Пожалуй, как и в случае с «Диасофтом», самые легкие деньги на бирже. Как и писал, подавал заявку на участие в IPO «Европлана». Вчера утром была информация, что книга была переподписана в 4 раза. Учитывая то, что часов до завершения приема заявок было немного, полагал, что объем переподписки превысит план в 5-7 раз. Итоговой информации не было, но аллокация составила всего лишь 4,4%.
Подавал заявку на 2 млн рублей. В результате насыпали 100 акций на общую сумму в 87,5 тыс рублей (по 875 р за единицу). В отличие от истории с «Диасофтом», где на заявку в 6,8 млн рублей дали бумаг на 58,5 тыс, докупать по более высокой цене не стал. Если «Диасофт» изначально планировал держать на долгосрок в течение нескольких лет, то по «Европлану» такой задумки нет.
Поэтому продал сразу же по 1048 р за единицу. Итого плюс 17,38 тыс рублей. Спасибо и на этом.
Отношение к перспективам массового внедрения электромобилей в нашей стране зачастую является скептическим. Раньше я тоже так считал. Аргументы были, в принципе, стереотипными. Это непригодные климатические условия, нецелесообразность заряжать автомобили, когда есть доступ к дешевому (по мировым меркам) топливу. И, конечно, политическая подоплека — агрессивное насаждение Западом электромобилей как неотъемлемой составляющей «зеленой повестки».
Летом прошлого года я сильно погрузился в изучение данной темы (заодно затронул т.н. возобновляемые источники энергии). Тем более был финансовый интерес. Забегая вперед, скажу, что по итогам практически непрерывного двухнедельного анализа принял решение инвестировать в компанию, занимающуюся развитием инфраструктуры для электротранспорта. Это молодая компания Hyper. Сейчас её акции купить уже невозможно, так как раунд pre-IPO закрыт, поэтому не сочтите за рекламу, взять все равно ничего уже не получится даже при желании :)
Действительно, электромобили были вписаны в «зеленую повестку» Запада, но, во-первых, как элемент создаваемой цепочки, которая начинается с ВИЭ. Во-вторых, через «зеленые» технологии Запад хотел дать импульс развитию собственной стагнирующей промышленности, как это было в 70-е годы с темой энергосбережения и энергоэффективности.
Министерство транспорта хочет добиться выделения из ФНБ еще практически 300 млрд рублей на выкуп самолетов из иностранного лизинга. С подобной инициативой ведомство Савельева выступило ещё в феврале, когда стало известно о переносе сроков поставки отечественных самолетов.
Отмечу, что практически столько же уже выделялось в 2023 году. На эти деньги удалось урегулировать ситуацию со 162 самолетами, большинство из которых (93 ед) пришлось на «Аэрофлот». «Застрявшими» у госкомпании остались 86 воздушных судов.
Схема выкупа выглядит следующим образом. Самолеты приобретаются у иностранных лизингодателей на подконтрольное «Росавиации» предприятие «НЛК-Финанс», которое затем передает самолеты в авиакомпании в лизинг на 15 лет по ставке 1,5% годовых. Условия супервыгодные. Тот же «Аэрофлот» признается, что ранее срок составлял 8-10 (иногда — 12) лет, а ставка 4%. Естественно, в течение 15 лет авиакомпании эти деньги будут постепенно возвращать. Правда, в реальном выражении получится меньше, так как инфляция у нас, понятно, значительно превышает уровень в 1,5% годовых.
На прошлой неделе «Яндекс» представил свою финансовую отчетность за 2023 год. Результаты получились ожидаемо сильные.
Так, выручка компании выросла на 53% до 800 млрд рублей, EBITDA — на 51% до 97 млрд. Примечательно, что по прошлому году был осуществлен рекордный CAPEX (капитальные затраты) в размере 90 млрд рублей. Операционный денежный поток также оказался рекордным — 70,3 млрд. А вот свободный денежный поток (FCF) ушел в отрицательную зону в 37,7 млрд. Впрочем, для «Яндекса» сейчас этот показатель не имеет сильно важного значения, как и показатель чистой прибыли (+155% по скорректированной). При желании и необходимости можно просто замедлить объемы инвестиций в новые проекты. Но смысла в этом нет.
Финансовая модель «Яндекса» выглядит следующим образом. Есть два крупнейших направления(Поиск/портал и райдтех), которые приносят хорошие деньги. За их счет «Яндекс» осуществляет инвестиции в другие направления. Их можно разделить на две категории.
➖ Первая — зрелые бизнесы, которые в обозримой перспективе должны пройти точку безубыточности (электронная коммерция, фудтех, доставка, Алиса и облачный бизнес, плюс и развлекательные сервисы).
Сейчас же речь пойдет об одной из самых быстрорастущих по финансовым показателям компаний российского фондового рынка — маркетплейсе Ozon. Знакомы с его деятельностью, думаю, все. Более того, Ozon можно отнести (не формально, а фактически) и к технологическим компаниям, так как электронная коммерция автоматически влечет за собой внедрение новых решений, начиная от создания алгоритмов по продвижению товаров, заканчивая финтехом.
К тому же, сейчас совпали два информационных повода. Первый — сильные операционные результаты маркетплейса за 2023 год, второй — подписание Владимиром Путиным распоряжения о разрешении сделок с акционерным капиталом компании.
Но обо всем по порядку
Итак, почему я слежу за результатами Ozon и происходящими вокруг него событиями. Доля маркетплейса в моем инвестиционном портфеле составляет немалые 5,5% (шестое место). К настоящему моменту доходность также не может не радовать. Средняя цена одной депозитарной расписки в моем портфеле составляет 1775 рублей, в то время, как текущие котировки равны 3120 рублям. Итого плюс 75,74%.
Никаких сомнений в участии в IPO «Диасофта», как и у многих, не было. Компания качественная и перспективная. После просмотра нескольких интервью/мероприятий с ее владельцами, удостоверился во мнении, что «Диасофт» размещается на бирже не с целью привлечения средств, а для дополнительной рекламы своей компании. Ведь предприятие планирует не только продолжать работу в качестве разработчика IT-инфраструктуры для финансовых организаций, но и выходить на другие конкурентные рынки. Денег у компании столько, что может себе даже позволить платить ежеквартально дивиденды. В общем, какого-то сложного анализа здесь не было. Да и сама компания размещалась дешево — всего лишь по 4500 рублей за акцию.
Все понятно и просто. Поэтому принял решение заходить на серьезную сумму и выставил две заявки: у первого брокера на 6 млн, у второго — на 800 тыс.
Результат получился следующий:
Инвестиции в акции нефтегазовых компаний принесли трейдерам Мосбиржи уже внушительный доход: с начала года — плюс 58,55%. Это лучше, чем даже динамика Индекса Мосбиржи, который также не подвел и поднялся на 48,95% за это же время.
При этом у держателей акций нефтяных компаний есть дополнительный повод для оптимизма. Дело в том, что начиная с 1 января следующего года меняется методика расчёта цены барреля Urals. Минфин России намерен ориентироваться на то, что в своих расчётах для бюджета будет брать цену барреля нефти Brent и вычитать из неё твердые 15 долларов. При этом сейчас разница между Brent и Urals значительно меньше — около 10 долларов, и имеет тенденцию к сокращению.
Таким образом, у нефтяной отрасли может дополнительно оставаться по 5 долларов с каждого барреля нефти. Потенциально, если брать ожидаемый Минэкономразвития средний курс доллара США в 2024 году в коридоре 90-92 рубля, то у нефтяных компаний России будет суммарно дополнительно чуть более полтриллиона рублей за год.