Потому что IPO при своей простоте учитывает интересы всех сторон:
1) Инвестбанкиры зарабатывают комиссию до 10% за IPO (риска нет)
2) Участники IPO имеют низкие аллокации, и с радостью выкупают IPO после старта огорчившись низкой аллокации (риск есть — высокая аллокация на убыточном IPO может убить прибыль за несколько предыдущих успешных IPO, а порой забрать и значительно больше)
3) Компания выходящая на IPO имеет сверхспрос на своё размещение, компания получает бонус в виде пункта 2 — сразу после размещения компанию докупают те, кто очень хотел купить на размещении но не получилось, поэтому формируется успешный старт
Что такое SPAC в сравнении с IPO:
1) Инвестбанкиры (самые жирные ребята в новой схеме) имеют: отсутствие гарантий на выход на IPO, если не получилось — затраты кладутся на плечи участников SPAC, операционный капитал в обороте который дают желающие поучаствовать, 2 года времени, опять же комиссия но оформленная через цену входа в SPAC
2) Покупатели долей SPAC (самые рисковые ребята во всей схеме после самой компании которая выходит таким образом на IPO)
2.1. Вы оплатите издержки выхода на биржу самой компании инвестбанкирам (да, даже если он не состоится)
2.2. Покупка SPAC по базовой цене за 10$ (базовая для всех) скорее всего будет очень неприбыльной для retail-клиента в условиях 2-ух летнего периода
2.3. Если «не получилось», то SPAC вернёт деньги покупателям долей. Конечно же, покупателям базовых долей по 10$ (формула: 10$ минус организационные расходы инвестбанкиров).
2.4. Если ты умный участник SPAC и покупаешь долю на этапе когда есть «подтверждающие факторы/новости», то цена будет явно не 10$ и твоя задача — по возможности купить такую бумагу как можно раньше других при наличии таких факторов. Купишь насколько хочешь — без аллокации, но при этом увеличишь цену
3) Компания выходящая на биржу
3.1. Имеет действительно меньше расходов
3.2. Не имеет эффекта Хайпа первого дня размещения. Так как участники получают от 0 до 2% участия, то в случае интересной компании (как AirBNB) покупатели с радостью покупают себе на пенсию компанию которой они лично пользовались и имеют личное мнение о ней.
3.3. Не имеет переподписки, имеет сухой выход на биржу по цене по которой договорились с самым выгодным участником схемы (инвестбанкиром). А договариваться надо будет, так как инвестбанкира предлагает не услугу выхода за комиссию, а услугу слияния со спеицальной компанией у которой есть деньги и которая (если захочет) согласится слиться по той цене по которой они согласятся. При этом если не договорятся — retail-участник оплатит этот банкет за свой счёт.
Какой вывод: Инвестбанкиры забирают у участников ipo прибыль и интерес участия, забирают у размещающейся компании хайп и переподписку давая взамен сомнительную экономию (отсутствие Хайпа и отсутствие комиссии за размещение, комиссия лихо окупается если ты успешная и известная компания с огромной базой клиентов, именем и армией желающих во что бы то ни стало купить твои акции на пенсию)
У меня появился личный ТГ:
t.me/johntravel