Блог им. pupsmail
Вскоре Германия должна быть готова прекратить импорт российской нефти. Сырая нефть из нефтепровода «Дружба» до сих пор перерабатывается на нефтеперерабатывающем заводе в Бранденбурге. Какие есть альтернативы?
В Шведт-на-Одере в Бранденбурге, прямо на границе с Польшей внимательно прислушиваются когда крупные политики говорят что-то об импорте российской нефти. С тех пор как федеральное правительство заявило о своей цели не позднее конца года полностью отказаться от российской нефти, атмосфера среди политиков и бизнесменов стала напряженной. Причина прямо за городскими воротами: нефтеперерабатывающий завод и здесь российская сырая нефть из нефтепровода «Дружба» перерабатывается в бензин, мазут, керосин. Заправочные станции в Берлине, Бранденбурге, Мекленбурге-Передней Померании напрямую зависят от завода.
Речь идет о надежности снабжении Восточной Германии, а также в Шведте где проживает около 33 000 человек, 1200 прямых рабочих мест на нефтеперерабатывающем заводе и он является экономическим центром города.
Уже разрабатываются сценарии того, что произойдет, если российская нефть больше не будет течь из трубопровода, который до сих пор составлял львиную долю сырья в Шведте
Первая задача будет технической. Потому что НПЗ специально рассчитан на тяжелую российскую нефть. Здесь производится не только бензин но и керосин для аэропорта Берлин-Бранденбург и мазут для электро- и теплоснабжения города Шведт. Моделирование замены запасов, например сырой нефтью с Ближнего Востока, мягко говоря сложно. Потому что нефть из арабского региона имеет другой состав: она легче. Результат: НПЗ вероятно не смог бы уже производить всю продукцию в обычном режиме — и соответственно, приносил бы меньший доход.
Второе, вероятно возникнет проблема с количеством получаемой нефти, НПЗ хотя и связан с другим трубопроводом — из балтийского порта Росток, но через него можно доставить только чуть больше половины обычного количества сырой нефти и только если бы он максимально заполнялся нефтью из танкеров. Танкеры обычно используемые в мировой торговле слишком велики в размерах и нефть вероятно придется перекачивать на более мелкие суда в Роттердаме. Но хватит ли для этого их грузоподъемности? «Хороший вопрос» — отвечает инсайдер, альтернатива: поставка через порт Гданьск из Польши. Сюда могли бы заходить более крупные суда, а нефть обходными путями перекачивалась в нефтепровод «Дружба», а оттуда направлялась в Шведт. Контракты на поставку в Гданьск еще предстоит заключить. Оба сценария и Росток и Польша повлекут за собой дополнительные расходы.
Таким образом альтернативная поставка представляется технически возможной — с ограничениями и увеличением стоимости.
Другой проблемой является структура собственности. Контрольный пакет акций НПЗ принадлежит Rosneft Deutschland GmbH, дочерней компании нефтяной компании «Роснефть», контрольный пакет акций которой, в свою очередь, принадлежит российскому государству. Британская нефтяная компания Shell в настоящее время владеет 37,5% акций. На самом деле Shell хотела продать все австрийской компании, но «Роснефть» имела преимущественное право покупки и воспользовалась им. Федеральное управление не возражало; но после начала войны на Украине Федеральное министерство экономики приостановило продажу. Кроме того с юридической точки зрения НПЗ является так называемым «контрактным переработчиком». То есть НПЗ не решает для себя чья нефть и от чьего имени перерабатывается — это зависит от акционеров. Сегодня совершенно непонятно как поведет себя «Роснефть» в случае немецкого эмбарго. Согласится ли компания с тем, что на НПЗ будет подаваться другая нефть, или вместо этого она предпочтет закрыть завод?
«Роснефть» в Германии не отвечает на письменные вопросы.
С точки зрения федеральной политики самым простым было бы в качестве крайней меры национализировать завод или по крайней мере поставить его под федеральный контроль. Тогда решение о том какую нефть перерабатывать уже не будет в руках России. Эксперты не считают такой сценарий маловероятным.
В принципе эксперты пришли к выводу, что обходиться без российской нефти может быть даже экономически целесообразно: «В случае с нефтью мы предполагаем, что падение российских поставок может быть компенсировано другими источниками». Янис Клюге эксперт по России в Немецком фонде науки и политики придерживается похожей точки зрения: «Если у нас будет достаточно времени на подготовку, мы сможем обойтись без российской нефти»
Эффект отказа Германии от импорта нефти для российской стороны будет болезненным
Клюге говорит: «Нефть очень важна для российского бюджета, потому что она облагается в России гораздо более высокими налогами чем газ. С моей точки зрения запрет на импорт российской нефти более целесообразен, потому что это явно усилит давление на Россию».