26-27 сентября 2018 г. состоялся День инвестора и аналитика, на котором менеджмент Магнита представил новую стратегию развития. Уже во время презентации капитализация компании начала снижаться, а за два дня акции суммарно подешевели почти на 11%. При том, что в целом планы менеджмента совершенно адекватны сложившейся на рынке конъюнктуре:
Магнит планирует работать на массового потребителя и собирать 65-70% его кошелька за счёт не только продуктового сегмента, но и через «Магнит Косметик» и «Магнит аптека» — нового формата на базе продуктового магазина. Кроме того, ритейлер будет открывать аптеки на базе других форматов, что позволит сократить капзатраты.
Магнит планирует открыть 1,5 тыс. магазинов формата «у дома», 700 магазинов косметики, 20 супермаркетов. Кроме того, 1,2 тысячи магазинов будут обновлены. По прогнозу на конец сентября, в новой концепции будет работать более 6000 магазинов у дома – 48% всех точек такого формата.
Магнит собирается запустить собственное производство продуктов под собственной торговой маркой — салатов, миксов из свежих овощей, полуфабрикатов. Также в планах запустить собственную заморозку, консервацию и молочную продукцию с коротким сроком годности.
Магнит продолжает переговоры о покупке фармдистрибьютора СИА Групп у структур своего акционера Marathon Group. «Лекарства – это отдельная цепочка поставок со своей сложной спецификой в части лицензирования и другими жесткими требованиями. Такой отдельной логистической сети у нас нет». – сообщает Ольга Наумова. В связи с этим компании нужна инфраструктура, которая позволит получить дополнительный трафик. Цена сделки не названа, равно как и не подтверждено то, что она точно будет реализована. Менеджмент обещает работать в этом чувствительном вопросе в интересах всех акционеров.
В компании запускается программа мотивации. В программе будут участвовать 50 топ-менеджеров. Перед ними ставятся годовые цели, ориентированные на рост оборота, сопоставимых продаж и EBITDA. Долгосрочная цель – рост стоимости компании.
Магнит планирует перейти на выплаты
дивидендов дважды в год, в январе и июне.
Напомним: В феврале 2018 г. Сергей Галицкий продал 29,1% в ритейлере банку ВТБ за 138 млрд д руб. Затем часть доли ВТБ была перепродана Marathon Group, в Магните сменился менеджмент и было объявлено о возможном приобретении фармацевтического дистрибьютора СИА Групп у своего нового акционера Marathon Group. Все это увеличивает неопределенность вокруг будущего компании, что ранее адекватно отразилось в котировках.
Состояние сектора:
В целом темпы роста выручки ритейлеров в России замедляются, а прибыльность падает. Ее падение связано со снижением трафика и среднего чека.
Трафик падает из-за борьбы конкурентов между собой — плотность магазинов растёт, и трафик начинает делиться между ними, возникает эффект канибализма.
Снижение среднего чека отражает падение доходов россиян. Индекс среднего чека в августе снизился по отношению к июльскому показателю на 0,2%, составив 495 руб., средние расходы россиян за визит в магазин снижаются пять месяцев подряд. За год индекс снизился на 4,4%. В гипермаркетах средний чек по сравнению с прошлогодним показателем сократился на 7,8%, в дискаунтерах на 2,6%.
Мы не ждем существенного роста среднего чека по рынку в целом в ближайшие месяцы. Реальные располагаемые доходы россиян в августе 2018 г., по предварительным данным Росстата, снизились по сравнению с июлем на 0,7%, а по сравнению с показателем за аналогичный период 2017 г. снижение составило 0,9%. Динамика показателя остается очень неустойчивой, в скором будущем давление на реальные доходы окажет ускорение инфляции, которая, в свою очередь, будет расти из-за девальвации россиской валюты и повышения НДС с 1 января 2019 г. с 18% до 20%. Это не в пользу ритейлеров.
Финансовые показатели:
Выручка Магнита выросла за I полугодие 2018 г. на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 595,2 млрд. руб., но показатель EBITDA снизился на 9,6% — до 44,1 млрд руб. Чистая прибыль упала на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. — до 17,7 млрд руб. Трафик за 6 мес. 2018 г. снизился на 2,9%, средний чек на 1,7%. Слабые финансовые показатели компании обусловлены снижением продаж и ростом расходов на аренду в связи с увеличением доли арендованных магазинов и аптек. А также падением среднего чека на протяжении почти всего 2018 г.
Несмотря на значительное снижение котировок, Магнит по-прежнему оценивается дороже своих конкурентов. Премия в оценке была исторически, но если в 2010-2015-х гг. она была обоснована быстрым ростом сети и самой высокой рентабельностью в секторе, то сейчас оснований оцениваться дороже конкурентов мы не видим. Это значит, что потенциал небольшого снижения акций Магнита в краткосрочной перспективе сохраняется.
Источник: Bloomberg, КИТ Финанс Брокер
Вывод: долгосрочно стратегия Магнита выглядит адекватно, а менеджмент подтверждает свои высокие компетенции. Но для акционеров история становятся очень длинной, скорее всего результаты будут видны не ранее, чем через 1.5-2.5 года. Соответственно инвесторы Магнита возьмут на себя риски как возможной нереализации некоторых пунктов стратегии, так и конъюнктуры российской экономики. Кроме того, рынок по-прежнему очень нервно относится к покупке СИА Групп, несмотря на объяснения менеджмента.
Во время предыдущего снижения акции Магнита активно покупали спекулянты в расчете на быстрый отскок. Сейчас ясно, что быстрого отскока не случится, и спекулянты в основной массе продали бумаги. Это снизит волатильность и ликвидность акций. Мы понижаем ближайшую целевую цену акций Магнита до 4200 руб. и рейтинг акций до ДЕРЖАТЬ. Бумаги интересны только в долгосрочных портфелях buy&hold.
КИТ Финанс Брокер