У любимого мною Джека Лондона есть рассказ «Обычай белого человека». Старый индеец Эббитс и его жена Зилла жалуются на то, что не могут понять мотивы поведения пришедших на их территорию белых людей. Логика дикарей примитивна. У них ряд своих установок, ряд местных понятий, которые кажутся им саморазумеющимися, интуитивно понятными. Например, они не отделяют убийство в целях самообороны от убийства умышленного. Не видят деталей и искренне недоумевают почему за первое тебе не будет ничего, а за второе тебя повесят.
...- Нет, — мягко остановил ее Эббитс. - Белые не лгут, они говорят
правду. Они всегда говорят правду. — Он помолчал, ища подходящих слов,
чтобы смягчить жесткое суждение, которое собирался высказать. — Но правда
у белого человека бывает разная. Сегодня он говорит одну, завтра — другую,
и невозможно понять его, понять его обычай...
— Говорить сегодня одну правду, а завтра другую — это и значит лгать!
У любимого мною Джека Лондона есть рассказ «Обычай белого человека». Старый индеец Эббитс и его жена Зилла жалуются на то, что не могут понять мотивы поведения пришедших на их территорию белых людей. Логика дикарей примитивна. У них ряд своих установок, ряд местных понятий, которые кажутся им саморазумеющимися, интуитивно понятными. Например, они не отделяют убийство в целях самообороны от убийства умышленного. Не видят деталей и искренне недоумевают почему за первое тебе не будет ничего, а за второе тебя повесят.
...- Нет, — мягко остановил ее Эббитс. - Белые не лгут, они говорят
правду. Они всегда говорят правду. — Он помолчал, ища подходящих слов,
чтобы смягчить жесткое суждение, которое собирался высказать. — Но правда
у белого человека бывает разная. Сегодня он говорит одну, завтра — другую,
и невозможно понять его, понять его обычай...
— Говорить сегодня одну правду, а завтра другую — это и значит лгать!
Последнее время появилось много нежелающих(на словах, по крайней мере) работать «на дядю», но мечтающих работать «на себя». Первое у этих людей ассоциируется с рабством, второе же со свободой. При этом личные качества человека, такие как трудолюбие, умение брать на себя огромную ответственность, самоуверенность, сообразительность, да и просто умение адекватно оценить реальность как бы не обсуждаются, как бы по умолчанию подразумевается, что все люди одинаковы и близки к идеалу. Но эти оба допущения ошибочны...
Лет пять назад поимел я опыт работы в маленькой компании(дорогу малому бизнесу!), занимающейся фасовкой с расфасовкой всего и вся. Комдир, мой непосредственный начальник, показался мне сначала человеком приятным, умел красиво разговаривать с потенциальными клиентами, дипломатично, с улыбкой решал административные вопросы. Что же выяснилось дальше. Гендиректора не существует. Налогов фирма не платит, раз в какой-то период меняется юрлицо. За аренду огромные просрочки, от чего арендодатель постоянно ставит палки в колеса. Персонал- бригады таджиков, за мелкий прайс, без каких либо оформлений. Постоянно разные, запарывающие техпроцесс. Половина станков нуждается в наладке. Каждые пару недель фирма открывала новый счет в банке, ибо старый блокировался по требованию налоговой или кредиторов. Все поступившие средства сразу выводились в нал. Постоянные займы-перезаймы мелочевки у партнеров(были, на удивление, и довольные клиенты у этой конторки) дабы выплатить хотя бы по пару тысяч рабочим, иначе те грозились завтра не выйти на «работу». Почему «работу»? Да потому, что нет более ленивого работника, чем «Оглы», знающий, что его неминуемо обманут с оплатой. Все это и многое другое, при условии наличия крупного, многомиллионного заказа по фасовке сахара в пакетики для Минобороны РФ(помню когда горе-работнички за ночь нафасовали пакетиков за пределами допуска по массе, азиаты-работяги своими грязными руками их рвали и ссыпали заново на перефасовку. Медкнижки? Не смешите мои искандеры...) Короче говоря, более нежизнеспособную организацию бизнеса придумать сложно. Все держалось на обманутых клиентах, обманутых поставщиках материалов с постоплатой, почти даровой рабочей силе и постоянных обещаниях руководителя. При этом при всем, надо отдать должное комдиру и его навыкам общения, убеждения и уверенности в собственных словах, даже когда он нагло врал. Думаю, с такими навыками человек мог бы без особого труда и гемороя, а главное без рисков для собственной свободы зарабатывать не меньше, продай он себя в «рабство». Но негоже свободному человеку работать на дядю...
Предлинной хворостиной
Мужик Гусей гнал в город продавать;
И, правду истинну сказать,
Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:
На барыши спешил к базарному он дню
(А где до прибыли коснется,
Не только там гусям, и людям достается).
Я мужика и не виню;
Но Гуси иначе об этом толковали
И, встретяся с прохожим на пути,
Вот как на мужика пеняли:
«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?
Мужик так нами помыкает
И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;
А этого не смыслит неуч сей,
Что он обязан нам почтеньем;
Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,
Которым некогда был должен Рим спасеньем:
Там даже праздники им в честь учреждены!»
«А вы хотите быть за что отличены?» -
Спросил прохожий их. «Да наши предки...»-
«Знаю,
И все читал; но ведать я желаю,
Вы сколько пользы принесли?»
«Да наши предки Рим спасли!»
«Все так, да вы что сделали такое?»
«Мы? Ничего!» — «Так что ж и доброго в вас есть?
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить -
Да чтоб гусей не раздразнить.