Книжка однозначно польза! Я читаю книги в первую очередь чтобы чему-то научиться, и главное впечатление, которое осталось после книги — я либо говно-предприниматель либо вообще не предприниматель. Почему? Потому что я всегда стремился оставаться в зоне комфорта и уходить от рисков. Никогда не брал кредитов на бизнес и никогда не ставил перед собой глобальные цели.
Главный герой книги — предприниматель Федор Овчинников, мой ровесник, что особенно интересно. Автор книги — Максим Котин, журналист, который почему-то решил написать книгу про Федора, а впоследствии, по его фейсбуку, я понял, что он сейчас работает в ДОДО Пицце — компании, которую Федор основал в 2010 году. Про Федора я первый раз узнал посмотрев на ютубе
его интервью в бизнес-секретах Олега Тинькова 7 лет назад.
Первую книгу автора Максима Котина про Чичваркина я прочитал еще когда жил у бабушки в Москве. Это был 2007 год. Она мне конечно понравилась, потому что Чича был иконой для молодого бизнеса в то время. Эта книга удивительна тем, что она была написана еще до супер-успеха ДОДО пиццы, а только в ее самом начале. И книга это вовсе не про ДОДО пиццу, а про книжную сеть, которую Федор Овчинников пытался развивать.
Начал Федор с 400 тыс рублей. Открыл книжный магаз в непроходном месте на 6 этаже торгового центра в Сыктывкаре. Казалось бы обречено на провал: денег нет, место отстой, книги — сложный товар, Сыктывкар — маленький провинциальный город. Нет, этот чувак умудрился сделать магазин прибыльным и начать открывать один за другим новые магазины, совершить экспансию в соседние города и так далее. И все это на кредиты под дикие проценты. Дело провалилось только спустя три года и то по причине неадекватных партнеров.
Книгу интересно читать потому, что мы привыкли, что книгу пишут про успешных миллиардеров, у которых несметные богатства. Эта книга написана про чувака, который как ты и я. У которого нет лишних денег, который ищет из последних сил миллион рублей, чтобы засунуть в оборот или отдать кредиты, потому что у него за спиной никого нет, и деньги брать неоткуда. Лично мне жалко, что книги пишут только про крайне успешных, доставляя до читателей представителей «ошибки выжившего». Книги про не доплывших до берега предпринимателей никто не напишет.
Эта книга учит очень многому в плане бизнеса:
✅Первое, это проблема неправильных партнеров. При старте бизнеса все настолько увлечены и заряжены идеями, что зачастую готовы брать с собой хоть самого чёрта в дело, лишь бы оно шло вперед дальше. Не разосраться со временем с партнерами — это очень редкая счастливая ситуация, можно сказать исключительная.
✅Второе, это то, что надо очень внимательно выбирать рынок, на который ты собираешься выйти. Не надо умничать и оригинальничать, думать, что выплывешь за счет того, до чего не додумались другие. Рентабельность продажи книг была 3%. Но Федор взвалил на себя этот груз и тянул его, потому что жалко бросить свое дите, в которое вложил столько сил. Сбросив груз, он уже хорошо обо всем подумав, организовал доставку пиццы с рентабельностью 30%.
✅Третий очень важный вывод. Федор с первого дня своего бизнеса вёл блог в ЖЖ, в котором полностью открыто обо всем писал. ЖЖ набрал 15 тыс подписчиков! Он продолжает писать и по сей день в своем фейсбуке. Полная открытость и прозрачность — редкость для рос. бизнеса. В его случае это однозначно стало фишкой и огромным преимуществом.
✅Четвертый вывод. Федор все время шел по острию ножа, на него все время давили кредиты, обязательства. Поэтому он не мог расслабиться. Он все время оставался голодным и у него не было пути назад. Это идеальная условия, чтобы
ДУМАТЬ. Я только совсем недавно осознал, что мы только думаем что думаем, а на самом деле мы ленимся думать и лишь фоново мыслим. Так вот голод и обязательства заставляли человека делать невозможное возможным, прыгать выше головы, выживать там, где конкуренты бы не выжили. И по книге видно, что Федор постоянно ДУМАЛ, поэтому продержался так долго, и умудрялся расти и почти вывел книжную сеть в плюс.
✅Пятый вывод. Полный фокус на одном деле. Иначе не выживешь, если что-то пойдет не так.
Кстати в выводах самой книги написано еще, что слишком много комфорта на старте — вредно. Расслабляет, когда бизнес может позволить себе не думать о рентабельности и заработке долгое время. Я с этим согласен.
Так чему я в итоге научился у книги? В общем-то эти все пункты для меня не новы. Книга заражает и воодушевляет реальностью масштабных целей. Надо заставлять себя думать глобальнее, ставить самые амбициозные цели. Но, мне наверное надо быть для этого другим человеком, потому что я по жизни всегда стремился скорее к свободе, творчеству, комфорту и безопасности, чем вырастить какую-либо империю.
Книга «Ботаники делают бизнес» была написана почти 10 лет назад.
Сейчас ДОДО — это 632 точки.
Годовая выручка 22,5 млрд руб
EBITDA 164 млн рублей.
Акции продаются на вторичном рынке (хз сколько стоят), но IPO будет года минимум через 3.
Презентацию PDF финансовых результатов можно
посмотреть тут.
Павел Гущин, судьба вот
Лиллевяли, Герман -это человек который рулил брендами Довгань и Смак
«В мае 2020 года «Коммерсантъ» сообщил, что против пятерых менеджеров среднего звена «Анкор инвеста» завели уголовное дело. По версии следствия, все они входили в преступную группу, созданную Лиллевяли, который похитил около 150 млн долл. средств инвесторов, передавало издание. По его данным, на момент публикации бизнесмен скрывался на Кипре.
2 июня Лиллевяли объявили в международный розыск по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере
»
www.rbc.ru/society/03/06/2020/5ed763b59a794765318c8bd5
chizhan, Пелемени «Дарья»
а Тимофей сразу поплыл )
Не вижу разницы :)
По моему более разумная позиция, чем ходить годами по краю.
Зачем столько денег? Канал пропускания счастья в человеческом теле слишком узкий. Со счастьем тоже работает закон убывающей отдачи.
Надо чтобы хватало. И чтобы всё таки можно было расслабиться, если организм устал. Может быть надо еще заначку иметь на пару лет для финансовой устойчивости.
Для того, чтобы получать удовольствие от миллиардного бизнеса нужно внутренне быть человеком довольно особого склада. Прочие банально испытают громадный стресс, просто попав в такую обстановку. В то же время они будут счастливы совершенно в других условиях, где человек с психологией владельца громадного бизнеса будет в стрессе и несчастлив.
Поэтому для правильного целеполагания нужно выбирать свои цели и точно знать, что приносит тебе максимальное удовлетворение. Тогда и путь будет легче и результат принесет настоящую радость. Проблема в том, что найти свои цели заметно сложнее, чем попытаться достичь чужие. Отсюда и куча трагедий у людей, казалось бы добившихся всего.
Оно надо? Зачем? Вот о чем надо книгу написать.
А ты побольше смотри соловьева. Правда, он свалил жить в Италию и забрал туда 5 детей. Что-то не хочется ему жить в России.
P.S. Бизнес то отжали?
Вступай-ка, батенька, в Единую Россию, там таких, как ты, много. Съездите в Татарстан, где задержанному менты засунули бутылку в задницу, может, и вам посчастливится. Вот тогда и «посидите на попе ровно».
не знал!
Можно посмотреть подробнее на их сайтах https://dodo.dev, https://dodopizzastory.com/
А конкуренты подбросить естественно не могли…
В мире два руководителя, не умеющих пользоваться интернетом (по их собственным словам): Путин и Лукашенко. Только представьте себе — в наше время! И еще в Африке пара ребят. Путину папки приносят на стол, как в 1937г. Он парады проводит и мультики показывает. Лукашенко уже допрыгался, так и не понял, что он из мезозойской эры.
ну да, про долг ни слова
но я думаю если бы они провели IPO
то легко бы все долги загасили
В конце статьи посыл, что риски, по крайней мере на дальней дистанции, всё таки надо просчитывать.
Если прикинуть таким образом: если не очерчен круг рисков, то их количество может доходить до бесконечности.
Соответсвенно и проблем будет бесконечно.
А вот энергии и времени на всё это очень даже конечное количество.
Поэтому чёткое понимание энергетического и финансового дебета и кредита хотя бы в приближении как-то оценивать надо.
Чем оценивать, в каких попугаях, про это уже тоже много книжек есть.
Просто история России делает слишком крутые загибы на версту даже на коротком отрезке времени. Как такое просчитывать — неизвестно.
Может быть умение быть консервативным, способность придерживаться определённого образа жизни, который известно как посчитать и поправить, а не разрушая до основания и есть пусть не идеальный, но познаваемый путь оценки рисков.
Как просчитать хаос? Никак. Так как это бесконечное число вариантов, которое потребует бесконечное число энергии, которой в таком количестве нет ни у кого.
Вот здесь ошибкой выжившего и попахивает. Сколько таких, кто, взяв кредитов на бизнес, жутко прогорел? Ещё хуже, если они потом трусливо шагают в окно, оставляя все долги жене с детьми.
Александр Кравцов в своей книге «Бизнес как экспедиция: честные истории для героев и волшебниц» затрагивает вопрос, как они с партнерами каждый год пересматривают доли прибыли от участия в совместном бизнесе.
Тоже очень стоящая книга!
По этой же рубрике можно почитать Бармин Олег / Мазохина Лада «Больше, чем бизнес. Как построить компанию, попасть в тюрьму, выбраться из нее и открыть новое дело» (ранее «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил»)
Значит только в электронном виде. Но знаю, что не любишь электронные книги.
не вникал
в любом случае масштабный бизнес
Однако сомневаюсь, что эта книга была написана, если б слова «додо» не существовало.
Хочу заметить, что ими написана ещё одна книга, только уже конкретно об устройстве и развитии пиццерии, «Додо Книга» идёт в подарок с первым заказом (по крайней мере я получил её так в 2018).
Из этой книги я выделил иные поинты. Там рассказывается о философии развития — фанатичном создании превосходного продукта и открытости на всех стадиях — такой подход не позволяет халтурить. Открытость заставляет систему постоянно совершенствоваться.
«Знаки внимания и доверия стоят дорого». Фёдор ставил своей целью завоевание сердец людей, а не просто удовлетворение их потребностей. В книге много примеров доверия к своей команде и клиентам. Доверие в современном мире — крайне ценный актив. И как мне кажется, оно сыграло главную роль в развитии Додо. Яркий пример — бесплатная выдача заказа при опоздании после 60 мин доставки.
Не, ты как раз ботаник, прямо как из заголовка ;) Большинство ботаников ведут бизнес не агрессивно. Про Овчинникова не в курсе, он может и не ботаник, просто заголовок для маркетинга хороший.
Вот Чич, кстати, тоже ботаник, но у него был Артемьев, который остался в тени.
ну скажете тоже
Я промолчал.
Они сделали мой день.