Блог им. DmitriyKoryagin

Опасность на рынке. Залетел на хаях, что делать?

Всё, что написано ниже, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а является личным мнением.

Идея сегодняшнего поста навеяна вчерашней дискуссией в комментариях.
Спасибо всем, кто пишет комментарии, это отличный повод для дополнительных размышлений.

Напишу сразу вывод для тех, кто не хочет вдаваться в подробности: покупать «на всю котлету на хаях» может быть очень больно.

Во вчерашней статье я рассматривал процесс накопления капитала. Но что, если он у вас уже есть, вы держите его на вкладе, а рынок в этот момент растёт и растёт. Все ваши друзья хвастаются заработками и вот вы решились таки...

Я взял период с января 2011* (практически пик рынка на тот момент) по сентябрь 2024. Рынок до этого момента рос с декабря 2008 года очень бодро и вполне подходит под наши критерии. 2 года роста заинтересуют кого угодно, мне кажется. И вот вы видите растущий рынок, у вас закончился вклад, на котором, для примера, 1 миллион рублей и вы покупаете весь индекс целиком. Что же будет с вашим капиталом?
*К сожалению, некоторых валидных данных за период ранее 2009 года я не могу найти, поэтому в своих расчётах могу брать только данные, начиная с 2009 года.

На графике приведён ваш капитал в двух вариантах: в акциях (включая дивиденды) и если бы вы продолжили держать деньги на вкладах.
При этом я немного даю фору вкладу — каждый месяц деньги у вас лежат под среднюю максимальную ставку в топ-10 банках. 
На графике нет корректировки на инфляцию, всё в номинальных величинах — рублях.
Опасность на рынке. Залетел на хаях, что делать?
Обратите внимание на период 1, который длился 7,5 (!!!) лет. Всё это время вы бы проигрывали депозитам. Но это не так страшно, как первые 4 года. Вот где настоящая боль! Там ваш капитал снизился и дальше его сжигала инфляция (на самом деле нет, но если каждый день смотреть на циферки в приложении брокера — уверен, это больно).

Как вам, смогли бы выдержать и дождаться восстановления?
Если бы вы смогли выдержать, то даже при продаже на дне 2022 года (период обозначен цифрой 2 на графике), вы бы получили просто итоговый результат на уровне вкладов — не так уж и плохо, если вышли на панике.

Именно поэтому мудрые люди говорят, что выходить на фондовый рынок можно только с горизонтом инвестирования 5, а лучше 10 лет. А ещё говорят, что продавать на дне рынка — плохая примета.

Если вам эта ситуация может напоминать то, что происходит с мая 2024 — мне тоже. Возможно, май 2024 =~ январь 2011. Но из текущего момента будущее мы не видим.

Тот же график, с учётом инфляции:
Опасность на рынке. Залетел на хаях, что делать?
Обратите внимание: всё как в учебнике — в долгосрочной перспективе акции дают возможность увеличить капитал больше, чем вклады.
Но краткосрочно может быть всё, что угодно.

Хоть это и не касается темы статьи, но, для справки, приведу график накопления капитала за тот же период.
Как и раньше 10000р в рынок или на вклад. График без корректировки на инфляцию.
Опасность на рынке. Залетел на хаях, что делать?
Уже не так больно, 4 самых ужасных года почти в ногу со вкладами, а потом всё время опережение вкладов под доходности.
Какой дополнительный вывод для себя я сделал? Если хочется вложить крупную сумму в рынок, лучше делать это постепенно, равномерно, сильных потерь в доходности вряд ли будет, зато риска «залететь» гораздо меньше. 
Но каждый сам выбирает свою инвестиционную стратегию и отвечает за её результаты, для себя я выводы сделал.
Всем спасибо за внимание!


Всё, что написано выше, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а является личным мнением.
★1
47 комментариев
Хорошо, я вам в предыдущем посте не стал отвечать, т. к. сам хочу планирую проделать такие же расчёты на выходных.
P. S. Если не сложно добавьте такой же как последний график но с дефлятором.
P.P.S. Как я и предполагал вклады при определённых обстоятельствах могли обгонять инфляцию. Сейчас с одной стороны налоги ввели на всё, с другой вклады дико оторвались от инфляции
avatar
phan, конечно!



Номинальная сумма вложенных за этот период денег - 1 650 000 р.
А зачем этот график без указания точек покупок ?
Тема называется «залетел на хаях»
Вот и надо строить рассуждения исходя из такой вот картинки



avatar
Viacheslav Ivanenkov, я построил, исходя из такой картинки (покупка в кружке):




Ибо 2021 год — ещё только начало пути, я не могу заглянуть в будущее на 10 лет.

P.S. В статье указал, что у меня нет данных, которым я могу доверять по ставкам вкладов до 2009 года, поэтому не смог взять пик рынка 2008 года.
Мучение сплошное 😃 кто такое выдержит? Золото — недвигу — валюту — авто нужно было брать )
avatar
Marsovich, думаю, мало кто выдержит. 

Насчёт золота — может быть,
недвига — скорее всего,
авто — точно нет, это пассив,
по валюте:
Курс на январь 2011 около 29.6 р
Курс на сентябрь 2024 около 92.5 р.
Если вложить тот же миллион в валюту в январе 2011, то к сентябрю было бы
1млн*92.5/29.6 = 3,125 миллиона рублей.
В акциях за тот же период 3,780 миллиона рублей, на вкладах 2,930.
Дмитрий Корягин, не знаю я купил по 50₽ 😎 на всю кубышку
avatar
Marsovich, я там тоже чуть-чуть успел взять :)
Дмитрий Корягин, золото очень странно себя ведет. Всегда исторически было дешевле платины и палладия, а сейчас в 2,5 раза дороже. Вот почему.
Да и что делать с золотом? На фольгу раскатать и оборачиваться?
Я уж не говорю о циферках на бирже, это вообще бред для шизоидов, это как по цене автомобиля покупать картинку автомобиля на сайте в интернете. Потратил такой 10млн, вот тебе картинка форда мустанг, наслаждайся, ты типа его владелец. Потом перепродай такому же шизоиду.
avatar
Mathman, на данный момент, как и много веков до этого, золото — это базовая мера стоимости, отсчётная точка.

Это не золото растёт в цене, это покупательная способность валют падает относительно его цены.

Если циферки на бирже способны обеспечить поток других циферок на счёт в банке, я готов покупать такие циферки. :)

Машина тоже является вашей только до тех пор, пока где-то в базе есть запись, что она ваша. Если запись пропадёт (циферки обнулятся), то дальше всё зависит от ваших силовых способностей защитить право владения данным имуществом.
Mathman, лишними вопросами не нужно задаваться, график покажет 
Растёт золото, значит покупаем 
avatar
Marsovich, вот я в этой статье продемонстрировал покупку акций, руководствуясь такими же мотивами :)
Дмитрий Корягин, ага заценил 
avatar
Marsovich, золото не дает денежный поток, валюта проигрывает депозитам, валюта не дает денежный поток, авто обслуживать надо, недешевое удовольствие. Самое лучшее у вас — недвижка, дает денежный поток, реально нужная вещь и всегда в цене.
Все остальное — бесполезно, в худшем случае убыточно, как авто.
avatar
Mathman, золото вообще никуда.
манипулятивный актив который целенаправленно держат в убытке

avatar
Viacheslav Ivanenkov,  с января почти 50% GLDRUB_TOM и то Вам мало? Ну вы и жадные)  на откате 8150 вполне можно долить
avatar
Marsovich, 
А так 


Всегда можно подобрать кусочек графика удобный для каждого
avatar
Вот поэтому надо залетать на всю котлету не в индекс а только в нефтянку. 
avatar
Божественный, так было. Но будет ли дальше так же?
Дмитрий Корягин, понятно что гарантий нет. Но инвестиции это система вероятностей. Мне кажется у нефтянки неплохие вероятности.
avatar

А у нас в 24 году рынок был на 4500? Мне казалось дошли до 3500 и в мае пошли вниз…

avatar
Denis_84, это IMOEX. У меня MCFTR (это индекс, включая реинвестирование дивидендов). Он плюс-минус отражает доходность индексного фонда. 
Но доходность индексного фонда ниже на размер комиссионных УК за управление.
Индекс можно собрать самому на ИИС, но не факт, что будет выигрыш от этого, плюс только в том, что дивиденды не обязательно реинвестировать в таком случае, можно тратить в какой-то момент.
Дмитрий Корягин, Добавлю что фонд с одной стороны берёт комиссию и это на долгий срок прилично набегает, с другой если собирать самостоятельно то засада больше из-за налогов на дивы и опять же постоянные комиссии от сделок.
avatar
phan, да, согласен, набегает прилично, поэтому в прошлой статье брал индекс MCFTRR (он гораздо ближе к результатам фондов), но данные по нему на сайте Мосбиржи только с 2013 года.
Вода мокрая, огонь горячий, солнце светит, ветер дует.

Записки дневника, не иначе;)
avatar
Dangerous Assumption, всякое бывало :)

Скорее, это небольшое предостережение в период высоких ставок.
Спасибо за исследование все чётко и понятно. Вообще акции должны обгонять инфляцию в среднем на таком интервале минимум вдвое. Ведь с задачей сохранения справятся и вклады более менее (хотя тоже в разные приеолы по разному), никто бы не заморачивался с акциями желая лишь сохранить. Задача увеличить. И по моему мнению рынок в состоянии вблищком к 21г с его максимумами вообще был в нормальном состоянии, никакого пузря не было. А вот сейчас внизу.
Но вообще очень трудно наперёд оценить хаи и минимумы. Только по мультипликаторам как то пытаться и когда они низкие относительно средних, да ещё будущие прибыли как то оценивать, тогда и можно делать выводы о входе в рынок. 
avatar
Игорь, всё так, предсказать рынок очень трудно, даже Баффет говорит, что он не умеет это делать. И я ему верю.
Дмитрий Корягин, он может говорит немного с иронией. Ведь ему удавалось обгонять его, как он это делал не прогнозируя рынок загадка. 
avatar
Игорь, я не думаю, что это ирония, просто он говорил, что не умеет предсказывать на короткий (по его меркам) срок.
Вот отрывок из его статьи, подчеркнул красным:

Кстати, ещё дополнительно подчеркнул зелёным то, что на СмартЛабе многие почему-то считают крамольной мыслью.

Дмитрий Корягин, ничего себе у вас в бумажном виде книга даже есть!
Про подчеркнутое зеленым не понял, что под этой облигацией в примере имелось в виду?
avatar
Игорь, он имел ввиду Индекс Доу Джонса целиком.

У Баффета встречается в его письмах акционерам и некоторых выступлениях, что акция — это, по сути, бесконечная облигация.
Следовательно, индекс, как набор акций — тоже бесконечная облигация.
Только под купоном Баффет понимает не только дивиденды, что разумно, а так же ту часть прибыли, которую бизнес реинвестирует.
Дмитрий Корягин, это какое то своеобразное утверждение. Ведь облигации не дают особо реального дохода, это долг, а не доля, значит и выплаты по нему ниже, потому как он используется компанией для получения прибыли больше. 
Но если понимать под купоном совокупную прибыль компании, тогда понятнее становится. 
avatar
Игорь, это всего лишь одно из объяснений, как определить цену акции и её доходность. Или хотя бы сравнить текущую потенциальную доходность акций и облигаций.

Процитирую себя же)) этот комментарий я писал несколько месяцев назад, он упрощенно показывает, как можно привести акцию к облигации и рассчитать её условно справедливую цену. 
сейчас ROE Сбера где-то 24%. Безрисковая ставка на долгосрок в ОФЗ — 16.3%. Премия за рисковые инструменты — прикинем в 5%, премия за риски СВО — 5%. Итого справедливая стоимость Сбера где-то примерно равна ROE / ( Безрисковая ставка + премии за риски ) = 0,925 капитала. 
Капитал Сбера на начало года был 6,584 трлн.р., половину ЧП они выплатили, но уже столько же заработали за пол года, то есть капитал +- такой же.
Число акций в обращении, включая префы = 22587 млн => справедливая цена акции = 6,584 трлн.р. * 0,925 / 22587 млн = 269,6 р. 

Сейчас капитал вырос, но выросла и безрисковая ставка по ОФЗ (и прогноз этой ставки на ближайшее время), с этим я связываю снижение котировок.

У других бизнесов можно посчитать примерно так же, только реальный ROE определить сложнее.
Дмитрий Корягин, вон оно чего… Только не понимаю почему премия за риски 5% и 5% именно, а не другие значения. Вот от этого напрямую справедливая цена зависит.
avatar
Игорь, отчасти, из-за разницы вот в этих процентах в головах крупных инвесторов цена и колеблется. :)

Каждый аналитик по разному смотрит на эти проценты, на их прогнозное изменение, на прогноз будущего ROE и т.д.
Дмитрий Корягин, не ну откуда взяты, не с потолка? Если так, то смысла в расчёте даже и мало, так подставляй пару цифр любых и считай)) 

avatar
Игорь, не с потолка, но какой-то общепринятой методики нет, каждый аналитик разрабатывает свою методику оценки данных требуемых премий за риски. На самом деле этих рисков куда больше, тут я просто обобщил их в 2 большие условные категории.
Дмитрий Корягин, понятно. Примерно каждый прикидывает и все. 
avatar
Да ещё сейчас на калькуляторе инфляции специально взял 01.2011 и 10.2024 сравнил, разница где то в 2.5 раза (+150%) сейчас деньги к 2011. Получается даже рынок внизу немного, но обогнал, не в последнюю очередь за счёт дивидендов высоких.
В принципе за основу калькулятор брать можно. На глазок правильно там все, большинство цен так и изменились. Исключение автомобили, особенно качественные дорогие, дилеры чьи от нас ушли, они выросли заметно сильнее в цене.

avatar
В статье нет ответа на вопрос в заголовке «что делать». Хотя написанное в целом правильно.

Вложения в нормальный бизнес (а не в ларек с мороженым) чисто теоретически должны давать выхлоп на размер инфляции + рост бизнеса, в то время как вклад что-то около инфляции, поэтому в долгосроке вложения в бизнес выгоднее.

Ответ на вопрос в заголовке: на самом деле — хз. Каждый раз надо думать в конкретный момент времени. Если бизнес не имеет перспектив или появилась идея лучше, то держать = терять, есть смысл переложить куда-нибудь, а если лень думать, то пусть будет как есть, в конце концов текущие котировки это только оценка на текущий момент и на долю в компании не влияет.
avatar
xezdx, вы правы, в статье нет ответа, это больше заголовок-вопрос. В статье я всего лишь попытался показать, как было раньше на нашем рынке.
И, возможно, исходя из этих данных, если у кого-то сейчас такая проблема, сможет принять какое-то более взвешенное решение в зависимости также от своих обстоятельств.

С написанным далее — согласен.
Дмитрий Корягин, ответ есть — портфель ростовщика:
Вклады + квазивалютные облигации + офз-ин:
smart-lab.ru/blog/1052273.php
avatar
Это сказки страшилки.в пионер лагере рассказывают.ты 90.незастал мальчик.там вот страх.приходишь в магаз.тоесть ларек утром одна цена в обед она больше а вечером ещё больше.цены растут как на дрожжах.так что все эта хрень не боль а так комар пролетел.готовь дупло и вазелин.скоро 90вернуться и тебя насадят.по самое небалуй😂😂😂😂😂😂😂😂
avatar
Якут Якутяшка, хм. Понял. У каждого свой опыт 90-х, сочувствую.
Дмитрий Корягин, ты смотришь на график, но ничего не видишь, тк не учишься читать по японски. Каждая свеча — это буква и имеет смысл. Например солдат — это шаг цены. Приседающий сидит перед ростом. Повешенный висит перед сливом .  Прояви волю. Изучи VSA (Сергей Болдырев ) и ВА эллиота (Андрей Цветков ).Это 2 шага в свечной анализ. Другого пути нет. Лет через пять спроси что нибудь умное. А пока читать тебя не буду.
avatar
ezomm, спасибо!

теги блога Дмитрий Корягин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн