Блог им. MihailVlasenko

Вера инвесторов в красивые истории

Команде Lucasfilm пришлось работать круглосуточно — им нужно было успеть закончить свой двухминутный анимационный фильм «Приключения Андрэ и пчелки Уэлли» для ежегодной конференции по компьютерной графике в Миннеаполисе. Однако с каждым днем становилось все яснее, что они не успевают вовремя…

Это было лето 1984 года и анимация, которую намеревались сделать в Lucasfilm, была слишком передовой. В то время самыми сложными сюжетами, созданными с помощью компьютерной графики, были 15-секундные ролики с развивающимися флажками или логотипами компаний. Команда Lucas же захотела создать 120-секундный рассказ о фигурке, похожей на человека, за которой по лесу гонится большая пчела.

Вера инвесторов в красивые истории

Эд Кэтмалл, позже прославившийся в Pixar, вспоминал, как они в Lucas недооценили вычислительную мощность, необходимую для рендеринга всех их детализированных изображений. В результате конечный продукт получился незавершенным — изображения местами превращались в простые каркасы и многоугольники сетки:

«В ночь нашей премьеры мы с ужасом смотрели, как эти фрагменты появляются на экране, но произошло нечто удивительное. Не смотря на наши опасения, большинство людей даже не заметили, что фильм переключался с цветного на черно-белые кадры. Они были настолько увлечены историей, что не заметили недостатков! Это была моя первая встреча с феноменом, который я замечал снова и снова на протяжении своей карьеры — визуальная проработка часто не имеет значения, если вы правильно подаете историю».

Этот пример демонстрирует важный урок и для инвесторов — красивые истории способны ослепить нас и сделать необъективными. Точно так же, как зрители не заметили недостатков в незаконченном мультфильме, инвесторы склонны не замечать недостатков своих инвестиций, если они увлечены убедительным повествованием.

Например, в 1980-х годах ходили слухи, что Япония захватывает весь мир — их экономика росла намного быстрее, чем в других развитых странах, и инвесторы считали, что так будет и дальше. В конце 1990-х годов красивая история состояла в том, что за технологическими компаниями будущее, а в середине 2006 года появился новый миф — на рынке недвижимости США невозможно потерять деньги.

Как вы знаете, все эти истории в итоге оказались пустышками, но это случилось уже после того, как инвесторы поверили, что «на этот раз все точно по-другому». Но узнать, когда история верна, а когда это лишь иллюзия, очень непросто. Однако осознание того, что подобные истории являются ключевым компонентом определения цен на активы, помогут вам понять, почему мы и дальше продолжим наблюдать иррациональное поведение на рынках.

Это опять возвращает нас к тому, что активы оцениваются не на основе фундаментальных показателей, а на основе того, сколько за них готовы заплатить другие. Как однажды сказал Джон Мейнард Кейнс: «Рынок может оставаться иррациональным дольше, чем вы можете оставаться платежеспособным».

Важно помнить об этом, потому что хотя рост прибыли, дивидендная доходность и ключевая ставка имеют значение, все они рассматриваются через призму веры. У нас может быть одинаковая информация, но из-за разных историй воспринимать ее мы будем по-разному.

У каждого из нас есть своя история в отношении своего собственного портфеля, и ее авторами являемся только мы сами. И это хорошо, ведь размышления над этой историей позволяют нам выявить ее возможные недостатки.

*****

Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
    ★1

    теги блога CyberWish

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн