Блог им. InvestHero

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Tesla  взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.

 

В сегодняшней статье мы посмотрим на то:

-        что продает Tesla помимо автомобилей;

-        какое у Tesla положение на рынке;

-       есть ли шанс у Tesla оправдать ожидания инвесторов.

 

Tesla — самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):
Tesla: пузырь или реальные перспективы?


Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой, и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?


Почему Tesla — самый популярный электрокар?


Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y.

Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум класса Tesla S и X, которые в среднем стоили 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена 50 000$) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Источник: BloombergNEF

Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10–30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330–400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Не машиной едины!


Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.

 

Солнечная энергия


Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.

Powerpack и Megapack — полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.

По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле, чем бензиновый аналог.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.

По сути, Tesla решает две проблемы:

1. Создает инфраструктуру для своих автомобилей — дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.

2. Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.

На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики, и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.

 

Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы


Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража.

Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla  в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.

Tesla  каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000–10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.

Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.

По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит ~20% операционной прибыли компании.

 

Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla


В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:

Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7–8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:

1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс. долларов.

1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс. долларов.

10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс. долларов.

Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.

 

Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше


Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций — за год стоимость выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе.

С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.

У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.

 

Tesla — не простой автопром 


На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).

Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.

Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля ~0.4%.

Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.

 

Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
  • обсудить на форуме:
  • Tesla
★1
64 комментария
Сергей, скажите Ваше мнение, брать акции Теслы по текущим ценам или не брать?
Воронов Дмитрий, прошу прощения, что отнимаю слово у Сергея (которого Вы спрашиваете, но, возможно, он ещё ответит).
Хочу поделиться своей точкой зрения...
Я инвестирую в ТЕСЛУ в очень долгую… По большому счёту, когда в следующий раз (до очередного сплита) она достигнет уровня 1.500-3.000$, мы даже не вспомним, что в конце Декабря 2020 мы взяли её по 580$ или по 640$. Взять на самом экстремуме очень сложно.
Однако, некоторые пишут, что ниже 614$ вряд ли упадёт.
Если есть опасения, что будет падать, а также боитесь, что пойдёт выше (и вы не успеете зайти), тогда на 30% желаемого возьмите сейчас, посмотрите после Рождества — зайдёте ещё на 30%, и потом ещё на 30%.
Январь для ТЕСЛА на новости очень насыщенный будет.
1) 4/1 — пром отчёт 500К;
2) 15/1 — Update по CyberTruck;
3) 21/1 — Иннаугурация Байдена;
4) 27/1 — обновлённый увеличенный прогноз на 2021 от компании на производство а/м — ожидается 840К против 777К, озвученных ранее.

ИТОГ: ТЕСЛУ может покупать в любое время, будет расти.
avatar
Времена меняются. Еще год-два назад такая статья была бы красной тряпкой для пригожинских активистов. Теперь все тихо)
Дядя Ваня СпекулянтЪ, нехорошо так со своими активистами!
avatar
Григорий, разленились. Бесплатно ни строчки не напишут.
Дядя Ваня СпекулянтЪ, дык этож хорошо что теперь пипл хавает и спрашивает брать ли теслу по текущим, а им рассказывают что тесла скоро будет в 10 раз дороже за счет соседних бизнесов/планет/вселенных. Эта статейка показывает что раздача папира лохам в тесле уже в конце своего цикла. вчера пробили аптренд полуторамесячный, сегодня вот последних лохов загоняют в папир. все по плану
avatar
Petr S, так и год-два назад тоже «на хаях была» и «только идиоты покупали»)
Дядя Ваня СпекулянтЪ, Она всегда была на хаях и вообще скоро разорится! :) Да ещё забыл. Маск -машенник!:)
avatar
Дядя Ваня СпекулянтЪ, дык она и падала легко вдвое, если помните. 
но сейчас то пузырь надули на 10 тойот. Не, дело ваше конечно, растущая бумага это хорошо ;)  вот только я за свои годы повидал немало потом слез соплей и криков — почему вы нам продавали газпром по 360/ нефть по 150/enron по 80 и т.д. Люди вместо СВОИХ мозгов почему-то думают что аналитики за них все подумали и им остается только забрать бабло с рынка :))))
вот кстати вам картинка компании ENRON, тоже была история успеха в свое время. и таких компаний — тысячи :)



avatar
Petr S, 

ENRON

Все объекты и субъекты рано или поздно разрушаются, умирают, проходя все этапы развития. Покупать то что движется, избегать того что стагнирует…
Дядя Ваня СпекулянтЪ, кстати!))
Вот тут есть философия Ицхака Адизеса — модель жизненных циклов.
Если всегда рождать новые идеи ещё до стадии стагнации — компания будет развиваться и расти до тех пор, пока эти идеи накидывает.
Как только перестанут — начнут сжиматься.
avatar
Petr S, так аналитики — это не пригожинские активисты — они в доле.
avatar
Для компании, которой предстоит произвести больше миллиарда автомобилей, цена слишком заниженная.
avatar
Дожились до времен когда обсуждают распространение автомобиля по миру с ценой более 3 миллиона рублей как норму
avatar
Vatokat, хм. вы ошиблись раза в 2. их цена 6+млн в реале
avatar
 Прочитал статью методом скорочтения. Там было о том, что Тесла продает энергоквоты и на этом живет? Или мы по термину «энергетическое направление» должны догадаться?
avatar
Григорий, да там аффтар даже не затруднился нам отчет даже квартальный никакой показать. так, бороздящие просторы большого театра космические корабли только поописывал и усе
avatar
 Статья для сектантов.

avatar
Там премиумом даже и не пахнет
avatar
Допустим если каждый житель Земли купит по машине, это 7 миллиардов на 100 000 долларов (чистая прибыль с каждой машины) допустим, это 700 триллионов долларов, это 700 тысяч миллиардов, а сейчас капитализация всего 700 миллиардов, то есть это тысяча долларов прибыли на каждый инвестированный доллар!!! И это без учёта что люди могут покупать по несколько машин и менять их ещё каждый год а то и чаще, и плюс рост населения земли! Короче потенциал роста акции х15000, и это минимум! Потенциальная капитализация компании 10 тысяч триллионов!!!
avatar
Gerasya,  Допусти… 7 миллиардов жителей Земли купят машину БМВ (Тойоту, Мерседес и т.д.) Это же какой потенциал роста акций этих компаний!!!
avatar
AAMat, ну тойоту если бы хотели уже купили! Хотя мне вот и тесла не нужна и честно говоря не купил бы её и за 10 тысяч долларов, но пусть будет 6 миллиардов 999999999!!!
avatar
Gerasya, В среднем, Американец, за свою жизнь меняет примерно 16 — 20 автомобилей. 
avatar
Alexander, американцев мало, если тесла хочет стать больше эпл то и покупать теслы должны как айфоны даже в самой глубинке
avatar
Gerasya, 
avatar
Да, походу, годик еще попыхтит... 
avatar
Отличная статья! Полный разбор! Спасибо!
С ростом выпуска сработает Economy of Scale — операционка вырастет сильнее, чем выручка. Будет рост EPS. Очень скоро увидим P/E на уровне 100 и цену 1500$!
avatar
Алексей Rexusman, в каком смысле полный разбор?
avatar
Григорий, хорошо — заменяю слово на подробный или большой разбор!
avatar
Алексей Rexusman, хм. где там разбор то? картинки один. причем совершенно не в тему. на картинках электрозаправок — левая картинка, не имеющая отношения ни к заправкам тесла ни к заправкам электромашин вообще. Картинки прочие — красиво конечно, но к чему этот маркетинговый булшит в аналитической ?? статье. Короче не статйка, а  обычная передовица пропагандон-сми типа CNN
avatar
Скоро запустят 3 новых завода!
avatar
Алексей Rexusman, вообще если бы вы следили за новостями, то знали бы, что в Германии строительство встало из-за вырубки лесов
avatar
Дурдин Артем, если бы Вы следили — то нашли бы возможность получать новости из нормальных источников. Смотрите и наслаждайтесь:

avatar
Дурдин Артем, «Не читайте до обеда Советских газет» — проф. Ф. Ф. Преображенский.
avatar
Тесла — давно уже не стартап. А цена акции мало связана с фундаменталом. Вот у Форда продаж на 130 ярдов. а цена 10 лет в диапазоне 8 — 16. И как тут подняться — разве что на дивах. 
avatar
DrManhattan, будет подниматься на росте выручки (рост продаж от 500К до 10.000К за 10 лет +энергетика, +софт), а также на «Эффекте масштаба» на производстве, новых проектах и снижении себестоимости новых технологий.
avatar
DrManhattan, APPLE тоже не стартап — но это не мешает ей расти по экспоненте 📈
А Тесла только запустила свой завод в Китае (чуть больше года), а на подходе ещё несколько и технологии.
avatar
Алексей Rexusman, то что растет по экспоненте — по экспоненте может и упасть. Есть ли у вас путы, мистер Фикс?
1,250 по п/е, думаю, сильно напрягает менеджеров фондов во время покупки. А значит неплохо бы  устроить резню хомячков, как на битке, для глобального захода. 
avatar
DrManhattan, не переживайте за меня — через короткие PUT страхуюсь.
P/E у многих растущих компаний вообще отрицательный, а если будет какая-то околонулевая прибыль, то этот P/E может быть вообще >1.000.000. Однако, с ростом прибыли этот показатель нормализуется.
Я рассматриваю ТЕСЛУ как совсем ещё молодую растущую компанию. Да, ей уже больше 10 лет, но реально она начала работать относительно недавно. Поэтому с ростом выручки и EPS показатель P/E будет падать — менеджеры фондов могут расслабиться.
Я больше доверяю Gary Black, Wedbush и другим, чем «медведям» по Тесла с форума SmartLab.
avatar
Алексей Rexusman, уговорили, буду переживать о 600-х мартовских путах.
И к тому же, я больше доверяю кеш-потокам, чем «независимым» рассказам кого-бы то ни было о том, как будет все хорошо через 10 лет. Прогнозы приходят и уходят — а кушать хочется всегда.
avatar
DrManhattan, поставьте «стеллажик» — и не переживайте ))
либо Call, либо Put вывезет. Бойтесь только боковика ;)
Я пока держу акции. И сейчас жду чуть-чуть, чтобы зайти в какой-нибудь 800й или 1000й колл на 365+.
avatar
DrManhattan, а кэш-поток у ТЕСЛА стал лучше — допку выпустили на 5 млрд)) она намертво легла в SP и оттуда её не скоро достанут. 
avatar
Алексей Rexusman, допку то выпустили. вот только закрывать УБЫТКИ через допки — можно долго, но не бесконечно. лохов столько в мире скоро не останется то :) 
avatar
Алексей Rexusman, я имел ввиду кэш-поток  в стакане — поскольку, повторю еще раз — биржевые колебания цены акции не имеет никакого отношения к мощностям компании и тем более, к каким-либо отчетам.
avatar
DrManhattan, если кушать хочется прямо сейчас, продайте свой PUT, если вы его брали на 680 в Пятницу — он же сейчас вырос ;)
avatar
Алексей Rexusman, дык вам стоит закрыть по 640 хотяб пока дают все что у вас есть. Ибо игра в МММ бесконечной не бывает, а пузырь надут  и так по самые маракуйя. Рассказать вам сколько заводов у тойоты и сколько производственные мощности у нее? и сколько выпускается УЖЕ машин? :) Ну или у БМВ или прочих автопроизводителей. 
Только не надо мне говорить что тесла это софт-компания ;))))  пс. кстати, а вот эпл да, собирается выпускать авто, и армия лемингов метнется туда. 
так что продавайте теслу, покупайте огрызок :)))) (но про огрызок — это не точно :)) )
avatar
Petr S, Дорогой Пётр!
Я уже в APPLE с Call-ом на 365+ сижу ) не переживайте за меня)

По поводу Теслы )) если вы боитесь риска и не умеете их страховать, вложитесь в Газпром, Роснефть и Сбербанк (однако, последние могут активно пострадать при выходе очередной серии популярного сериала по Понедельникам).
Я прекрасно осведомлён базовой концепцией ФинМенеджмента — «риск-доходность». Я понимаю, что с Тесла имею риск, но и имею возможность заработать 200-2000% в год. Но этот риск я страхую.
Со Сбером и Роснефтью доход будет ограничен 50%. Зато менее рискованно. Можете купить акции Toyota или BMW. Зарабатывайте там.
Если вы верите, что Тесла «Пузырь», и не верите в рост, ну, смотрите со стороны, как дяди зарабатывают. Это ваш свободный выбор. Я вас не заставляю. Если вы в шорте или в Путах — я рад, добавляйте топлива в ракету Теслы.
Я смотрю на Теслу, смотрю на их развитие — для себя вижу потенциал роста. Вам удачи!
avatar
Petr S, а Вы купили акции TOYOTA? Или BMW?
avatar
Алексей Rexusman, завтра хочется больше, чем сегодня (по качеству, конечно).
Но он также вырастет, когда Тесла сложится в 2 раза, не правда ли?
avatar
DrManhattan, вы ошиблись с союзом в сложном предложении))
Не «когда», а «если»! :))
Я всё-таки верю в рост, поэтому беру длинные Коллы, при этом страхуюсь коротким Путом) Такая диагональ сейчас работает)
Я думаю, длинный Колл более актуален (более вероятен), чем длинный Пут.
avatar
DrManhattan, если вопрос о заработке, то что может позволить заработать больше — Call или Put в Тесле? Только время покажет.
Можно я Вас 19-го Марта спрошу о результатах?))
avatar
Алексей Rexusman, спросить всегда можно, за спрос денег не беру — но сначала надо бы научиться внимательно читать. Я же недвусмысленно сказал когда (это момент на шкале времени) нужно входить в сделку. И если будет хорошее настроение может быть расскажу как это делать с дорогими опционами без лишней веры и надежды.
avatar
Алексей Rexusman, тогда вы должны знать наверное что в Китае активно выходят на рынок СВОИ внутренние игроки. и боюсь тела будет для них как мальчик для битья — уделают толпой даже косточек не останется. после чего  Китай пойдет захватывать мировой рынок электрокаров и запад опять будет голосить (как и с 5G) о любых бредовых поводах, лишь бы не допустить честной конкуренции, но поддержка неэффективных компаний сведет в могилку экономику пиндосии, свободный  рынок более эффективен то :))))
avatar
DrManhattan, у форда давно уже нет такого маркетинга и армии лемингов, как у теслы :) если бы было — глядишь  и Форд бы стоил в 100 раз дороже :))))
avatar
Petr S, я о другом — фундаментал и коньюктурные кеш-потоки в акции — это разные сущности.
avatar
Свежий аналитический разбор от Gary Black:

avatar
Алексей Rexusman, то есть через 5 лет она бет стоить 4000$?
avatar
Леонид Котов, возможно и больше)) никто не знает...
Но в 2025 она будет стоить точно больше 640$ ;)
avatar
Алексей Rexusman, хм… очень смелое заявление ;))))  через 5 лет это уже точно будет уже далеко не стартап, но будет продолжать стоить 10 тойот?  нюню
avatar
Алексей Rexusman, влажные фантазии. И по доле электромашин и по доле теслы  в них. это явный бред, но дело ваше — веруйте фантазерам
avatar
Даже если пузырь, то ведь такой реальный!
посмотрел тест драйв эл. кроссовера от форд мустанг е-матч вроде. И подумал что будь я в америке взял бы его чем теслу. Волшебство теслы было когда она была единственной, но не сейчас.
avatar
Где то это было уже в другом посте… ах да, вот, тут тоже актуально))):
m.youtube.com/watch?v=f1h76GSQtKg
avatar

теги блога Сергей Пирогов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн