На прошлой неделе в транспортном секторе появилась важная новость, а именно: первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил РЖД начать заключать договоры по принципу «вези или плати» на перевозку угля. Чиновник считает, что этот подход позволит решить проблему вывоза угля на восточном направлении.
«Вези или плати» является распространенной практикой заключения договоров, который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае его не поставки грузоотправитель должен заплатить штраф. Аналогичный принцип давно используется при поставках газа крупным покупателям.
Правда, думается, что переводить как кальку принцип работы газового рынка на железнодорожный было бы не совсем правильно. Что касается принципа «вези или плати», абсолютно справедливо, что так работает «Газпром» с рядом своих покупателей. Важно, что здесь речь идет об объемах покупки. Когда мы говорим об этом принципе, очевидно, что это некая рестрикционная мера. Если отправитель нарушает сроки, он платит штраф. То есть имеет смысл вводить это не для всех грузовых перевозок, а которые превышают определенный объем груза за определенный период времени. Вот это, наверное, было бы логично.
Абелев Олег
ИК «Риком-Траст»
Относительно того, сбудутся ли ожидания РЖД, думаю, станет понятно после обсуждения этого вопроса с грузоотправителями. Потому что надо понимать, что РЖД основную выручку получает не от грузовых, а от пассажирских перевозок. И основная проблема для РЖД сегодня – снизить порожний перегон, когда вагоны идут пустые в больших количествах.
Расширить железнодорожную инфраструктуру Дальневосточного региона для отправки грузов азиатским потребителям моментально не получится. Это требует огромных капиталовложений. Когда мы говорим об этом, надо понимать, что риск уплаты штрафов будет удерживать ряд грузоотправителей с небольшими объемами грузов от отправки грузов по этому направлению, освобождая пути.
Тут вопрос не столько в объемах, сколько в самой специфике грузов. Может, это какой-то грузы с высокой добавленной стоимостью, не только сырьевой, который не нужно вести в больших объемах, но он критически важен для получателя. И тогда предлагаемый механизм не будет до конца работать. Думается, что ожидания РЖД могут сбыться, но не в полном объеме.