Блог им. M2econ
Приятный сюрприз от ЦБ. Рост денежной массы в апреле ускорился как в номинальном (до 22%), так и в реальном (до 13,2%) выражении.
Говоря образно, Эльвира Набиуллина второй раз пробивает свой потолок. О каком потолке идёт речь?
В 2022-23 годах Набиуллина наконец-то пробила свой «потолок». Но длилось это не долго — рост денежной массы опять опустился ниже “плинтуса”.
Сейчас она пробивает потолок второй раз. Для российской экономики это отличные новости.
Отметим также, что номинальная денежная масса впервые в истории превысила отметку в 100 трлн рублей.
Цифра только кажется большой. В 2018 году президент Владимир Путин ставил цель роста ВВП в 1,5 раза к середине десятилетия. По нашим расчётам, для выполнения этой цели денежная масса должна была вырасти до 300 трлн рублей. Подробнее см. “О квадриллионе рублей”.
Неудивительно, что цель по росту ВВП не была выполнена. Вместо роста на 50% ВВП по итогам 2023 года вырос всего на 8% к 2017 году.
Индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающей промышленности России в апреле составил, по данным S&P Global, 54,3 пункта.
Напомним, что индекс выше 50 пунктов означает рост, а ниже 50 пунктов — снижение деловой активности.
Последний раз в апреле индекс был таким высоким в далёком 2004 году — 20 лет назад.
А более высоким – в 2000 году, когда ВВП вырос на 10%.
Среднегодовой индекс (синяя линия на графике ниже) вырос до 53,7 пункта.
Это лучшее значение с марта 2008 года, то есть, за 16 лет.
Вывод: деловая активность в промышленности России растёт рекордными за полтора-два десятилетия темпами.
Индекс деловой активности в секторе услуг в апреле составил 50,5 пунктов.
Индекс выше 50 пунктов, но заметно ниже, чем в промышленности (см. предыдущий сюжет).
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), несмотря на снижение, остаётся вблизи шестилетних максимумов, установленных в январе.
Прогноз: мы ожидаем, что после временного замедления рост индекса деловой активности в услугах возобновится
Композитный индекс PMI (промышленность+услуги) в апреле составил 51,9 пунктов.
Его динамика больше схожа с индексом в секторе услуг. Логично: промышленность — это около 30% ВВП (обрабатывающая — ещё меньше). А услуги — это более 60% ВВП.
Среднегодовой индекс (синяя линия), несмотря на снижение, выше максимумов 2021 года.
По данным агентства «Автостат» в апреле было зарегистрировано 137 047 легковых автомобилей.
Это на 81% больше, чем в апреле прошлого года.
В марте темпы были выше, +109% годовых. Несмотря на замедление, темы роста остаются высокими.
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 280 тыс. автомобилей.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,8 млн. (см. пунктирную линию на графике).
Такой результат стал бы лучшим за 10 лет (2015-2024).
По предварительным данным, в апреле было зарегистрировано 9 023 тяжёлых грузовых автомобилей.
Это на 14% меньше, чем в апреле прошлого года.
Рынок падает второй месяц подряд.
Регистрации за последние 12 месяцев (скользящий год) снизились до 135 тыс.
Продление текущего тренда даёт результат 123 тысячи по итогам 2024 года.
Напомним, что это наша предварительная оценка марта. Окончательные данные мы ожидаем в середине мая.
В апреле железными дорогами, по нашей предварительной оценке, перевезено 102 млн. тонн грузов.
Это на 3,6% меньше, чем в апреле прошлого года.
Падение продолжается уже 7 месяцев подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,22 млрд тонн.
Это худший результат с 2016 года.
Частично падение может объясняться тем, что мощности РЖД были максимальными на западном направлении, которое стало неактуальным из-за санкций.
А на актуальных сейчас восточном и южном направлениях у РЖД с мощностями проблемы.
В результате ж.д. перевозки грузов сейчас уступают место грузовым автоперевозкам. Эта тенденция была заметна и ранее, сейчас она усилилась.
См., в частности, ситуацию с перевозками цемента в следующем сюжете.
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 2,14 млн. тонн.
Это на 4,5% меньше, чем в апреле прошлого года.
Среднегодовые темпы роста (синяя линия на графике) находятся в красной зоне.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 24,3 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента по железным дорогам снизились до уровня 2002 года и стабилизировались на этом уровне.
Частично это объясняется тем, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
В апреле средний курс составил 92,3 рубля за доллар.
По сравнению с курсом марта (91,9) доллар изменился несущественно, на 0,4%.
Резкие скачки курса (>15% к предыдущему месяцу) показаны жёлтыми выносками.
В апреле среднее значение индекса составило 3 434 пункта — максимальное значение с “довоенного” января 2022 года.
Сейчас индекс на 33% выше, чем в апреле прошлого года.
Годовой рост индекса наблюдается 13-й месяц подряд.
Индекс полной доходности учитывает выплаты дивидендов. По итогам апреля 2024 года индекс полной доходности вырос в 78 раз с сентября 1997 года (со 100 до 7846 пунктов; голубая линия на графике). Сейчас он близок к историческому максимуму октября 2021 года.
В реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) рост индекса скромнее, в 3,35 раза.
Реальный индекс полной доходности показал локальный минимум в сентябре 2022 года (199 пунктов) и вырос с тех пор на полтора раза, до 335 пунктов.
Индекс на 33% выше, чем в апреле прошлого года.
Реальный индекс полной доходности растёт в годовом выражении 13-й месяц подряд.
В апреле среднее значение «долларового» индекса РТС составило 1169 пунктов.
График с логарифмической шкалой лучше показывает взлёты и падения индекса.
По этому графику видно, что с 1998 по 2008 год рост был быстрым. С тех пор 15 лет индекс по большому счету не растёт и до сих пор на максимумы 2008 не вышел.
К апрелю прошлого года индекс вырос на 16%
Годовой рост индекса наблюдается 15-й месяц подряд.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наши ежемесячные экспресс-обзоры.
Такой обзор выходит в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца.
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) за месяц считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор — за май — выйдет 5 — 6 июня.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии