Рецензии на книги
Это захватывающая история о развернувшейся на Уолл-стрит в октябре-ноябре 1988 года борьбе за контроль над компанией RJR Nabisco. В основу книги легли более 100 интервью, которые Брайан Бурроу и Джон Хельяр провели с участниками описываемых событий — с президентом RJR Nabisco Россом Джонсоном, Генри Крависом, Джорджем Робертсом, Тедом Форстманном, Джимом Махером и другими видными дельцами финансового мира. Авторы знакомят читателя с историей становления, процветания и падения одной из крупнейших американских компаний, мастерски рисуют характеры участвующих в схватке управляющих, юристов, финансистов, дают возможность окунуться в атмосферу Уолл-стрит и ощутить накал страстей, разгоревшихся вокруг выкупа контрольного пакета акций RJR Nabisco.
Наверное, на ее основе можно сочинить целый курс финансовой истории 20-ого века с небольшими лирическими отступлениями в век 19-ый и 18-ый. Один лишь список действующих лиц занимает три страницы. Есть интереснейшие куски о нравах всех без исключения штатовских инвестбанков. Самым подробным образом изложена история становления старейших американских компаний Nabisco и RJ Renolds (на фоне своих современников обе компании выделялись на редкость человечным отношением к работникам и атмосферой «единой семьи»). Узнаваем стиль управления Росса Джонсона, который неустанно повышал собственный уровень жизни и только чудом не развалил успешную мультимиллиардную корпорацию. «Как бывший бухгалтер, Джонсон прекрасно умел маскировать провалы компании при помощи финансовой алхимии, порой делая общепринятые правила учета предельно эластичными. Даже когда компания объявляла о сокращении прибылей, Джонсон не высказывал никакого интереса к снижению расходов….Своему сподвижнику Майку Мастерпулу, возглавлявшему отдел по связям с общественностью, Джонсон помимо прочего дал еще и прозвище Нумеро уно: Мастерпул, говорил он с восхищением, — единственный человек, который способен перерасходовать неограниченный бюджет.» Основные правила «героев» типа Росса Джонсона с сотоварищами вынесены на обложку. Их всего три, и они предельно просты:
— Никогда не платите наличными
— Никогда не говорите правду
— Никогда не играйте по правилам
Помимо механизма LBO (приобретение контрольного пакета акций с помощью привлеченных заемных средств) дана вся подноготная крупных сделок в табачной и пищевой индустрии США. Казалось бы, зачем табачной компании производитель крекеров и прочих вкусностей. Что у них может быть общего? А все просто: «посредством слияния рассчитывали добиться следующего: соединения популярного ассортимента Reynolds с таким же ассортиментом позволит новой компании повысить популярность в глазах покупателей и, соответственно, претендовать на более выгодное размещение своих продуктов в супермаркетах и бОльшие скидки у оптовиков». Также есть любопытные моменты, посвященные тому, как работники и служащие табачной фабрики Winston-Salem «выжимали» из региона своего босса и его молодую жену информационными методами (листовками, газетными публикациями и компанией бойкота в местных клубах), чем сильно подорвали последним привычный уклад жизни.
Неплохо выхвачена деятельность PR-агентств, обслуживавших в те времена Wall Street: «Большинство американских компаний нанимают представителей по связям с общественностью и платят им за то, что они защищают позицию компании по любому поводу – идет ли речь об утечке ядовитых отходов или квартальных дивидендах. Журналисты саркастически называют таких людей «трещотки»; их главная задача – выдавать пресс-релизы. Однако на Уолл-стрит с ее постоянными подводными течениями из всякого рода слухов и конфиденциальной информации несколько десятков профессиональных пиарщиков приобрели большое значение. Причина их возвышения понятна: чем больше внимания деловая пресса уделяла крупным поглощениям в 1980-х годах, тем больше значила возможность манипулировать освещением этих событий в средствах массовой информации. В конце десятилетия каждая компания, вступавшая в схватку за поглощение, обычно нанимала фирму по связям с общественностью, представители которой работали вместе с инвестиционными банками и юристами.»
Почитать «Варвары у ворот» стоит тем, кто хотел бы разобраться в истории корпоративной Америки, и/или же имеет отношение к инвестбанкингу / деловой журналистике. Только еще раз напомню – книга толстая, за один-два вечера не одолеть.
p.s. Не зря книга была экранизирована в США, а фильм получил «Золотой глобус» — ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D1%83_%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Спасибо за наводку. Как-то пропустил эту книжку, хотя собираю историю WS.