Регулятор перечислил организации с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора потребителей и незаконного профучастника рынка ценных бумаг.
Список сформировали на основании сведений, которые ЦБ РФ выявил с 1 января 2020 года. По состоянию на 1 июня 2021 года в список вошли более 1 800 компаний, включая иностранные. Его будут обновлять.
Найти компанию в списке можно, например, по ее названию или сайту.
Проверка финансового контрагента по списку позволит снизить риски вовлечения граждан и юрлиц в незаконную деятельность.
В Арбитражном суде Республике Татарстан начато рассмотрение дела по заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приволжское управление Ростехнадзора к Публичному акционерному обществу «Татнефть» имени В.Д.Шашина, о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.05 КоАП РФ, а именно Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
До октября банки и некредитные финансовые организации смогут продавать физлицам — неквалифицированным инвесторам только определенные ценные бумаги и производные финансовые инструменты. Речь идет, например, об акциях, которые допустили к организованным торгам (п. 8 ст. 11 проекта). Поправки с перечнем разрешенных финпродуктов 19 мая прошли третье чтение.
Из правила будет несколько исключений. Одно из них — гражданин до 1 января 2020 года сам или через посредника купил хотя бы один финпродукт не из перечня. При этом такой продукт не относится к сделкам для квалифицированных инвесторов и не является специальным договором с форекс-дилером (п. 11 ст. 11 проекта).
Тестировать физлиц на право заключать наиболее рискованные сделки планируют с 1 октября 2021 года, а не с 1 апреля 2022 года (п. 1 ст. 10 проекта).
Кроме того, ЦБ РФ предоставят право ограничивать банки и некредитные финансовые организации в оказании обычным гражданам финуслуг, заключении с ними сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Регулятор сможет это сделать, например, если гражданину не раз в течение года давали неполную информацию о договоре и рисках (п. п. 2 и 3 ст. 6 проекта).