В среду, 13 июня, в СМИ появилась
информация о том, что железнодорожная монополия
РЖД препятствует нормальной работе частных операторов, отклоняя заявки на перевозку грузов в их собственных вагонах. В то же время отмечается, что в РЖД охотно берутся за транспортировку в вагонах, которые компания сама же арендует у частного бизнеса.
Впрочем, разбираться в том, кто прав и кто виноват (и виноват ли вообще) предстоит Федеральной антимонопольной службе, в которую уже готовится коллективная жалоба от пострадавших железнодорожных операторов.
Проблемы, периодически возникающие в РЖД с вагонным парком, как, впрочем, и любые другие, обусловлены стремлением железнодорожников занимать лидирующие позиции на большинстве направлений основной операционной деятельности путем использования своего монопольного положения на рынке. Именно поэтому необходимо усиливать конкурентную составляющую на рынке железнодорожных услуг, предоставив всем его участникам равные права, поскольку в противном случае РЖД будут оказывать давление на более мелких игроков, ограничивая их деятельность.
Усиление конкуренции пойдет РЖД исключительно на пользу по ряду причин. Во-первых, это позволит выявить наиболее слабые места и сконцентрироваться на разрешении обнаруженных проблем. Во-вторых, конкурентная среда станет стимулом к пересмотру тактики и стратегии поведения на рынке железнодорожных услуг. Монополии не имеет смысла стремиться занять все ниши транспортного рынка и смежных услуг. Соответственно, такой подход в идеале приведет к оптимизации использования основных производственных фондов и концентрации усилий на целевых секторах рынка, приносящих наибольшую финансово-экономическую отдачу.
Ярким примером успешного целевого (нишевого) бизнеса в сфере железнодорожных транспортных услуг является
Трансконтейнер. РЖД
владеет немногим более 50% акций в акционерном капитале перевозчика, а в скором времени должен состояться очередной раунд приватизации компании. Однако в РЖД выступают категорически против продажи всего пакета, настаивая на 25%. Минэкономразвития, напротив, ратует за передачу в частные руки 50%-го пакета. В РЖД свою точку зрения объясняют ключевыми позициями Трансконтейнера на рынке, которые он может потерять в случае полной приватизации, т.к. государство потеряет рычаги управления в компании, которые сейчас есть у железнодорожников. МЭР считает, что продажа государственного пакета послужит притоку частного капитала в Трансконтейнер, а это значит, что собственники капитала будут делать все возможное, чтобы заставить его работать с максимальной отдачей.
Резон есть в аргументах каждой из сторон. Понятно, что в свете грядущей приватизации РЖД будут способствовать созданию благоприятной конъюнктуры для Трансконтейнера, но монополия не сможет постоянно прикладывать к этому максимум усилий. Несомненно, усиление роли частного капитала станет благом для Трансконтейнера, но это возможно лишь в том случае, когда инвестиции начнут приходить и в РЖД. В противном случае никто не застрахован от ситуации, описанной в самом начале материала, т.к. монопольное положение предоставляет РЖД широкие возможности управления конъюнктурой рынка.
Обновленная
справедливая стоимость ценных бумаг Трансконтейнера составляет 4713,21 руб. за акцию; таргет по GDR — $15,52.