Избранное трейдера Grigory Saveliev
Российский страховой рынок может достигнуть отметки в 2,7 трлн рублей в 2024 году
Аналитическое агентство рейтингов «Эксперт РА» опубликовало обновленный прогноз по росту российского страхового рынка в 2024 г. Эксперты считают, что сектор прибавит 18-20% и вырастет до 2,7 трлн руб., по сравнению с 2,3 трлн руб. в 2023 г.
Предыдущий прогноз агентства, подготовленный в начале года, предполагал охлаждение на страховом рынке РФ в 2024 году, темпы прироста общих премий ожидались на уровне 2-5%. Основное влияние на рост страхового рынка продолжит оказывать страхование жизни, считают эксперты.
В 1-м полугодии 2024 года страховой рынок уже вырос на 20,5% г/г. Объем страхового рынка по итогам 1-го полугодия достиг 1,294 трлн рублей.
В значительной степени рост страхового рынка был обеспечен страхованием жизни: 66% абсолютного прироста страхового рынка приходится на страхование жизни и только 34% — на страхование иное, чем страхование жизни. В целом драйверами роста стали накопительное и инвестиционное страхование жизни, ДМС и страхование автокаско.
Результаты застройщиков и металлургов являются наиболее яркими сигналами предстоящей… Мягкой посадки? Или что у нас будет с той частью внебюджетной экономики, которая не связана с гос заказом?
Операционные результаты ЛСР в этом плане выглядят несколько устрашающе (так же, как и результаты ММК).
— продажи в рублях = 30 млрд рублей, что на 65% ниже прошлого года. Но там была аномально высокая база, а для пятилетнего отрезка результат средний.
— продажи в метрах упали почти в 4 раза!!! Но и для пятилетнего отрезка квартальные продажи третьи худшие!!! То есть имеется очень серьезный спад спроса, сопоставимый с периодом начала СВО.
— доля ипотечных сделок сократилась с 70% до 59%. Но если считать в штуках, то обвал почти в 5 раз!
Тут нужно понимать, что ЛСР, имея за спиной опыт предыдущих кризисов, целенаправленно не форсировал события и сокращал ввод объектов. То есть спад здесь был неминуем, но это управляемый спад. В теории сильный баланс и ранняя подготовка к сложным временам должны позволить компании спокойно дожить до разворота цикла ДКП.
Ⓜ️ По данным ЦБ, в сентябре 2024 г. спрос в кредитовании составил 402₽ млрд (1,1% м/м и 20,9% г/г, месяцем ранее — 461₽ млрд). В сентябре 2023 г. он равнялся 957₽ млрд, фиксируем 3 месяц подряд снижения относительно прошлого года. Можно с уверенностью вещать о стабилизации в розничном кредитовании, потому что в этом месяце потребительское кредитование снизило свои темпы, остаётся, только автокредитование, которое в октябре сойдёт на нет. С учётом всех мер регулятора становится понятно, что их нужно было применять намного раньше, потому что эффект они произвели, но действия были запоздалые (урон нанесён экономике/гражданам), сейчас регулятору необходимо действовать в корп. кредитовании и немедленно. Давайте перейдём к данным:
🏠 Темпы роста ипотеки в сентябре составили 0,9% (+0,9% в августе), кредитов было выдано на 373₽ млрд (в августе 375₽ млрд), в сентябре 2023 г. выдали 955₽ млрд, при этом ипотечный портфель сократился на 0,2% — это следствие секьюритизации (~213₽ млрд).
Обновим тактический взгляд на рынки и инструменты, которыми оперируем (взгляд от конца сентября – здесь).
• ВДО. Избитое слово «паника»
Сегмент высокодоходных облигаций паникует. В клубке причин рост ключевой ставки, оттягивание денег на депозиты, дефолтные риски из-за сложностей с рефинансированием.
Но участники рынка, похоже, заложили в цены и доходности и реальные, и уже кажущиеся риски.
На что косвенно указывает соотношение средней доходности ВДО (~31%) и ключевой ставки (сейчас она 19%). Оно достигло примерно 1,63 (делим доходность на ставку). Если ставка будет поднята до 20%, соотношение опустится, но слабо, к 1,55. Такое относительное отклонение – показатель большого рыночного беспокойства.
Не скажем нового: приближается момент для покупки. В публичном портфеле ВДО у нас в деньгах 37% активов, в портфелях доверительного управления – около 46%. Покупать есть на что. Ждем любого отскока облигационных котировок, чтобы стартовать.
• Акции. Лучшее из зол
Маржинальность бизнеса Яндекса падает уже много лет. Падение маржинальности началось задолго до запуска убыточных направлений: маркетплейса, каршеринга, еды, лавки, доставки, объявлений и прочих бизнес юнитов и инициатив.
Источник: отчетность компании, расчеты автора
Доля интернет-рекламы – основного направления, генерирующего большую часть прибыли, снизилась до 35% в общей выручке Яндекса в 1П2024. Скорректированная EBITDA поиска и портала составила почти 97 млрд ₽ в 1П2024, а самое убыточное направление прочих бизнес-юнитов и инициатив, которое включает автономные автомобили, облачные сервисы, образование, Алису, финтех и другие экспериментальные продукты, изъяло 23 млрд ₽ EBITDA в 1П2024.