Копипаст
1. Производители электромобилей недовольны. Цены на литий, ключевой компонент электромобильных батарей, выросли в конце прошлого года впятеро, и с тех пор продолжают держаться на очень высоком уровне:
https://zolotodb.ru/article/12799
Развивать электромобильную промышленность на Западе при таких ценах весьма затруднительно. Зато Россия уже приготовилась на этом заработать, ведь в наших недрах есть вся таблица Менделеева, в том числе и литий. Готовится целый ряд проектов по освоению российских литиевых месторождений:
https://www.forbes.ru/biznes/464439-polucitsa-li-u-rossii-proizvodit-litij
2. Никель и кобальт, два других ключевых компонента аккумуляторов, тоже резко подорожали. Но без них можно обойтись за счёт ухудшения характеристик батарей. Именно по такому пути решил пойти Илон Маск:
Действия властей развитых стран, по сути являющиеся расширением кейнсианского дискурса экономической политики, привели экономики в плохое состояние. Эти действия состоят в безмерном стимулировании и фактически ничем необеспеченной государственной индексации доходов избирателей в условиях ожидаемого обеднения на фоне ковида, локдаунов и прочих глобальных проблем. Государство делает деньги более дешевыми, угождая потребителям и плохим компаниям, только бы сохранить избирательскую поддержку. Это приводит к разгону спроса и росту числа зомби-компаний, это искажает стимулы здоровой конкуренции, это снижает деловую эффективность и убивает инновационный фактор экономического роста. Самое главное: это создает леверидж – доминирование потребностей над возможностями, спроса над предложением, другими словами, ведет к драматическому рыночному неравновесию. До ковидных времен такие дисбалансы на протяжении последних 20 лет купировались новым левериджем, и дисбалансы на время уходили, рождая неизбежные новые дисбалансы в будущем. Австрийские циклы прекрасно описывают этот процесс, его исходные точки и последствия. По сути, эта левая социальная повестка для покупки избирательной лояльности – новая политическая доктрина, основанная на примитивизации и упрощениях, а главное — на отмене какой-либо заботы о завтрашнем дне.
АБУ-ДАБИ, 13 мая 2022 года (WAM) — Ежемесячный отчет ОПЕК о рынке нефти (MOMR) сохранил положительную динамику в отношении восстановления экономики ОАЭ.
MOMR, опубликованный в четверг, заявил, что экономические перспективы остаются позитивными благодаря улучшению экономических условий, поддерживаемых ослаблением ограничений, связанных с COVID-19, и улучшением цен на ископаемое топливо.
В отчете указано, что недавний индекс деловой активности S&P Global в ОАЭ в марте 2022 года составил 54,8, не изменившись по сравнению с месяцем ранее, однако данные указывают на 16-й месяц подряд расширения ненефтяного частного сектора.
Он также добавил, что в этом месяце Центральный банк ОАЭ (CBUAE) повысил базовую ставку депозитной линии овернайт на 50 б.п. до 2,25%, отслеживая повышение ставки по федеральным фондам.
Кроме того, банк указал, что ставка по заимствованию краткосрочной ликвидности у CBUAE через все постоянные кредитные линии будет на 50 б.п. выше базовой ставки.
www.wam.ae/en/details/1395303046717
АБУ-ДАБИ, 11 мая 2022 г. (WAM) — Сегодня аэропорты Абу-Даби опубликовали результаты пассажиропотока за первый квартал 2022 года. Выяснилось, что аэропорт принял 2,56 миллиона гостей, что более чем в три раза больше, чем за тот же период прошлого года, на фоне возродившегося спроса и, как следствие, введения новых частот, маршрутов и услуг.
Статистические данные за первый квартал подтверждают, что было обслужено 2 563 297 пассажиров по сравнению с 807 310 в первом квартале 2021 года, что на 218% больше, поскольку ограничения на поездки по всему миру, связанные с COVID-19, были сняты, а рынки вновь открылись.
В аэропорту было зарегистрировано 22 689 рейсов за этот период по сравнению с 16 351 рейсом в 2021 году, что представляет собой резкий рост на 38,8%.
ДУБАЙ, 12 мая 2022 г. (WAM) — В первом квартале 2022 года Дубайский международный аэропорт (DXB) зарегистрировал самый загруженный квартал с 2020 года — 13,6 млн пассажиров, что свидетельствует о том, что восстановление трафика в самом загруженном международном узле мира набирает обороты. Это второй квартал подряд, когда пассажиропоток в DXB превысил отметку в 10 миллионов человек.
Благодаря 5,5 миллионам пассажиров в марте, пассажиропоток в DXB вырос до 13,6 миллионов в первом квартале 2022 года, что на 15,7% больше, чем 11,8 миллионов пассажиров в последнем квартале 2021 года. Для сравнения, в первом квартале 2021 года в DXB было зарегистрировано 5,7 миллиона пассажиров.
В настоящее время DXB связан с 193 пунктами назначения в 92 странах мира через 73 регулярных международных перевозчика.
За первые три месяца 2022 года DXB обработал в общей сложности 519 555 тонн грузов, что на 15,5% меньше по сравнению с предыдущим кварталом (4 квартал 2021 года), в котором было обработано 614 834 тонны воздушных грузов.
К сожалению, мои прогнозы сбываются. В субботу Индия рубанула кулису — запрет экспорта пшеницы вступил в силу немедленно. Оно и понятно — в стране живёт 1,4 млрд человек, и у каждого есть рот. При этом накормить всех во время кризиса не так-то просто:
— цены на продовольствие быстро растут;
— страны одна за другой запрещают экспорт еды.
Следующий на очереди — Пакистан. Там сейчас засуха, и если власти Пакистана не остановят экспорт продовольствия, им придётся иметь дело с голодными бунтами.
Планета входит в замкнутый круг. Продовольствия становится меньше, а стоит оно всё дороже и дороже. Встревоженные государства сметают с рынка всё, до чего только могут дотянуться, и параллельно стопорят вывоз продовольствия за рубеж. Еда исчезает с рынка, а цены на неё быстро растут.
Как показывает опыт, кризис закончится уничтожением спроса, когда цены станут настолько высокими, что бедные государства не смогут оплатить еду. Первыми в такие моменты сыпятся слабые экономики африканских и коммунистических стран — несчастному населению там приходится физически голодать. Дальше приходит черёд Азии и Латинской Америки. «Сытая Европа» до последнего времени продовольственных кризисов не замечала, но 2022 год может стать особенным и для Запада: многим европейцам придётся существенно упростить свой привычный рацион. Хоть это и пустяки по сравнению с тем, что придётся пережить африканцам, но всё же перебои с едой — одна из очень немногих проблем, которая может вызвать настоящий народный гнев даже в условиях полного контроля над элитами и над СМИ.
Как правило, «народные» бунты и революции раздуваются сверху — одни раздают «печеньки», другие профессионально скачут в кастрюлях, третьи в нужный момент предают свою страну, отдавая подчинённым приказ сдаться. Однако голод, — даже лёгкий, в виде недоедания или затруднённого доступа к продуктам, — способен вывести народ на улицу сам по себе, безо всякого розжига извне. Известный пример из нашей истории — бунт в Новочеркасске в 1962 году. Смертельного голода в тот время в СССР не было, последний крупный голод прошёлся по стране в 1947. Но повышение цен на еду всё же оказалось достаточно болезненным, чтобы рабочие начали бастовать. Разгонять голодающих пришлось танками, погибли не менее 20 человек.
Второй пример — огромные митинги в Москве 1990-1991, которые шли на фоне пустых полок магазинов. Тут пример не такой чистый, так как тогда шла уже и политическая борьба за власть, однако очень показателен размах протеста. Так, в феврале 1991 на улицы вышли 600-800 тысяч человек. Ничего близкого по масштабам в сытой капиталистической России уже не было.
Собственно, именно страх перед народным гневом и заставляет политиков делать еду приоритетом номер один. Многие политики весьма циничны, на кризисное время они охотно установили бы народу скудный паёк, достаточный для физического выживания — макароны, соль, раз в месяц курочка. Но политики знают, что пустые холодильники народ терпеть не будет, и что даже в случае умеренных «продовольственных затруднений» под властями зашатаются кресла. Можно запрещать гей-парады или делать их принудительными, как Первомай, можно ставить или разрушать памятники, можно сажать политических противников в тюрьму или выгонять их из страны — народ будет сохранять спокойствие. Главное, чтобы в магазинах была еда, и чтобы стоимость этой еды не прожигала критическую брешь в кошельке обывателя. Терпеть голодное бурчание в животе средний обыватель не будет.
Вот прямо сейчас в Иране цены на некоторые продукты взлетели в четыре раза. Инфляция в Иране держится на уровне в 40% годовых, однако всё же внезапные плюс 300% к цене — это уже чересчур. Граждане начали громить магазины, и если власти не предпримут решительных мер, ситуация вполне может выйти из-под контроля:
https://medialeaks.ru/1405tat-str-iran/
Среди тем: Китай, Турция, США, Украина
ДАЙДЖЕСТ● В крупных экономиках мира, за исключением Китая и России, наблюдается рост деловой активности.
● Инфляция в США стабилизируется на уровне 8-9%. Это означает, что рост денежной массы (+10%) лишь символически компенсирует рост цен.
● Инфляция в Турции выросла до 70%. Уникальность ситуации в том, что денежная масса пока не отстаёт от цен по темпам роста.
● В экономике Украины ожидается падение на 16% в 1 квартале и на 35-40% в 2022 году. Но пока курс гривны и инфляция достаточно стабильны.
Мировые индексы PMI composite в позитивной зоне кроме Китая и РоссииОпережающий индекс менеджеров по закупкам PMI отражает рост деловой активности (если он более 50 пунктов) или её снижение (если он ниже 50 пунктов).