Ковидная эпоха дефицита может полностью перевернуть наши представления о покупке автомобиля. Просто невероятно: Toyota подтвердила, что лист ожидания новых Land Cruiser растянулся на четыре года! То есть в некоторых странах при заказе внедорожника сегодня покупатель получит машину только в 2026-м! Но тогда уже наступит время рестайлинга! Да и вообще многое изменится. Включая наши автомобильные желания и потребности. Кстати, новый Крузак сейчас у меня на тесте. Пока бензиновый, дизель попробую весной.
Подробнее о ситуации на российском и мировом авторынке — ежедневно у меня в телеграм-канале Автотелеграм t.me/atelega
Еще одна новость из Китая. Возможно, о зарождении теперь уже долгосрочного тренда. Один из крупнейших производителей батарей для электрокаров – корпорация CATL – открывает новое направление бизнеса. В которое планирует вовлекать практически всех производителей машин на электротяге. Речь о сети быстрой замены батарей. Подобную уже относительно давно и успешно развивает компания Nio. Но только для своих электромобилей. А CATL предложит универсальные батареи для основных участников авторынка.
В чем преимущества для потребителей? Прежде всего, им не придется ломать голову, где зарядить машину. Поменяли батарею за несколько минут (получив запас хода до 1000 км), поехали дальше. Из других плюсов отмечу возможность выбирать батареи различной емкости в зависимости от потребностей. Для мегаполиса – стандартные, для поездок за город – самые мощные. Наверное, в недалеком будущем это еще и возможность прилично сэкономить. Из-за роста цен на сырье батареи могут прилично подорожать. Тогда шеринг позволит решить проблему доступности технологии для не самых богатых слоев населения. Нельзя исключать, что китайцы окутают своими сетями и другие страны. В том числе и Россию? Why not?
Подробнее о ситуации на авторынке без рекламного грима – у меня в телеграм-канале Автотелеграм t.me/atelega
Еще одна порция новогодних прогнозов. Несмотря на фактическую панику на глобальном авторынке из-за дефицита комплектующих все-таки ожидаю стабилизацию к середине 2022 года. Цены (если считать в твердой валюте) вернутся к прежним значениям. И у нас, и в Европе, и в Штатах.
Продажи новых автомобилей неизбежно начнут восстанавливаться, а вот практически полностью уничтоженную репутацию российских дилеров (особенно в массовом сегменте) уже не вернешь. Абсолютно точно. Опустившись до уровня базарных торговцев, желающих «урвать, пока можно», они потеряли главное – доверие клиентов. С небольшим временным лагом это означает неизбежные крупные убытки. Недальновидность дилеров приведет к банкротству сотен компаний. Самые гибкие сумеют перестроиться, но получится далеко не у всех.
Зачем покупать автомобиль у дилера, когда можно приобрести его напрямую у производителя с приличной скидкой? Вопрос, на который получим однозначный ответ публики. В прошлом году проекты прямых продаж, запущенные некоторыми автокорпорациями, откровенно буксовали. Причина все та же – дефицит машин. Но совсем скоро они превратятся в полноценный рабочий инструмент.
А переломным моментом станет выход на российский рынок новых игроков (скорее всего, китайских производителей электрокаров), работающих без классических дилеров, только по схеме прямых продаж. Техподдержку им обеспечат сервисные компании. Вслед за ними долю прямых продаж вынуждены будут резко и быстро увеличить и обычные корпорации. Прогноз сейчас выглядит радикально, но я почти уверен в сломе традиционной дилерской парадигмы, казавшейся незыблемой в течение многих десятилетий (повторю: в массовом сегменте, премиальный – совсем другая история). Подробнее о текущей ситуации на авторынке всегда можно узнать у меня в телеграм-канале Автотелеграм t.me/atelega
В какой стране самые доступные автомобили? Каждый, наверное, задавал себе этот вопрос, возмущаясь российскими ценами. У меня даже был свой субъективный топ: США, Канада, Австралия, Германия, Дубай (и ряд похожих стран Ближнего Востока). Но вот маркетологи британской компании ScrapCarComparison провели серьезное исследование, досконально изучив соотношение средних цен на машины с доходами граждан разных государств. И составили свой, как они полагают, вполне объективный рейтинг. Кроме цен в автосалонах учитывалась и стоимость владения (страхование, цены на топливо, налоги и ряд других параметров).
Удивительно, но первое место в нем досталось не Америке, а Австралии. США только на втором месте. Австралийцу достаточно 49 процентов годового дохода для приобретения нового автомобиля среднего класса. Американцу — уже 55 процентов. Дальше следуют Дания, Канада, Швеция, Германия, Нидерланды и Франция.
Меня в этом списке особенно смутила только одна страна. Дания! Всем известно, какие там дикие пошлины. Разумеется, и зарплаты довольно высокие. Тем не менее, многие жители предпочитают ездить на велосипеде даже в плохую погоду. Если верить маркетологам, машины там все-таки доступные. Просто датчане, похоже, готовы чаще инвестировать свои немалые доходы, чем тратить их на автомобили.
В России сейчас на АНОМАЛЬНЫЙ рынок продавца. Вместе сложилось много факторов, которые привели к затяжному дефициту. Им воспользовались дилеры, которые фактически шантажируют покупателей, накручивая к обычной цене еще 10-20 и даже 30 процентов (на допоборудовании и финпродуктах в несколько раз выше рыночной стоимости). Поэтому, даже если очень хочется купить машину именно сейчас, лучше взять небольшую паузу. Подробнее об авторынке и уловках дилеров у меня в телеграм-канале Автотелеграм
t.me/atelega
Согласно прогнозу АЕБ на текущий год, автодилерам в России удастся поставить клиентам около 1,53 млн. машин. То есть всего на пять процентов меньше, чем в прошлом году. На фоне проблем в экономике и падения покупательской уверенности такая оценка выглядит чересчур оптимистичной.
– Рассчитываем на эффект низкой базы, – объясняет глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Ведь упали уже так сильно, что ситуация должна фактически стабилизироваться. Разумеется, наш прогноз оправдан, если государство сохранит прошлогодний объем поддержки автомобильной отрасли. В случае сокращения подобных мер рынок продолжит дальнейшее падение. Кроме того, при подготовке прогноза мы опирались на текущий валютный курс, который также может меняться.
Многие топ-менеджеры представительств зарубежных автокорпораций в России отмечают, что главной сложностью становится необходимость поднимать цены в связи с девальвацией рубля. Как показал наш опрос маркетологов, проводить такую коррекцию планируется постепенно, чтобы не пугать покупателей – по два-три процента каждый раз. Однако в течение месяца может произойти несколько таких корректировок и в итоге цена вырастет существенно.
http://www.klaxon.ru/news/news.php?ELEMENT_ID=26757