюбят вас. Читать трудновато, предложения у Руссо длинные, витиеватые, но это компенсируется малым объёмом самого произведения — прикоснитесь к классике политэкономии, не пожалеете.
★6
4 комментария
Про бани че пишет? Или так и ходят немытые?
Устарело лет двести как.
В джазе только сбер, 00:18. В научных суждения важна не их модность или немодность, а истинность или ложность.
«Теория общественного договора» основана на фантастических представлениях об истории человечества — лженаучная теория.

Рассуждения о политической экономии без рассмотрения роли промышленности в создании общественного богатства и без понимания, в каких отраслях отдача  капитала растущая, а в каких убывающая, — пустопорожняя болтовня.

Не тратьте время на такое пустословие, освойте основы экономики, которые справедливы на все страны и времена
«Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
«Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт
crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Райнерт-Э.С.-Как-богатые-страны-стали-богатыми-и-почему-бедные-страны-остаются-бедными.pdf

теги блога Бог Вычислений

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн