На аэродроме Казанского авиационного завода (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации) стартовали летные испытания самолета Ту-214 с новыми отечественными комплектующими. В ходе пилотного полета были проведены необходимые проверки систем и бортового оборудования.
Ту-214 входит в семейство Ту-204, выпускаемого с 1990-х годов. Он представляет собой среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер, рассчитанный на 170-175 пассажиров. Он призван заменить Airbus и Boeing, ранее закупавшиеся российскими авиаперевозчиками.
Согласно имеющимся данным, потребность в Ту-214 до 2032 года составляет 150 машин. Из них твердые контракты заключены на 20 самолетов, подписаны соглашения о намерениях на 67 и есть заявки от потенциальных заказчиков на 61. Среди авиационных компаний, намеревающихся приобрести Ту-214, — «ЮВТ Аэро» и ГТЛК: первая планирует получить четыре лайнера, вторая – 41.
Между тем ожидаемый запуск Ту-214 в серийное производство напрямую связан с деятельностью корпорации ВСМПО-АВИСМА: изготовление части деталей для Ту-214 будет выполняться в ее цехе №55, открывшемся в июне 2023 года – тогда был запущена линия получистовой обработки дисков и колец из титановых сплавов.
Завод «Красцветмет» ведет переговоры с несколькими компаниями о создании на территории Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) производства карбоната лития. Для непосвященного человека подобный проект может выглядеть удивительным, ведь «Красцветмет» специализируется на аффинаже драгоценных металлов и выпуске из них различных изделий.
Между тем наладить производство лития в ОАЭ «Красцветмету» может в силу нескольких причин. Во-первых, его инженеры разработали технологию сорбционного извлечения лития из гидроминерального сырья, и она хорошо себя зарекомендовала на Юрубчено-Тохомском месторождении, разрабатываемом «Роснефтью»: в июле нынешнего года из его пластовых вод было получено порядка 300 килограмм лития батарейного качества.
Во-вторых, ОАЭ может стать для «Красцветметом» своеобразным логистическим хабом для привлечения сырья из различных регионов мира. Поставки же карбоната лития можно вести в адрес производителей аккумуляторов как в Европе, так и в Азии.
Глобальное судостроение переживает уверенный рост, свидетельствует информация Xclusiv Shipbrokers: за последние пару лет соотношение заказов к действующему флоту балкеров, газовозов и танкеров увеличилось на 43%, 29% и 180% соответственно. Одновременно расширилось число действующих по всему миру верфей — до 180 в сентябре текущего года.
Рост заказов на корабли стимулируют высокие ставки их фрахта и общие перспективы глобального флота: к 2030 году возраст значительной части судов превысит 20 лет и поэтому уже сейчас необходимо позаботиться об их обновлении, иначе они не смогут соответствовать экологическим требованиям, которые, бесспорно, будут ужесточаться.
Между тем важную роль в модернизации мирового флота способна сыграть Россия: по данным отечественной прессы, к 2035 году Объединённая судостроительная корпорация готова сделать почти 600 гражданских кораблей для нужд российских компаний. В данное количество входит 161 балкер, 103 пассажирских судна, 42 краболова, 30 траулеров, 5 ледоколов и др. (для сравнения, в 2023 году были сданы 25 кораблей, по итогам 2024 года предполагается спустить на воду 36 судов).
Министерство финансов Китая объявило о прекращении с 1 декабря текущего года действия 13%-ной скидки от величины таможенных пошлин на экспорт алюминиевой и медной продукции. Правда, пока неясно о каких же именно видах полуфабрикатах из алюминия и меди идет речь, тем не менее данное решение может существенно повлиять на глобальный рынок обоих цветных металлов.
Например, в случае алюминия можно ожидать уменьшения вывоза из КНР плоского проката и профилей, которое автоматически потянет за собой сокращение их производства и далее по цепочке выпуска крылатого металла.
Следует принять во внимание, что согласно данным International Aluminium Institute, в прошлом году в Китае было произведено почти 42 млн тонн первичного алюминия, тогда как во всем мире – 70,7 млн тонн. Точно же оценить объемы выпуска в нем алюминиевых полуфабрикатов весьма сложно, тем не менее они тоже внушительные и недаром же Европейский Союз за последние десять лет не раз защищал от них свой рынок.
Для отечественных производителей алюминиевых полуфабрикатов изменения в налогообложении экспорта из КНР означают появление окна возможностей для расширения сбыта за пределы России.
Традиционный метод получения аммиака базируется на пропускании смеси азота и водорода через нагретый катализатор при высоком давлении и имеет ряд недостатков: он очень энергоемок, катализаторы могут спекаться, малейшая примесь воды или кислорода могут их «отравлять и замедлять процесс.
В качестве альтернативы может рассматриваться электрокаталитическое восстановление нитратов до аммиака, проводимое в «мягких» условия с использованием гидрида титана. Исследования, выполненные китайскими учеными, показали возможность использования в качестве ресурсной базы для производства аммиака подобным способом сточных вод, образующихся в городах и на промышленных предприятиях.
Непосредственно получение гидрида титана достаточно просто — его можно осуществлять путем насыщения титана водородом, восстановлением его оксидов и хлоридов кальцием, натрием или магнием в водородной среде и др.
По существующим оценкам, выпуск аммиака в мире в 2023 году составил порядка 180 млн тонн, в 2030 году он может выйти на уровень 300 млн тонн и продолжить рост дальше — до 500-600 млн тонн в 2050 году. Его драйвером будет выступать использование аммиака в качестве «зеленого» топлива для морских судов и водородная энергетика.
К 2028-2030 году компания «Норильский никель» предполагает увеличить грузовые перевозки по Северному морскому пути с текущих 1,6 млн тонн до 3 млн тонн в год. Данный прогноз прозвучал в рамках международного симпозиума «Создавая будущее».
В принципе предпосылки для роста «Норильским никелем» объемов транспортировки грузов в северных широтах есть: на сегодняшний день он располагает собственным флотом, состоящим из ледокола, танкера и пяти контейнеровозов ледового класса. Его создание ведется с 2006 года с целью обеспечения транспортной независимости от переменчивой погоды Арктики, обеспечения круглосуточной навигации. Сейчас его суда регулярно ходят между Мурманском, Архангельском и Дудинкой, доставляют цветные и драгоценные металлы в иностранные порты.
Добавим к ним принадлежащее «Норильскому никелю» Енисейское речное пароходство с флотом в 400 единиц (буксиров, танкеров, сухогрузов и др.) и становится очевидным, что у «Норильского никеля» нет сколь-либо существенных препятствий для бесперебойного снабжения собственных предприятий и вывоза их продукции за границу. Подобное нельзя сказать в отношении остальных крупнейших российских металлургических экспортеров, не удосужившихся в тучные годы обзавестись своими кораблями и вынужденных зависеть от условий их фрахта.
Американский инвестиционный банк Goldman Sacks ожидает в следующем году среднюю цену на медь в размере 10,160 тыс. долларов за тонну против ранее прогнозировавшихся 10,1 тыс. долларов, связывая ее повышение с ситуацией в Китае, являющемся крупнейшим в мире потребителем цветных металлов.
В принципе основания для подобных ожиданий у него есть. За десять месяцев 2024 года импорт в КНР меди и продукции на ее основе вырос на 2,4% до 4,6 млн тонн. Ввоз медных концентратов и руд увеличился на 3,3% до 23,4 млн тонн.
Выпуск же катодной меди в Китае прибавил в январе-сентябре 2024 года 5,4% до 10 млн тонн, отражая расширение заказов на нее со стороны промышленности и строительства.
Вместе с тем правительство КНР приняло новый пакет мер стимулирования национальной экономики объемом 1,4 трлн долларов, призванный взбодрить ее. Конечно, пока неясно, как быстро они могут сработать, тем не менее положительный эффект для индустрии они все-таки могут принести.
Стоит отметить, что она демонстрирует довольно неплохую динамику. Например, продажи электромобилей выросли в январе-октябре 2024 года на 39,8% до 8,3 млн штук, их экспорт — на 27,7% до 1,1 млн штук. Подъем их выпуска и сбыта тянет за собой спрос на медь.
Лигнин является одним из самых распространенных природных полимеров, составляя примерно 20-30% сухой массы растений. Вместе с тем его сложная структура создает трудности для его переработки в различные виды продукции — клеящих композиций для картона, фанеры и древесно-стружечных плит, уксусной и щавелевой кислот, пористого кирпича, наполнителей, полиуретановой пены, фенола и фенолформальдегидных смол, красителей и лекарств, пестицидов и др. Поэтому зачастую лигнин, образующийся в процессе производства бумаги, выбрасывается как отход.
Последние же исследования, похоже, открыли путь для решения данной проблемы, базируясь на проведении механокатализа в шаровой мельнице без использования растворителей, высокой температуры или давления: с его помощью можно проводить процесс деполимеризации лигнина – его расщепление на мономеры.
Ключевым компонентом, необходимым для деполимеризации лигнина, служит палладий: катализаторы на его основе легко разрушают прочные связи в структуре лигнина. Способность же палладия поглощать водород значительно ускоряет деполимеризацию.
Производство минеральных удобрений в России в январе-сентябре текущего года увеличилось на 10,8% почти до 21,5 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ), сообщается в материалах Федеральной службы государственной статистики.
Из общего объема выпуск азотных удобрений почти не изменился, составив 9,2 млн тонн, фосфорных — поднялся на 1,3% до 3,9 млн тонн, калийных — скакнул на 31,7% до 8,4 млн тонн.
Динамика производства минеральных удобрений коррелирует с их погрузкой на сети РЖД: за девять месяцев 2024 года она расширилась на 6,8% до 50,3 млн тонн (в физическом весе). Она обусловлена с одной стороны, хорошим спросом на внутреннем рынке, с другой же, увеличением экспорта.
Отечественные аграрии, согласно данным РАПУ, на начало октября купили порядка 5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), тем самым удовлетворив свои плановые потребности в них на 20224 год более чем на 90%. В результате спрос на них внутри России может по итогам 2024 года достигнуть 5,3-5,4 млн тонн.
Акции НЛМК на протяжении нынешнего года демонстрировали смену трендов, поднявшись со 180,94 рублей за ценную бумагу в январе до 256,3 рублей в мае и затем сползая до текущих 121,80 рублей.
Возникает вполне закономерный вопрос: есть ли перспективы для подорожания акций НЛМК? Судя по имеющимся данным, они выглядят весьма туманными.
Во-первых, пресс-релизы на сайте НЛМК дают крайне мало сведений о его деятельности и, по сути, не особо интересны с точки зрения понимания реальной ситуации.
Во-вторых, информация о финансовых показателях НЛМК за первую половину 2024 года выглядит противоречиво. Выручка по международным стандартам финансовой отчетности увеличилась на 16,6% до 517,8 млрд рублей, с другой же чистая прибыль упала на 11% до 81,6 млрд рублей.
Выручка же по российским стандартам бухгалтерского учета выросла на 12% до 390,5 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 2,5 раза до 30,3 млрд рублей.
В-третьих, производство стали в январе-июне 2024 года обвалилось на 15% до 7,4 млн тонн, продажи продукции — на 11% до 8 млн тонн. В качестве причины уменьшения показателей называлась продажа сортовых активов.