Выпуск пива в России в 2015-2021 годах вырос с 7,5 млн до 8,6 млн тонн – среднегодовые темпы прироста составили около 2%. При этом пик производства пришелся на 2021 год благодаря более жаркой, нежели в 2020 году, погоде в весенне-летний период.
Ждем, что в 2022 году в результате уменьшения внутреннего спроса, объем выпуска продукции снизится на 2% к уровню предыдущего года и составит около 8266 тыс. т.
Удельный вес экспорта хмельного напитка в структуре общего объема российской продукции составляет не более 5%. По итогам 2021 года объем экспорта продукции в натуральном выражении увеличился к уровню 2020 года на 17,4% и составил 425 тыс. тонн.
Российский импорт солодового пива на протяжении 2015–2021 гг. характеризовался общей тенденцией к увеличению объемов поставок со среднегодовыми темпами на уровне 24%.
Крупнейшие производители пива
В 1990-х годах основывались новые компании. Как правило, они начинали работать на базе бывших заводов.
С 2000-х годов в пивоварении отмечалось увеличение производства. Последствия кризиса 2008-2009 годов большинство компаний быстро преодолели благодаря структурным изменениям.
Ключевую роль на рынке пива занимает Carlsberg (владеет компанией Балтика), который по итогам 2021 года имел долю в 27,3%. В ООО «Пивоваренная компания «Балтика» входят восемь заводов, расположенных в Санкт-Петербурге, Туле, Ростове-на-Дону, Самаре, Хабаровске и других городах России.
АО «АБ ИнБев Эфес» (акционеры AB InBev и Anadolu Efes) – вторая по удельному весу (около 25%) пивоваренная группа. В России на конец 2021 года холдингу принадлежали 11 пивоваренных заводов в различных городах России (Волжский, Омск, Клин, Иваново, Курск, Пермь, Саранск и др.)
В состав Группы компаний «Хейнекен» в России (доля на рынке по итогам 2021 года – около 10%) входили:
1. ООО «Пивоварня Хейнекен» (г. Санкт-Петербург),
2. ООО «Волга» (г. Нижний Новгород),
3.ОАО «Шихан» (г. Стерлитамак, Башкирия),
4. ООО «Собол-Бир» (г. Новосибирск),
5. «Байкал» (Иркутск),
6. «Амур-пиво» (Хабаровск).
На четвертом месте – российская Московская пивоваренная компания с удельным весом около 7%. В состав компании входят современный пивоваренный завод, а также собственные дистрибьюторский и логистический центры.
Еще один крупный производитель пива в России – ООО Частная пивоварня «Трёхсосенский» с долей 4%. Мощности предприятия располагаются на двух производственных площадках: в Димитровграде (Ульяновская область) и в Ульяновске.
Кто уходит?
Ключевые производители хмельного напитка – Carlsberg и Хейнекен – объявили об уходе из нашей страны. 28 марта 2022 года голландский концерн Heineken сообщил, что намерен продать свой бизнес новым владельцам. В тот же день аналогичное объявление выпустила и датская Carlsberg.
Покупателем некоторых российских активов Carlsberg (таких как пивоваренная компания «Балтика») может стать компания AB InBev Efes. При этом бельгийская AB InBev продаст всю свою долю турецкой компании Anadolu Efes.
В дальнейшем, по нашему мнению, будет происходить усиление позиций турецкой компании. С учетом покупки ООО «Пивоваренная компания «Балтика» удельный вес Anadolu Efes может увеличиться с 25% до 50-52%. Потенциальным покупателем Хейнекен в России могут выступить как китайские инвесторы, так и российские.
Сырье
В 2022 году стоимость пива может вырасти на 10–15% из-за роста цен на сырье, в частности, хмель. Российские производители пива используют около 7–7,5 тыс. тонн хмеля ежегодно (данные за 2021 год), из которого только 2% – отечественный.
Хмель завозится к нам в различной форме. Это и сами шишки хмеля, и порошок, и приготовленные из него гранулы. Импортируется, так называемый, лупулин – желтое клейкое вещество, образуемое на хмелевых шишках. Основным поставщиком импортного хмеля является Германия, вторым по значимости – Белоруссия.
Хмель – довольно сложная культура, дающая урожай на третий год. Произрастает только в местах с определенным климатом и составом почвы. Неслучайно долина Халлертау в Германии и город Жатец в Чехии находятся недалеко друг от друга (300 км) и именно там выращивается 75% европейского хмеля. В США хмель в основном выращивается в долине Якима.
Для высокой урожайности хмеля климат должен быть влажным. С этим связаны и географическая локализация культуры, и операционные риски. Например, один крупный ландшафтный пожар может серьезно повлиять на конъюнктуру мирового рынка.
География также определяет специализацию по типам и сортам хмеля. В Европе горькие и ароматические сорта хмеля соотносятся 50% на 50%, в то время как в США ароматические сорта для крафтового пива составляют 80%.
Когда-то третьим центром выращивания хмеля намеревался стать Китай, но сейчас он значительно отстал по объемам от ЕС и США, и его доля в мировом производстве невелика.
Можем заменить
Выращиванием хмеля в России преимущественно занимаются в Чувашии, которая обеспечивает 2% хмеля, используемого в производстве пива в России. Всего в Чувашии хмель занимает около 250 га. Для сравнения, в 1994 году хмель рос на площади в 14 000 га., что говорит о высоком потенциале наращивания производства.
Чувашский хмель имеет ряд конкурентных преимуществ. Он более экологичный, так как плантации реже обрабатываются химикатами. Также при его изготовлении не используются красители.
Выход на прежние площади плантаций хмеля позволит нарастить производство в 56 раз, что удовлетворит большую часть потребностей российских пивоваров. Конечно, для этого нужны инвестиции, в частности, в современные хмелеуборочные комбайны.
В результате государственных субсидий на поддержку сельского хозяйства производство хмеля в России будет увеличиваться. По
данным «Коммерсант», в настоящее время производители хмеля уже могут получать вычеты, а также привлекать льготные кредиты.
Увеличение производства хмеля в РФ до 1 тыс. тонн к 2030 году потребует более 500 млн руб. ежегодных субсидий в течение 3-5 лет. Финансировать программу планируется из акцизных поступлений. В 2020 году участники рынка заплатили более 172 млрд руб. акцизов.
Таким образом, дефицита пива в нашей стране не ожидается, хотя импортозамещение сырья для его производства имеет существенный потенциал для развития.
Как было сказано выше, покинуть Россию и расстаться со своими активами планируют Carlsberg Group (Дания) и Heineken (Нидерланды). В их владении находятся 15 заводов (37% от российского производства). Уход владельцев не означает остановку производства, хотя может произойти замена одних марок пива другими.
Снижение импорта пива будет отчасти компенсировано развитием производства крафтового пива. Небольшие пивоварни выпускают эксклюзивный продукт в ограниченном объеме для его особых ценителей, добавляя в него различные уникальные компоненты и используя природную воду, которая придает пиву особенный вкус. Таким подходом гиганты пивоваренной индустрии похвастаться не могут.
В будущем российская пивная индустрия получит новый импульс для своего развития. Как минимум, вырастет разнообразие предложения, от которого потребители пенного напитка только выиграют.
«Промсвязьбанк»
это просто одна из ниш, где большой перекос, в РФ почти нет производства хмеля и сопутствующего сырья, а российские производители крафта не хуже мировых.
тоже тема не слишком близка, но что отметить — рынок очень перспективный для экспорта и обесценить импорт, что во многом мусор, если обзавестись своим сырьём.
активно развивается крафт — нишевые производства, не масс маркет.
написал к теме поста, так то да, не долгосрочная тема, со спиртным идёт рука об руку потребление, а общепринятая еда вызывает болезнь «старость».
да, старость — болезнь. большая тема.
да, вот и вопрос со своим сырьём, область пока даже не регламентирована.
хотя хмель сорняк растёт как угодно.
Самое главное — сорта. Первый вменяемый американский хмель, cascade, выводили двадцать лет, до рынка он еще дольше может идти. С солодом проблем меньше, но тоже есть.
понял, спасибо за ликбез, значит, ещё плюс: развитие своей селектики.
поисковик на тему хмеля выдаёт что сорняк и прям живучий).
ессесно допускаю что для нужных направлений нужны условия и вывод определённых состояний сортов, как и всезде в профессиональном растеневодстве.
Букет Чувашии неплохая пивоварня неспроста значит)
Тоже самое и с пивом и с хмелем. Будут гнать дешевый масс-маркет с этикетками «Советское живое жигулевское и как в детстве» но увидим ли мы достойное пиво не в специализированных магазинах а на каждой полке магазина у дома
Сегодня научились варить пиво, а завтра схемы для бытовой микроэлектроники травить будут.