Составляющие большинства игр — удача, мастерство и стратегия. Ставить все на подбрасывание монеты — это игра чистого везения. Забег на сто метров — игра, требующая исключительно физических навыков. Стратегия же — набор навыков иного рода.
…
По сути, стратегическое мышление — это способность анализировать взаимодействие с другими людьми, тогда как они одновременно делают то же самое. Во время марафона ваши соперники могут срывать или поддерживать ваши попытки возглавить забег в зависимости от того, что больше отвечает их интересам; в теннисе противник старается угадать, куда вы направите свою подачу или обводящий удар; в футболе тренер команды противника строит игру так, чтобы она наилучшим образом противостояла вашей стратегии игры. Теория игр — это наука о рациональном поведении в интерактивных ситуациях. Как правило, речь идет о взаимодействии с другими в должной степени рациональными людьми, принимающими решения.
…
Теория игр не научит вас секретам идеальной игры и вряд ли поможет никогда не проигрывать. Ваш соперник может прочитать те же книги по теории игр, что и вы. Кроме того, вы оба не можете одновременно выигрывать. Еще важнее то, что многие игры содержат немало сложных и тонких нюансов, а большинство реальных ситуаций включают в себя достаточно своеобразных или случайных факторов. Теория игр не может предложить безошибочный рецепт действий. Она предоставляет ряд общих принципов анализа стратегических взаимодействий. Вам предстоит дополнить их множеством деталей, характерных для вашей ситуации, прежде чем разработать успешную стратегию выхода из нее. Хорошие стратеги используют теорию игр в сочетании со своим опытом; можно сказать, что ведение стратегических игр — в не меньшей степени искусство, чем наука.
В преддверии закрытия основной сессии на Мосбирже индекс ММВБ теряет 0,8% до 1945 пунктов, а РТС снижается на 0,7% до 1022 пунктов. Внешний вон выглядит неоднозначно: фьючерс на американский индекс S&P500 прибавляет 0,35%, а европейский STOXX600 снижается на 0,97%. Глобальные рынки высоковолатильны под влиянием обострившейся геополитической обстановки на фоне взаимных угроз КНДР и США. По Америке вышли данные индекса потребительских цен в июле: показатель прибавил 0,1% м/м, что ниже ожидавшихся +0,2% м/м. На фоне дезинфляции в Штатах, участники рынка пересматривают свои ожидания относительно скорости ужесточения монетарной политики ФРС, что способствует спекулятивному спросу на местные акции.
Среди российских акций сегодня в лидерах падения Сургутнефтегаз (ао: -2,7%), Яндекс (-2,4%) и Северсталь (-2,2%). В лидерах роста РусГидро (+2,5%), Полюс (+2,3%) и Россети (ао: +1,8%). Акции Полюса растут на слухах о возможном включении в индекс MSCI Russia ноябре за место АФК Система.
Компания Apple раскрыла неаудированные финансовые и операционные результаты по итогам 3 финансового квартала 2017 года, который примерно соответствует 2 календарному кварталу 2017 года.
Выручка компании прибавила 7,2% год-к-году до $45,4 млрд. В региональной разбивке основной «точкой роста» стало американское подразделение, которое нарастило продажи на 13% год-к-году и принесло 44,9% от общей выручки. Продажи в Европе выросли на 11% год-к-году, в Большом Китае снизились на 10% год-к-году, в Японии выросли на 3% год-к-году. В попродуктовой разбивке выдающиеся результаты показал сегмент услуг и сервисов, прибавивший рекордные за последние годы 22% год-к-году. В отчетном квартале на последний пришлось 16% совокупной выручки Apple. Продажи же флагманских продуктов по-прежнему были недалеки от стагнации: у iPhone рост продаж составил 3% год-к-году (+2% год-к-году в штуках), а у iPad был рост на 2% г/г (+15% год-к-году в штуках).
Судя по всему, активный рост в сегменте услуг и сервисов был обусловлен кумулятивным эффектом на фоне интенсивного развития экосистемы распространения цифрового контента за последние годы. Тем не менее, важным драйвером могла стать и глобальная экспансия платежной системы Apple Pay. В отличие от Samsung Pay, Apple Pay, по слухам, берет комиссию с банков за каждую покупку с помощью своего сервиса в размере 0,05-0,12%. В масштабах Apple, это способно генерировать значительные объемы чистой комиссионной выручки.
Рентабельность Apple на уровне OIBDA за отчетный квартал сократилась год-к-году на 0,9 п.п. до 28,9% ($13,1 млрд) из-за особенностей начисления амортизации. Операционная прибыль прибавила 6,6% год-к-году до $10,8 млрд из-за роста доли предположительно относительно высокомаржинальной выручки от продажи услуг и сервисов. Чистая прибыль компании возросла год-к-году на 11,8%, до $8,7 млрд.
Инвестиции без учета характерных для технологических компаний расходов инвестиционного типа на маркетинг и тому подобное составили $2,3 млрд.
Чистый долг из-за обилия денежных средств и ликвидных активов на счетах был отрицательным (-$153 млрд).
Компания активно платит дивиденды: за календарный 2016 год на выкуп акций, денежные выплаты и тому подобное распределе-ние капитала среди акционеров было направлено $48 млрд (примерно 69% OIBDA за период). За календарное 1 полугодие 2017 года на распределение капитала было направлено $21,9 млрд (примерно 74% OIBDA за период).
Разводненное количество акций во втором квартале год-к-году сократилось на 4,4% до 5,23 млрд шт., что интенсифицировало рост показателя прибыли на акцию: за квартал она составила $1,67 против ожидавшихся $1,57 и выросла на 12% год-к-году (сюрприз по прибыли по данным Bloomberg составил 6,37%).
Отчетность компании выглядит сильной, лучше ожиданий. Котировки Apple могут пробить отметку $190 на горизонте 2-3 кварталов.
Мой канал в Телеграм по об экономике и финансах t.me/economicsguru
Ростелеком представил неаудированные финансовые и операционные результаты за 2 квартал 2017 года согласно МСФО.
Стоит отметить неожиданно сильные результаты с точки зрения динамики выручки, превзошедшие ожидания рынка: за отчетный период рост составил 5% год-к-году до 75,2 млрд руб.
В попродуктовой разбивке драйвером роста выступили «Цифровые и контентные услуги» (ШПД, ТВ, VAS и облачные услуги, VPN), выручка от которых заметно ускорила годовые темпы роста по сравнению с 1 кварталом 2017 и в итоге увеличилась на 10,5% год-к-году, сформировав 46,7% общего оборота госкомпании. Между тем, не относящаяся к ним выручка от традиционной телефонии просела на 10,5% год-к-году (26,3% общего оборота). Оптовые услуги без VPN прибавили 12,3% год-к-году (19,4% всей выручки). Статьи прочих доходов прибавили 15% год-к-году (7,6% оборота). В разбивке выручки по управленческим сегментам B2C прибавил 2% год-к-году (44,9% оборота Ростелекома), B2B/B2G прибавил 4% (принес 34,5% выручки), а операторские услуги за счет наращивания объема продаж услуг аффилированной Tele2 прибавили 13% (19% оборота).
VEON (бывший VimpelCom) первым из публичных российских операторов «тройки» представил неаудированные финансовые и операционные результаты за 2 квартал 2017 года согласно МСФО. Несмотря на то, что акции компании не представлены на Московской Бирже, отчетность проливает свет на некоторые рыночные тенденции и, таким образом, являются важным источником принятия инвестиционных решений по бумагам еще не отчитавшихся МТС и Мегафона.
Совокупная выручка VEON за отчетный период выросла на 12,3% год-к-году до $2,417 млрд. В региональной разбивке основными драйверами роста долларовой выручки стал бизнес в России (+18,7% год-к-году, 49,5% в структуре группового оборота), Пакистане (+35,4% год-к-году, 15,9% в структуре группового оборота) и Украине (+5% год-к-году, 6,4% в структуре группового оборота).
Маржа совокупной EBITDA VEON прибавила 1,6 п.п. год-к-году до 38,5%. Бизнес в РФ сгенерировал 50,6% в структуре совокупной EBITDA, в Пакистане 17,9%, а на Украине 9,3%. Чистый убыток VEON составил $278 млн из-за разовых факторов: выкупа собственных облигаций для досрочного погашения бондов на $124 млн, списания доли в Евросети в РФ с убытками на $110 млн и разового убытка $85 млн из-за процесса интеграции СП в Италии. В случае с Евросетью, сопоставимые списания с высокой вероятностью отразит и являющийся второй стороной сделки по ритейлеру Мегафон, что может обнулить квартальную прибыль его телеком сегмента.
Facebook представил неаудированные операционные и финансовые результаты за 2 квартал 2017 года согласно GAAP. Среди ключевых показателей стоит отметить рост квартальной выручки на 44,8% г/г до $9,32 млрд. На рекламную выручку пришлось более 98% всех денежных поступлений компании, при этом около 84% рекламной выручки было заработано на мобильных устройствах. В региональном разрезе 48,9% выручки принесли США и Канада, а 24,1% — Европа.
Рентабельность Facebook на уровне OIBDA из-за опережающего увеличение расходов роста выручки составила 55%, что на 3,5 п.п. выше показателя годом ранее. Чистая прибыль компании по итогам 2 квартала прибавила 71% г/г и составила $3,9 млрд.
Инвестиции, без учета характерных для подобных компаний разного рода расходов инвестиционного типа, во втором квартале составили $1,44 млрд. У Facebook отрицательный чистый долг. Компания не платит денежных дивидендов и не выкупает акции с целью погашения.
Одним из ключевых дайверов роста финансовых показателей Facebook остается впечатляющий для столь обширной аудитории динамика ее прироста. Так, количество пользователей посещающих социальную сеть ежедневно прибавило 17% г/г и составило 1,35 млрд по состоянию на конец 2 квартала.
Тем не менее, на мой взгляд, стоит обратить внимание и на менее очевидный фактор роста. По словам менеджмента компании, во 2 квартале средняя стоимость рекламы выросла на 24% г/г, а количество показов рекламы увеличилось на 19% г/г (то есть рост был несущественно выше динамики прироста активной аудитории). Для сравнения: у Google во 2 квартале общее количество так называемых «платных кликов» возросло на 52% г/г, но стоимость одного клика при этом сократилась на 23% г/г. При, в принципе, сопоставимых масштабах бизнеса и размерах квартальной выручки ($9,32 млрд у Facebook и $26 млрд у Google), поисковик вынужден достаточно жестко демпинговать по цене размещения рекламы, чтобы привлечь новых рекламодателей.