Новости рынков
Понижение кредитного рейтинга ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) связано с ухудшением оценок за долговую нагрузку и рентабельность по свободному денежному потоку (FCF) вследствие роста кредитного портфеля Компании, а также оттока средств на финансирование оборотного капитала.
Кредитный рейтинг КАМАЗа определяется с учетом высокой оценки поддержки Компании со стороны государства, сильной рыночной позиции, высокого уровня корпоративного управления, а также средних оценок бизнес-профиля и географической диверсификации. Финансовый риск-профиль обусловлен очень сильной ликвидностью, крупным размером Компании, средними долговой нагрузкой, рентабельностью бизнеса и обслуживанием долга, а также слабым денежным потоком.
Высокая оценка поддержки со стороны государства. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важным для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, автомобильная отрасль обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов — одно рабочее место в данном секторе создает от десяти и более рабочих мест в смежных отраслях. КАМАЗ относится к градообразующим предприятиям. Компания на постоянной основе получает очень сильную прямую поддержку от государства в виде льготных займов, льгот по налогу на имущество, софинансирования НИОКР, государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, льготного финансирования экспортных контрактов и т. д.
Сильная рыночная позиция. В 2024 году объем российского рынка грузовых автомобилей (полной массой свыше 14 тонн) в физическом выражении сократился до 111 тыс. штук, что, однако, превышает показатели 2020–2022 годов. Несмотря на общее снижение продаж у основных игроков, КАМАЗ сохранил лидерские позиции с долей около 18,3%. Наряду с производством классического модельного ряда КАМАЗ продолжает разработку и вывод на рынок новых моделей семейства К5 (в сегментах седельных тягачей и самосвалов), а также коммерческих автомобилей Компас. Экспортные поставки осуществляются в страны ближнего и дальнего зарубежья. В планах Компании дальнейшее развитие экспорта и укрепление позиций на целевых рынках.
Крупный размер Компании и средняя рентабельность. Средневзвешенное значение показателя FFO до чистых процентных платежей и налогов за период с 2022 по 2027 год превышает 30 млрд руб., что по методологии АКРА соответствует крупному размеру. Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов в 2024 году составила 8,5%. В прогнозном периоде 2025–2027 годов АКРА ожидает сохранение показателя выше 8%.
Средний уровень долговой нагрузки. Ухудшение оценки обусловлено ростом долговой нагрузки Компании в 2024 году на фоне снижения FFO до чистых процентных платежей. Кредитный портфель КАМАЗа на конец прошлого года увеличился на 54%. Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2022 по 2027 год составляет, по оценкам АКРА, 4,0х. При этом в связи со значительной долей долга, привлеченного для финансирования лизинга, Агентство учитывает доходы от лизинга в составе FFO при расчете показателей долговой нагрузки и обслуживания долга. Кредитный портфель Компании хорошо диверсифицирован по кредиторам и инструментам (облигационные займы, кредитные линии коммерческих банков, займы от государства и институтов развития) и сбалансирован с точки зрения сроков и графика погашения. По значительной части долга КАМАЗ получает государственные субсидии по процентным платежам, а также имеет льготные процентные ставки по ряду займов. Вместе с тем рост долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга оказывает давление на показатель обслуживания долга. Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам в 2024 году снизилось до 1,5х, что соответствует низкому значению. В прогнозном периоде 2025–2027 годов Агентство ожидает улучшения показателя, в связи с чем обслуживание долга в целом оценивается как среднее.
Очень сильная ликвидность поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах Компании, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям. КАМАЗ имеет комфортный график погашения долга в долгосрочной перспективе и диверсифицированные источники внутреннего и внешнего финансирования, включая публичные размещения на фондовом рынке.
Слабый денежный поток. Средневзвешенное значение рентабельности по FCF за 2022–2027 годы снизилось до -5,5%. Значительное влияние на динамику показателя оказали рост оборотного капитала Компании в 2024 году и, как следствие, отток средств, направленных на его финансирование. При этом КАМАЗ располагает значительными остатками денежных средств на счетах и срочными депозитами. В прогнозном периоде Агентство ожидает плавного снижения компонентов оборотного капитала Компании, что должно позитивно сказаться на показателе рентабельности по FCF, а его возвращение к положительным значениям будет также определяться объемами ежегодных капитальных вложений.
сохранение постоянной господдержки на высоком уровне;
продажи на внутреннем рынке грузовых автомобилей КАМАЗ полной массой свыше 8 тонн на уровне не менее 40 тыс. штук ежегодно в 2025–2027 годах;
реализация инвестиционной программы в соответствии с планами Компании (не более 35 млрд руб. ежегодно).
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
рост средневзвешенной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов выше 10% при одновременном снижении средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 3,5х и увеличении средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 5,0х;
рост средневзвешенной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов выше 10% при одновременном росте средневзвешенной рентабельности по FCF выше 2%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
падение средневзвешенной рентабельности по FFO до процентных платежей и налогов ниже 5%;
сохранение низких значений отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (ниже 2,5х);
рост средневзвешенного отношения общего долга к FFO до чистых процентных платежей выше 5,0х;
ухудшение ликвидности Компании.