«Сбер» и Mail.ru Group вложили ещё 12,2 млрд руб. в O2O, совместное транспортно-логистическое предприятие. В индустрии фудтеха совместная компания контролирует Delivery Club (с долей 98%), «Самокат» (85%), «Кухня на районе» (85%), r_keeper (99%), а в транспортной области – агрегатор предложений такси «Ситимобил» (97%) и каршеринг «Ситидрайв» (ранее – YouDrive) (77%). Кроме того, у неё есть доля в 2ГИС (3%) и других компаниях. Суммарный объём инвестиций в 2021 году составил 43 млрд руб.
Вообще, полмиллиарда долларов – это уже солидная по любым меркам сумма инвестиций в инновационное предприятие. К примеру, аналогичная сумма была вложена в Root Inc. (ROOT), которая позиционировалась как революционер в автостраховании и в компанию Confluent (CFLT), разработчика пайплайна данных на основе Kafka. Окончательные итоги инвестиций, кстати, могут отличаться на порядок – фондовый рынок сейчас оценивает Confluent в $16 млрд, а Root – $1,3 млрд.
Если же взять более близкие по бизнес-модели компании, то инвестиции в полмиллиарда выглядят пока не очень внушительно. В глобальные сервисы такси и доставки вложено было на порядок больше: в Lyft, например, – $4,9 млрд, а в DoorDash – $2,5 млрд. При этом капитализация Lyft составляет сейчас $18 млрд (максимально поднималась до $26 млрд), а DoorDash – $70 млрд. При этом доля DoorDash на американском рынке доставки еды – свыше 50%, а доля Lyft на рынке такси – 27%. Напрашивается вывод, что в данном случае доля рынка имеет значение, что вообще типично для бизнеса, так или иначе связанного с интернетом. Впрочем, в данном случае есть отличие. В то время как DoorDash и Lyft возглавляли типичные для новой экономики основатели-визионеры в комбинезонах с пропеллером, СП – это инвестпроект финансистов в строгих костюмах и галстуках. Сумеют ли они очаровать рынок харизмой и историей про маму, которая мыла посуду в китайском ресторане, но дала Тони Щу образование, и путёвку в Y-Combinator, или оставят инвесторов равнодушными – это предстоит увидеть.
Главную роль в будущей оценке предприятия будут играть картина будущего и эмоции, а не строчки отчётности. Что касается того, какое влияние СП окажет в перспективе на собственные финансовые показатели Mail.Ru, то на преодоление разницы в масштабах уйдут годы. В прошлом году все новые направления вместе взятые принесли холдингу 10,6 млрд руб., а в этом, по нашему мнению, принесут 15,0 млрд руб. Темпы прироста пока сохраняются на уровне 43%. Однако в 2019 году это было 65%, а ещё годом ранее рост был двукратным.
В среднем, по нашей оценке, выводя компанию на IPO инвесторы в последние годы могут рассчитывать на мультипликатор 9 к объёму вложений. В случае DoorDash вышло больше (14), в случае Lyft – меньше (около 3, хотя на максимуме стоимости было больше 4).
Соответственно, если у совместного предприятия «Сбера» и Mail.Ru всё сложится благополучно, то их транспортно-логистический «единорог» потянет на $5,3 млрд. С учётом того, что весь Mail.Ru сейчас оценивается в $4,0 млрд, это был бы блестящий результат. Но необходимым условием высокой оценки всё-таки является именно первое место на рынке. К тому же, не стоит забывать про дисконт за регион ведения бизнеса.
Делицын Леонид
ГК «Финам»
Вероятно, рынок рассуждает приблизительно таким же образом, так что стоимость расписок Mail.Ru Group выросла на 1,4% до 1469 руб.