Избранное трейдера 1000MAE
Поучительная история
Однажды одного пожилого профессора менеджмента попросили прочитать лекцию по личному тайм-менеджменту высшим руководителям крупных североамериканских корпораций. Немного подумав, он решил построить занятие на наглядном примере.
Когда слушатели уже приготовились конспектировать лекцию, он неожиданно для всех вынул из-под стола большую пустую стеклянную вазу, которую затем заполнил теннисными мячами. Когда в вазу уже больше было нельзя поместить ни одного теннисного мяча, он спросил слушателей, заполнена ли ваза.
Все без исключения слушатели с энтузиазмом ответили «Да!», после чего профессор сделал паузу и тихо спросил «Вы уверены?».
Затем он вынул из-под стола коробку, полную мелкой гальки и начал сыпать гальку в вазу. Естественно, галька стала заполнять пустоты между теннисными мячами. После того, как галька уже больше не помещалась в вазу, он снова спросил слушателей, заполнена ли теперь ваза.
Уже наученные определённым опытом, слушатели на сей раз ответили, что, возможно, ещё нет.
Когда психология из умозрительной науки превратилась в экспериментальную, в ней постепенно сложился ряд классических экспериментов, о которых узнают все студенты на вводных курсах. В первую сотню этой нестареющей классики входит Стэнфордский эксперимент со сладостями 1960-х годов.
Дошкольникам предлагали выбор: или получить вкусняшку (зефирку, печенюшку или конфету) сейчас, или две через пятнадцать минут, когда взрослый уйдет и вернется. Затем на протяжении длительного периода времени экспериментаторы следили за детьми и опрашивали родителей о том, как дети развиваются (такие эксперименты называются «лонгитюдными»).
Исследователь пришел к выводу, что дети, которые выбирают ожидание двух конфет (у психологов «отложенное вознаграждение»), в будущем становятся более успешными — поступают в лучшие университеты, больше зарабатывают и так далее.
Но в конце мая 2018 года пришло известие, которое заставило ученую общественность и СМИ не только усомниться в этом эксперименте, но и вообще заговорить о «кризисе воспроизведения» в психологии. Научность, как известно, подразумевает объективность результатов — что один ученый сделал, любой другой по его описанию повторить сможет, и результат не изменится.
Повтор эксперимента со сладостями провалился.
Экспериментаторы нового поколения обратили внимание, что все 90 детей-участников исходного эксперимента ходили в детский сад при Стэнфордском университете — то есть в основном были детьми профессоров и входили с рождения в элиту общества.
Если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему
На рынке, с его непостоянным доходом, угрозой убытков на счету уровень тревожности трейдера достаточно высок. Постоянные переливы «То густо-то пусто» не остаются незамеченными для нашего сознания. И тревога подавляет способность спокойно мыслить и принимать взвешенные решения.
Что сделать, чтобы понизить уровень тревожности? Мой выбор – создание позитивных рамок для любого негативного или нейтрального события. Ведь все субъективно.
Мы можем думать, что слили счет. А можем – что заплатили рынку за обучение. И теперь мы знаем, что точно делать не нужно.
Мы можем переживать о минусе с начала года, и забывать, что в плюсе с прошлого октября (апреля, января).
Можем думать о том, насколько провалились с хая, а можем – сколько заработали за последний год.
Именно от нашего ментального умения зависит, какое отношение будет к той или иной проблеме. Каков основной стресс на рынке? Конечно, убытки. В сделке или за период. В нас зашито свойство эмоционально реагировать на это явление. Следствие такого отношения — неэффективные решения. Поведенческий психолог Даниэль Канеман об этом говорит так:
В биографии Ротшильдов, написанной Жоржем Дарнавеллом, есть история, ставшая потом хрестоматийной.
Все фондовые биржи Европы были напуганы возвращением Наполеона (знаменитые Сто дней 1815 года). Была срочно создана новая, Седьмая антинаполеоновская коалиция. От результатов битвы при Ватерлоо зависела и судьба английских государственных бумаг. Если бы Наполеон победил – они резко упали бы в цене. А если бы выиграл Веллингтон, ценные бумаги Англии подорожали бы. Начало сражения было за французами – депеша об этом ушла в Англию.
Натан Ротшильд получил сообщение о победе над Наполеоном на несколько часов раньше правительства. Он мог бы просто начать скупать английские ценные бумаги и хорошо заработать на этом. Но Ротшильд решил поступить иначе – он пришел на биржу и начал продавать английские бумаги в огромном количестве. По бирже пронесся слух – Ротшильд что-то знает. Скорее всего произошла катастрофа и Веллингтон разбит. Началась паника. Стоимость английских ценных бумаг упала практически до нуля. И Ротшильд скупил все за бесценок. За один день он заработал почти 40 миллионов фунтов – совершенно фантастическая сумма.