Блог им. Koleso
Фактологичность. ВидеоКонспект книги. Окончание.
2-ая часть https://youtu.be/HQXkL8nuWP8 1-ая часть https://youtu.be/BdxXtv98meQ
Идея 7: инстинкт судьбы порождает фаталистические предположения, что судьба стран или народов уже предопределена
Рослинг пишет о том, как его пригласили в Эдинбург читать лекцию известным мировым финансистам. Они хотели послушать представителя шведского здравоохранения, потому что поняли, что инвестировать выгодно в развивающиеся рынки Азии и Африки.
Рослинг рассказал своим слушателям, как хорошо развиваются Южная Корея, Китай, Вьетнам, Сингапур и прочие страны, и те же процессы сегодня идут в некоторых областях Африки, в частности в Гане, Нигерии и Эфиопии, в которых стремительно улучшаются образование и здравоохранение.
Лекция прошла успешно, ему задавали хорошие вопросы, а после её окончания к нему подошёл пожилой джентльмен. Он сказал, что в юности служил в Африке, в Нигерии и знает, что в аду снега не бывает. У африканских стран нет шансов на создание современного общества, потому что это противоречит их культуре и судьбе.
Убеждение в том, что у каждой страны есть предначертанная ей судьба, является ложным, считает Рослинг. Понятие судьбы прививалось нашим далёким предкам, помогая им выжить. Оно давало им чувство превосходства над другими группами и убеждало их в том, что так будет всегда, и это неизменно.
Но сегодня мы должны понимать, что нет неизменных вещей в том, что касается развития. Поддаваясь инстинкту судьбы, мы не обновляем наши знания, не замечаем никаких преобразований. Все общества преобразуются и движутся, одни — быстрее, другие — медленнее, но на месте не стоит никто. Утверждение, что та или иная страна или культура никогда не изменится, — это лишь эмоция, замаскированная под факты, а не серьёзный вывод на основе тщательного анализа.
Африка в среднем отстаёт от других континентов по многим показателям, в том числе по продолжительности жизни (65 лет, на 17 лет меньше, чем в Западной Европе). Но она состоит из отдельных стран, очень отличающихся друг от друга. В Тунисе, Алжире, Марокко, Ливии и Египте продолжительность жизни составляет больше 72 лет, как в Швеции в 1970-м году.
Много людей в Африке живут в условиях крайней нищеты, но 90 лет назад крайняя нищета существовала и в Швеции, и во многих других европейских странах. Тем не менее её удалось преодолеть, почему же и с Африкой не может произойти то же самое? Когда-то прогресс в Китае, Вьетнаме и Бангладеш казался невозможным, сегодня они развиваются стремительными темпами. То же самое происходит с Мозамбиком и с Индией.
Даже в культурах, где традиционно женщине отводилось второе место, контрацепция и аборты запрещаются, происходят изменения, например, в Иране. А ведь и в Швеции 1960-х аборты были под строгим запретом, и чтобы сделать их, женщинам приходилось ездить, как ни странно, в католическую Польшу. Потом в Польше аборты запретили, а в Швеции узаконили.
Чтобы контролировать инстинкт судьбы, не принимайте медленные изменения за отсутствие изменений, советует Рослинг. Сравните данные за несколько десятков лет, за столетие — и вы увидите, насколько всё меняется. Обновляйте свои знания, они быстро устаревают. Сравните свою жизнь с жизнью своих бабушек и дедушек, и вы увидите, сколько изменений произошло за сравнительно короткое время.
Идея 8: стремление всё упрощать приводит к искажению реальности
Мы все любим простые идеи, особенно если они могут объяснить сложные вещи. Мир становится простым, у проблем всегда одна причина и одно решение. Жить в таком мире просто и понятно, одна беда, считает Рослинг, — такая картина далека от реальности.
Такое упрощённое представление часто формируют СМИ, но полагаться на них — всё равно что судить о человеке в целом по фотографии его ноги. Это действительно его нога, никто не пытается подсунуть какую-то другую ногу. Но никакого целостного представления о человеке одна конечность не даёт, этого недостаточно.
Вот простая идея свободного рынка: если бы правительство не вмешивалось в рыночные отношения, мир давно достиг бы процветания. Если все налоги и правила отменить, то всё будет прекрасно. Или другая идея: все беды в мире идут от неравенства, и надо просто равномерно распределить все богатства между всеми людьми. Эти идеи просты и красивы, они не требуют обдумывания, а ещё делают людей невосприимчивыми к информации, которая не соответствует этим точкам зрения.
Рослинг советует относиться к простым идеям с недоверием. Как бы они нам ни нравились, следует всегда искать в них слабые места и пользоваться не только той информацией, которая вам нравится.
Полезно время от времени обмениваться идеями не только с единомышленниками, но и с теми, кто не разделяет ваших взглядов и имеет собственную точку зрения.
В 1996 году редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, были занесены в Красную книгу (тигры, большие панды и чёрные носороги). Рослинг часто задавал вопрос на своих лекциях, какие из этих видов и сегодня находятся под угрозой исчезновения? Варианты ответов: два вида, один и ни один. Активисты борются за сохранение этих видов, устраивают демонстрации и расклеивают плакаты.
Но если они заглянут в Красную книгу или данные Всемирного фонда дикой природы в открытом доступе, они убедятся, что эти виды не только не исчезают, но и увеличиваются. Однако только 6% активистов знают, что это так. Остальные считают, что ситуация ухудшается, но это не так уж плохо — ведь в основном благодаря именно их усилиям удаётся привлечь внимание общественности к исчезающим видам.
Смотрите на данные, но не зацикливайтесь на них, ищите и другие источники информации, советует Рослинг. Он приводит в пример премьер-министра Мозамбика Паскуала Мокумби, посетившего Швецию в 2002 году. Он сказал на лекции Рослинга, что его страна добивается значительного экономического прогресса.
Рослинг спросил, откуда он это знает, ведь вряд ли в Мозамбике есть хорошая экономическая статистика. Мокумби ответил, что ему известен ВВП на душу населения, но есть и собственный метод.
Первого мая каждого года в стране проходит торжественный марш. На этом марше премьер смотрит на ноги людей. Все в этот день хотят выглядеть нарядными, и потому никто не может одолжить свою обувь, потому что воспользуется ей сам. Обутых ног становится всё больше, а значит, дела идут хорошо.
Другой показатель — не зарастают ли травой заложенные фундаменты строений. Если он видит траву, значит, люди просто потратили выделенные на строительство деньги. Мир невозможно понять без показателей, но только с их помощью его тоже трудно понять, считает Рослинг.
Чтобы преодолеть инстинкт упрощения, расширяйте свои знания и не делайте выводов, не владея предметом. Не используйте единственный инструмент, чтобы изучить интересующую вас проблему, иначе, по словам Рослинга, будет как в пословице: если у вас в руке молоток, то всё вокруг кажется гвоздём. Не гонитесь за простотой и не бойтесь сложности.
Идея 9: инстинкт обвинений заставляет нас искать простое и ясное объяснение всех бед
Когда что-то идёт не так, нам сразу кажется, что всё происходит из-за какого-то плохого человека. Мы верим, что он сделал это нарочно, со злым умыслом и это его вина, ведь он обладает свободой воли. Не может ведь что-то плохое случиться просто так, в таком случае мы оказываемся в непредсказуемом и пугающем мире. Как только мы находим предполагаемого виноватого, мы сразу перестаём искать другие варианты ответа. Но это мешает нам решить проблему или предотвратить её.
Мы можем обвинить в авиакатастрофе заснувшего пилота, но это не предотвратит другие катастрофы. Нам нужно понять, почему он был сонным — может, устал? Как спланировать график таким образом, чтобы впредь такое не повторялось? Мы не должны прекращать думать, обнаружив виновного, нужно смотреть дальше, чтобы предотвратить будущие несчастья.
Нам нравится находить виноватых, которые подкрепляют наши убеждения. Большинство людей любит винить во всём алчных бизнесменов. Но так ли они плохи? Рослинг рассказывает, как его отправили исследовать заявку на контракт по поводу поставки в Анголу таблеток от малярии. У него возникли подозрения, что дело нечисто, данные выглядели подозрительно.
Он решил, что какие-то бессовестные предприниматели собрались ограбить UNICEF, оплачивающий лекарство. На контракт претендовало маленькое семейное предприятие в Швейцарии, которое просило за таблетку ниже стоимости сырья, что казалось странным. Оказалось, что всё было без обмана: предпринимателей интересовало время, пока деньги находились на их счету и обрастали процентами.
В схеме участвовали венгерские производители сырья и транспортировщики из Генуи. UNICEF не потерял на этой сделке ничего. Предприниматели просто придумали схему, которая устраивала всех, но стереотипы о злых богачах едва не помешали Рослингу понять суть дела.
В 2015 году 4000 беженцев из Сирии утонули в Средиземном море, пытаясь добраться до Европы. Мир был полон возмущения и проклинал жадных контрабандистов, которые брали с несчастных людей по тысяче евро за место в резиновой лодке. Но кто был виноват? Рослинг попытался докопаться до правды.
Ведь билет на самолёт из Турции или Ливии до одной из европейских столиц стоит в пределах €50–100, зачем же платить так дорого за место в резиновой лодке? Существуют и безопасные паромы, почему бы не воспользоваться ими? Постепенно выяснилась неприглядная истина. Если авиакомпании или паромные компании примут на борт гражданина Сирии без статуса беженца, они будут оплачивать все расходы по его возвращению на родину.
На беженцев эта директива не распространяется, но получить статус беженца в европейских консульствах в Турции или Ливии невозможно — они просто не могут обрабатывать такое количество заявок. Так что право прибыть в Европу как беженец, в соответствии с Женевской конвенцией, на деле остаётся только теоретическим, и люди вынуждены платить по тысяче евро за место в резиновых лодках.
Именно иммиграционная политика ЕС, по мнению Рослинга, создала рынок контрабандистов, но об этом никто не думает, виня во всём жадных перевозчиков.
Советы Рослинга по контролированию инстинкта обвинений: не ищите козла отпущения, постарайтесь взглянуть на факты беспристрастно. Ищите причины, а не злодеев.
Ищите системы, а не героев — ведь мы ищем не только конкретных виновных, но и конкретных героев, которым приписываем весь успех какого-нибудь дела. И плохие, и хорошие ситуации создаются системами, постарайтесь понять их суть.
Идея 10: инстинкт срочности толкает нас принимать быстрые и часто глупые решения
Бывает так, что мы находимся под давлением обстоятельств, когда возможны худшие сценарии. Мы начинаем паниковать и, боясь, что промедление смерти подобно, принимаем поспешные и глупые решения.
Рослинг рассказывает о том, как во время работы в бедном прибрежном районе в Африке он столкнулся с необъяснимыми симптомами: у людей отнимались ноги, а вскоре их поражала слепота. Было непонятно, что это — эпидемия неведомой болезни или отравление. Рослинг склонялся к последнему, но мэр городка настойчиво допытывался, какие меры он должен принять. Может, выставить блокпосты, если это эпидемия?
После недолгого колебания Рослинг согласился. Утром женщины из нескольких деревень собрались ехать торговать на рынок. На автобусной остановке они наткнулись на блокпост. Им объяснили, что автобусы ходить не будут, возможно, что и несколько недель. Но единственной возможностью как-то заработать был рынок, и они наняли рыбаков, чтобы доплыть до него морем. В этот день поднялся шторм, и все они утонули.
Болезнь, как выяснилось впоследствии, оказалась отравлением полусырыми корнями маниоки, которые голодные люди ели прямо на полях — в тот год случился неурожай кассавы, популярного у местного населения овоща. Срочность, страх и предположение об эпидемии лишили Рослинга способности мыслить ясно, заставили принять поспешное решение, о котором он сожалел до конца своих дней.
Когда-то инстинкт срочности прекрасно служил нашим далёким предкам, вызывая у них мгновенную реакцию на опасность. Они недолго анализировали, кто прячется в кустах — лев или антилопа, просто бежали, пока не поздно. Сегодня инстинкт срочности может понадобиться нам на дороге — при управлении автомобилем или другим транспортным средством. Но он же может подтолкнуть нас к решительным, но непродуманным действиям.
Многие глобальные риски нужно действительно устранить как можно скорее. По мнению Рослинга, к ним относятся эпидемии, финансовые катастрофы, войны, изменение климата и крайняя нищета. Возможно, в будущем нас ждёт ещё один риск, о котором мы пока не имеем понятия, способный принести страдания и разрушения.
Мы должны присматриваться к потенциальным новым рискам, чтобы не проморгать их. На постепенную ликвидацию этих рисков мы должны направить всю нашу энергию. И делать это нужно без спешки, хладнокровно, взвешенно, оперируя надёжными независимыми данными и избегая предвзятости.
Примите следующие меры, чтобы контролировать инстинкт срочности. При каком-нибудь чрезвычайном событии попросите больше времени и информации. Ситуации «сейчас или никогда», как правило, довольно редки. Настаивайте на актуальных и точных данных, чтобы избежать ошибок. И не делайте резких движений, чтобы не навредить. Спросите о побочных последствиях, узнайте, принимались ли подобные срочные меры когда-либо и к чему они привели.
Рослинг учит читателя мировоззрению, основанному на фактах, то есть той самой фактологичности, которой посвящена книга. Он учит видеть мир таким, каким он является, а не смотреть на него сквозь шоры страха, спешки, неуместных обобщений и тому подобных искажающих инстинктов.
Мировоззрение, основанное на фактах, достаточно трудно в себе воспитать. Но Ханс Рослинг верил, что когда-нибудь это произойдёт, и люди научатся пользоваться фактами, а не инстинктами.
Рано или поздно наше драматичное восприятие мира, где преобладает негатив и таится множество несуществующих опасностей, сменится любопытством исследователя, познающего мир. И тогда, возможно, мы увидим, что наш мир вовсе не так ужасен, как нам представлялось.
P.S. Канал goo.gl/WU2mpR том, что нам ждать от будущего и как в нем преуспеть.
Список видеоконспектов книг goo.gl/D9wQF8
Список всех деловых событий Москвы goo.gl/h9MiUi вкладка ЭВЕНТЫ
twitter.com/koleso_andrey
Подпишись — будь в курсе t.me/SmartEventMos — Деловые события Москвы