В феврале следующего года на Надеждинском металлургическом заводе (НМЗ), входящем в состав «Норильского никеля», должна заработать новая печь. Для крупного металлургического предприятия, каким является НМЗ, и уж тем более для «Норильского никель», речь, казалось бы, идет о рядовом событии, в действительности данный проект отражает глубинный тектонический сдвиг, происходящий в металлургии России.
Обеднительная печь представляет собой важный технологический агрегат в структуре металлургического передела рудного сырья, который предназначен для извлечения цветных и драгоценных металлов из образующихся шлаков (отправляемых затем на утилизацию). На НМЗ работает четыре подобных печи, перерабатывающих в общей сложности до 2,5 тыс. тонн шлаков в день.
Несмотря на простоту обеднительных печей, в России в настоящее время они не изготавливаются и традиционно предлагались финской Metso. Два года тому назад она свернула деятельность в России и ушла с ее рынка несмотря на понесенный от этого убыток в размере 150 млн евро. Аналогичным образом поступили и другие европейские инжиниринговые и машиностроительные компании.
Австралийские ученые разработали жидкий катализатор, который может вызвать подлинную революцию в глобальной химической индустрии: они растворили палладий в жидком галлий и сумели таким образом получить самовосстанавливающуюся каталитическую систему с беспрецедентной эффективностью действия в реакции кросс-сочетания Сузуки-Мияуры, широкой используемой для синтеза широкой гаммы веществ, начиная от полиолефинов и стиролов и заканчивая пестицидами.
Отличительной чертой нового катализатора является его способность ускорять химические реакции в 10 тыс. раз быстрее по сравнению с существующими катализаторами. Данный факт объясняется тем, что атомы палладия находятся с жидком галлии прямо под его поверхностью и активируют его, приводя к взаимодействию между веществами с большой скоростью.
Также он лишен недостатков, присущих гетерогенных катализаторов, закрепляемых на носителях, например, сложных процессов их получения, нестабильности и выщелачивания. В результате он способен функционировать при довольно низких температурах в течение долгого времени.
В последние 2,5 месяца акции «Мечела» медленно дорожали и лишь на нынешней неделе стало заметным изменение их курса: 3 января они стоили 104,83 рубля за одну ценную бумагу, 20 марта — 129,18 рублей, теперь же — 123,40 рублей.
На приближение их к отметке 130 рублей, похоже, оказало влияние появление новостей о готовящейся программе поддержки угольный предприятий путем предоставления субсидий в размере 100 млрд рублей, отсрочек по налогам и страховым платежам. «Мечел» владеет «Якутуглем» и «Южным Кузбассом» и по идее меры стимулирования угольной отрасли должны их затронуть.
Впрочем, до запуска вышеупомянутой программы еще далеко, пока же интересно рассмотреть положение дел в «Мечеле» и, судя по его отчетности, оно не очень-то и радует — в минувшем году выручка сократилась на 5% почти до 387,5 млрд рублей, EBITDA — на 35% до 55,9 млрд рублей. «Мечел» получил свыше 37,1 млрд рублей убытка против чистой прибыли в размере 22,3 млрд рублей в 2023 году.
В ближайшие годы «ЕвроХим» должен запустить в Казахстане два завода, один по производству серной кислоты, второй — по выпуску минеральных удобрений. Подрядчиком их проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию является компания China National Chemical Engineering (CNCEC).
Ранее же «ЕвроХим» открыл в Казахстане предприятие по добыче фосфоритов. Теперь же в среднесрочной перспективе он может создать вертикально-интегрированную цепочку по принципу «от сырья до агрохимикатов». Фактически будет сформирован мощный химический комплекс, способный производить до 1 млн тонн минеральных удобрений в год для последующих их поставок в страны Средней Азии, Китай, Россию и др. Суммарный объем инвестиций может превысить 1 млрд долларов.
Анализ данной информации позволяет сделать ряд интересных предположений. Во-первых, «ЕвроХим» ведет добычу на Каратауском фосфоритосном бассейне, запасы которого, по имеющимся оценкам, превышают 15 млрд тонн сырья с содержанием пятиоксида фосфора 15-25% и низкими концентрациями кадмия (его соединения токсичны для здоровья людей).
Мировые цены на медь могут взлететь до рекордных за последние годы уровней, прогнозирует международный трейдер Mercuria Energy Group: в нем ожидают их возможного подъема до отметок на 30% выше текущих (в настоящее время стоимость красного металла на London Metal Exchange приблизилась к 10 тыс. долларов за тонну против 8,692 тыс. долларов в январе 2025 года).
Причиной для столь резкого подорожания меди в Mercuria Energy Group видят в вероятном введении в США защитных пошлин против ввоза меди и полуфабрикатов на ее основе. Ранее Министерство торговли США приступило к расследованию, целью которой является оценка степени его влияния на национальную безопасность страны — в США в 2024 году было произведено 890 тыс. тонн меди в год при импорте 810 тыс. тонн.
Поэтому в преддверии установления заградительных пошлин стали увеличиваться поставки меди на американский рынок из-за границы. Такие сильные конкуренты Mercuria Energy Group, как Trafigura Group, Glencore и Gunvor Group, активно доставляют медь из Азии в США, размещая ее на имеющихся свободных складах.
Подмосковная компания «БиДжет» намерена в следующем году приступить к строительству нового цеха, который значительно увеличит ее производственные мощности: после его запуска и вывода на проектную загрузку она сможет довести выпуск авиационных компонентов до 60 тыс. единиц в год.
«БиДжет» специализируется на ремонте вертолетов и самолетов, проектирует и изготавливает для них различные запасные части. Учитывая сильный спрос на ее услуги, «БиДжет приняла решение о реализации проекта создания цеха, планируя вложить в него порядка 70 млн рублей. В нем будут делаться узлы фюзеляжа, элементы гидравлических систем, шасси, конструкции крыла и вспомогательные агрегаты.
В проекте «БиДжет» есть два важных момента. Во-первых, отечественная авиация заинтересована в сотрудничестве с российскими предприятиями по производству и ремонту комплектующих изделий, не желая зависеть от иностранных контрагентов, не выполняющих ранее взятые на себя обязательства по поставкам запасных частей и сервисному обслуживанию из-за санкций.
Акции «Газпром нефти» уже три недели ползут вниз и лишь вчера они сменили курс, достигнув 624,5 рублей за ценную бумагу. В данной связи интересно оценить результаты ее деятельности за 2024 год и складывающуюся вокруг нее ситуацию.
В минувшем году выручка «Газпром нефти» выросла на 16,5% до 4,1 трлн рублей, тогда как ее чистая прибыль, относящаяся к акционерам, наоборот, обвалилась на 25,1% до 480 млрд рублей. Конечно, подобная динамика не означает скорого банкротства «Газпром нефти», тем не менее тенденция неприятная — компания связывает сокращение чистой прибыли с изменениями в налоговой нагрузке. И долг расширился на 6,9% до 960,3 млрд рублей.
Добыча углеводородного сырья поднялась незначительно — на 5,3% до 126,9 млн тонн условного топлива. Его переработка как на собственных заводах, так и принадлежащих совместным с партнерами «Газпром нефти» предприятиях увеличилась еще меньше — лишь на 1,1% до 42,9 млн тонн.
На нее мог повлиять вводившийся в 2024 году запрет на экспорт бензина и модернизация Омского нефтеперерабатывающего завода. Также «Газпром нефть» реализует ряд инвестиционных проектов, в частности, строительства предприятия по выпуску графитированных электродов мощностью 45 тыс. тонн в год. Капитальные вложения в него оцениваются в 37 млрд рублей.
Акции «Северстали» с последней декады февраля медленно ползут вниз и интересно оценить ее перспективы на текущий год с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Ее результаты за 2024 год выглядят противоречиво: с одной стороны, выплавка чугуна уменьшилась на 11% до 10 млн тонн, стали – на 8% до 10,4 млн тонн, тогда как продажи металлопродукции выросли на 1% до 10,8 млн тонн, с другой же — выручка увеличилась на 14% до 829,8 млрд рублей, зато свободный денежный поток обвалился на 19% до 96,8 млрд рублей и дивидендов не ожидается — совет директоров «Северстали» порекомендовал их не распределять, следовательно, у топ-менеджмента могут быть опасения по поводу будущего и он предпочитает экономить деньги.
Положение же дел на рынке видится не в самом позитивном свете. Прекращение действия в прошлом году государственной программы льготной ипотеки в сочетании с высокой ключевой ставкой давит на строительный комплекс и уже привело к сворачиванию проектов сооружения нового жилья. Да и строительство офисной, торговой и промышленной недвижимости стало чересчур затратным, с прокладкой дорожной инфраструктуры тоже все непросто.
К середине нынешнего года Кольская горно-металлургическая компания, входящая в состав «Норильского никеля», запустит новое производство кобальта взамен пострадавшего от пожара, случившегося два года тому назад.
Тогда в кобальтовом отделении цеха электролиза никеля загорелись реагенты. Очаг возгорания удалось быстро локализовать и потушить, тем не менее в течение последующих лет выпуск кобальта «Норильским никелем» составлял 1 тыс. тонн в год, тогда как до пожара он был 3 тыс. тонн в год. Поэтому был реализован проект создания нового производства кобальта аналогичной мощности и первую продукцию оно должно выпустить летом.
Оно заработает как раз вовремя: глобальный рынок кобальта сейчас переживает период трансформации, обусловленный падением цен на него, — в апреле 2022 года он стоил 82 тыс. долларов за тонну, скатившись до 21,550 тыс. долларов в минувшем месяце. Причиной послужил резкий рост выпуска кобальта в Конго и Индонезии, приведший к его переизбытку на мировом рынке, емкость которого составляет всего 300 тыс. тонн.
В 2024 году страны Европейского Союза импортировали из России титана на сумму 214,8 млн евро против 216,6 млн евро по итогам 2023 года. Лидером по закупкам выступила Франция: ввоз в нее отечественного металла увеличился на 19% до 108,6 млн евро. Ей пьедестал почета уступила Германия, сократившая импорт титана на 18% до 77 млн евро.
Также российский титан приобретали и другие государства, входящие в состав Европейского Союза, например, в Испанию его было поставлено на сумму 11,2 млн евро, в Бельгию — на 8,1 млн евро, в Италию — на 3,5 млн евро.
В натуральном же выражении завоз титана в Европейский Союз в минувшем году можно оценить в районе 4,7 тыс. тонн.
Сохранение импорта отечественного титана в Европейский Союз на фоне ситуации вокруг России выглядит неудивительным. Во-первых, власти Европейского Союза никаких санкций против продаж титана из нашей страны не вводили.
Во-вторых, европейский авиастроительный концерн Airbus, заявивший в декабре 2022 года об отказе от приобретения титана в России, действовал по собственному усмотрению исходя из собственного понимания политической конъюнктуры.