Путешествия по производствам дарят уникальный опыт, и Норильск — рай для поклонников такого вида отдыха. Огромные заводы, глубокие шахты и суровые северные пейзажи создают впечатление, что вы исследуете другую планету.
Интерес к промышленным экскурсиям растет: в прошлом году их посетили более двух миллионов человек.
Для поклонников промышленных экскурсий и тех, кто хочет к ним присоединиться, Агентство стратегических инициатив и Белорусский институт стратегических исследований выпустили путеводитель по промышленному туризму Союзного государства. В книге «Две страны, тысяча заводов» собраны 15 тематических треков и маршруты по 50 заводам и фабрикам России и Беларуси.
Среди них есть два объекта «Норникеля»:
Платина и палладий — редкие, устойчивые к химическому и термическому воздействию металлы, которые нужны при производстве машин, электроники и ювелирных украшений.
В России основные залежи платиноидов — в Красноярском крае (93%), небольшое количество есть в Мурманской области, Карелии, Забайкальском крае. Месторождения Норильского рудного района не только уникальны по запасам, но и не имеют аналогов в мире по уровню содержания металлов платиновой группы в медно-никелевых рудах. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Посмотрим на два главных платиноида по отдельности и в глобальном масштабе.
Платина. Более 70% добываемой платины в мире приходится на ЮАР и Зимбабве, около 11% — на Россию («Норникель»), еще 15% — на остальные страны, среди них крупнейшие производители — Канада и США.
Где используется металл?
Почти половина платины идет на производство каталитических конвертеров для автомобилей с дизелем. В таких конвертерах платиноиды, благодаря своим уникальным свойствам, служат мощным катализатором для дожигания выхлопных газов.
За последние несколько лет структура сбыта продукции Норникеля сильно изменилась. Норникель — одна из немногих российских компаний, поставляющая основной объем своей продукции на экспорт, преимущественно на Азиатские рынки. Поэтому наши сбытовые потоки в значительной степени подвержены санкционным и логистическим рискам.
Экономические и политические изменения в мире делают тему развития Северного морского пути наиболее актуальной. Арктическая транспортная «артерия» способна решить логистические проблемы перенаправления российской экономики на восток, ускорить развитие удаленных северных территорий, а также предоставить мировым грузоперевозчикам более быстрый и дешевый маршрут между Азией и Европой.
Очередную серию постов мы решили посвятить крупнейшей в стране транспортной артерии. Обсудим историю становления маршрута и перспективы развития СМП для российского бизнеса.
История исследования СМП
Северный морской путь (СМП) — это кратчайший морской маршрут между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично по Тихому океану через Берингово море. Общая протяженность СМП составляет около 5 600 км.