В июне 2022 года среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился на 6,5% г/г, до 3,33 млн тонн/сут. Уменьшение погрузки происходило по большинству видов грузов, за исключением контейнерных перевозок (+4,3% г/г) и нефтеналивных грузов (+4,8% г/г).
Погрузка каменного угля уменьшилась на 11,8% г/г, до 26,9 млн тонн, что связано с уменьшением производства угля в России, введением эмбарго с августа на импорт со стороны государств Европейского союза и прекращением экспорта ископаемого топлива на Украину. В структуре погрузки по итогам июня 2022 года удельный вес угля (без учета кокса) снизился на 0,6 п.п. (к уровню мая 2022 года) до 26,9%.
Замедление экспорта угля в восточном направлении произошло в результате ограниченных возможностей инфраструктуры: БАМа, Транссиба и железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока.
В июне было отмечено увеличение погрузки нефтеналивных грузов, особенно на экспорт. По оценкам экспертов, в июне Россия смогла нарастить морской экспорт нефти на 22%, до 3,88 млн барр./сут. При этом выросла отгрузка нефтепродуктов на внутренний рынок в связи с началом отпускного сезона.
Объемы контейнерных перевозок начали быстро замедляться, особенно импорт и транзит. Одной из причин данного явления участники рынка называют наличие в инфраструктуре восточного направления нескольких узких мест, которые не справляются с нагрузкой в связи с изменением структуры перевозимых грузов.
В 2022 году мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 3-7% г/г. Ключевыми факторами снижения остаются: отказ от российского угля и ввод эмбарго на морские перевозки нефтеналивных грузов из России в странах Европейского союза. При этом мы ожидаем роста экспорта угля в восточное направление, в связи с восстановлением действовавших в 2021 г. квот для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы – основных угледобывающих регионов России.
Промсвязьбанк