Блог им. Rustem___
Ужасный год для Boeing (BA) начался с четырех болтов, которые, очевидно, оказались не там, где должны были быть, когда фюзеляж 737 Max 9 разорвался на высоте 16 000 футов.
Через три месяца после этого душераздирающего инцидента на борту рейса 1282 Alaska Airlines (ALK) авиационный гигант сталкивается с судебными исками, правительственными расследованиями, падением цен на акции, снижением прибыли, запятнанной репутацией и вакуумом лидерства после грядущего ухода генерального директора Дэйва Кэлхуна.
То, как этот кризис будет развиваться до конца 2024 года, будет иметь огромные последствия для культовой американской компании, всей авиационной отрасли и экономики США.
Boeing не только является крупным работодателем для 140 000 человек и поставщиком самолетов почти для всех крупных авиакомпаний США, но также является крупнейшим экспортером Америки в США.
На карту поставлено очень многое, и задача Boeing — убедить клиентов, инвесторов и американское общество в том, что многие проблемы компании находятся под контролем.
Вот более пристальный взгляд на пять больших угроз, с которыми он сталкивается сейчас:
Юридическая опасность
Десятки пассажиров подали гражданские иски против Boeing после того, как 5 января вылетела дверная заглушка, что создало головную боль с юридическими проблемами на долгие годы вперед.
Но большую опасность для Boeing представляет перспектива уголовной ответственности.
Агентством США, уполномоченным возбуждать этот иск, является Министерство юстиции, которое созвало большое жюри в Сиэтле для расследования того, что произошло на борту рейса Alaska Airlines.
Пассажиры, находившиеся там в тот день, также получили письмо от ФБР, в котором говорится, что они могут стать жертвами преступления. Выжили все 171 пассажир и шесть членов экипажа.
Сообщается, что Министерство юстиции выясняет, не нарушили ли события, приведшие к этой неудаче, условия соглашения об отсрочке уголовного преследования, которое оно заключило с Boeing в 2021 году для урегулирования уголовных обвинений, связанных с двумя авиакатастрофами 737 Max 8, в результате которых в конце прошлого десятилетия погибли 346 человек. .
Следователи пришли к выводу, что катастрофы были вызваны отсутствием прозрачности со стороны Boeing в отношении новой системы маневрирования самолетов на Max под названием «MCAS». Боинг признал, что два сотрудника ввели ФАУ в заблуждение относительно этой системы.
В ведомстве согласились снять с себя уголовную ответственность при условии, что Boeing выполнит условия трехлетнего соглашения. Но если он придет к выводу, что Boeing нарушил этот пакт, производителю самолетов может грозить судебное преследование по первоначальному обвинению в мошенничестве с США.
Накопленные упущения Boeing, в том числе недавние нарушения законов США об экспорте, оставляют прокурорам все меньше и меньше возможностей для маневра, чтобы обращаться с Boeing в мягких перчатках, сказал Джейкоб Френкель, бывший федеральный прокурор и адвокат по уголовным делам.
Он утверждает, что неисправности дверной заглушки достаточно, чтобы предъявить обвинение Боингу.
«Простой вопрос: почему бы вам не привлечь к уголовной ответственности Boeing?» — сказал Френкель.
Проблема для Министерства юстиции при рассмотрении заявления о признании вины или судебного преследования заключается в том, что осуждение по уголовному делу потенциально может лишить Boeing права участвовать в определенных государственных делах, что станет разрушительным экономическим ударом для гигантского американского производителя.
Тепло от регуляторов
Boeing также сталкивается с новым давлением со стороны регулирующих органов с требованием улучшить стандарты на своих заводах-производителях и на заводах своих поставщиков.
Пока эта работа ведется, ее руководители ограничивают производство Boeing новых самолетов 737.
Работа по точному расследованию того, что произошло 5 января, возложена на Национальный совет по безопасности на транспорте, агентство, которое обнаружило предварительные доказательства того, что четыре болта отсутствовали в дверной заглушке, которая открылась во время полета.
Председатель NTSB Дженнифер Хоменди сообщила комиссии Сената, что компания Boeing отказалась сотрудничать в расследовании и не назвала имена сотрудников, которые работали над самолетом Alaska Airlines, а также не предоставила документацию о том, как выполнялась работа.
Позже компания Boeing назвала имена, но также признала, что у нее нет записей о работе над панелью Max 9, которая взорвалась в воздухе.
Тем временем Федеральное управление гражданской авиации внимательно изучает систему контроля качества Boeing. И эта новость не порадовала Boeing.
В ФАУ заявили, что шестинедельная проверка, вызванная инцидентом с авиакомпанией Alaska Airlines, выявила «множественные случаи», когда Boeing и производитель фюзеляжа Spirit AeroSystems (S9Q.F) «якобы не соблюдали требования контроля качества производства».
Агентство Spirit даже заметило использование на производственной линии гостиничных карточек-ключей и средства для мытья посуды Dawn.
Администратор ФАУ Майкл Уитакер прямо высказал свои опасения. Он сказал NBC после посещения предприятий компании в районе Сиэтла, что «приоритетами Boeing являются производство, а не безопасность и качество».
Когда его спросили, считает ли он, что компания Boeing слишком велика, чтобы потерпеть неудачу, Уитакер ответил: «Я так не считаю». Они слишком велики, «чтобы из них не получился хороший самолет», добавил он.
В прошлом месяце компании Boeing было дано 90 дней на разработку плана по улучшению своей культуры и практики для соответствия стандартам ФАУ.
«ФАУ все это время присутствовало на месте, так что они тоже не особо чисты в этом вопросе», — сказал Майк Бойд, авиационный аналитик. «И им тоже нужно улучшить свою игру».
Сжигание денег
Все эти проверки со стороны регулирующих органов и замедление производства 737 Max наносят огромный ущерб бизнесу Boeing.
Он сжигает много денег. На прошлой неделе ее финансовый директор Брайан Уэст предсказал гигантскую утечку в размере до 4,5 миллиардов долларов в первом квартале, что означает огромные потери. По его словам, рентабельность бизнеса коммерческих самолетов составит отрицательные 20%.
«На данный момент мы не можем достичь этих финансовых результатов в краткосрочной перспективе из-за проводимой работы по обеспечению стабильности», — заявил Уэст на прошлой неделе.
Производственные проблемы Boeing распространяются на остальную часть авиационной отрасли и разочаровывают руководителей перевозчиков, которые зависят от приказов Boeing по поддержанию своих расписаний и маршрутов.
Southwest Airlines (LUV) недавно сократила свой прогноз пропускной способности, сославшись на меньшее количество поставок Boeing, чем ожидалось, а United Airlines (UAL) заявила, что попросила Boeing прекратить производство самолетов, еще не сертифицированных FAA. Alaska Airlines также заявила, что ее оценки пропускной способности «меняются» из-за федерального контроля над Boeing.
У руководителей крупных авиакомпаний было так много проблем, что они попросили аудиенцию у совета директоров Boeing, чтобы обсудить вопросы контроля качества и производства.
«Мы должны признать, что проблемы Boeing касаются не только одной компании», — сказал Бойд, аналитик авиакомпании. «Это наш крупнейший экспортер. И прямо сейчас он отодвигается на второе место после единственной другой компании в городе, которой является Airbus».
Запятнанная репутация
Репутация Boeing, несомненно, запятнана тем, что произошло 5 января. Что усложняет задачу компании, так это то, что ее репутация была подорвана еще до начала 2024 года.
Предыдущие пять лет компания потратила на то, чтобы вернуть доверие регулирующих органов и пассажиров после катастроф в 2018 и 2019 годах, в результате которых погибли все 347 человек на борту двух отдельных самолетов 737 Max 8.
Хаос на борту рейса Alaska Air 5 января вновь всплыл на поверхность опасений, которые Boeing потратил полдесятилетия, пытаясь успокоить, и теперь каждое новое разоблачение или сообщение о других инцидентах дает Boeing все более разрушительные заголовки.
В их число входят самолеты Boeing, которые внезапно рухнули в середине полета после того, как пилот сказал, что потерял контроль над самолетом, «застрял» педали направления, двигатель извергнул пламя в воздухе и колесо, которое отвалилось после взлета.
Также сообщалось, что информатор Boeing умер в тот день, когда он должен был давать показания по вопросам безопасности.
Что еще хуже, в феврале компания Boeing заключила гражданское соглашение на сумму 51 миллион долларов США в связи с утверждениями Госдепартамента о том, что компания совершила 199 нарушений Закона о контроле за экспортом оружия и Правил международной торговли оружием.
Правительство заявило, что сотрудники Boeing в Китае незаконно загрузили данные с оборонных самолетов и ракет Boeing, что привело к несанкционированному экспорту технических данных в Китайскую Народную Республику.
Компания Boeing согласилась нанять корпоративного наблюдателя для надзора за текущими методами обеспечения безопасности.
Снижение доверия инвесторов
Еще одна проблема для Boeing заключается в том, что инвесторы не уверены в том, что Boeing и его управленческая команда смогут найти выход из нынешней неразберихи.
Акции Boeing страдают. В этом году он потерял примерно четверть своей стоимости, в результате чего рыночная оценка компании снизилась на десятки миллиардов.
Это худший результат в индексе Dow (^DJI) и второй худший результат в индексе S&P 500 (^GSPC) после Tesla (TSLA).
В понедельник компания предприняла решительный шаг, чтобы восстановить некоторую уверенность в своем управлении, объявив об уходе своего генерального директора Кэлхуна, который входил в совет директоров с 2009 года и был назначен генеральным директором после предыдущих крахов в 2018 и 2019 годах.
Компания также объявила, что Ларри Келлнер, председатель ее правления, не будет баллотироваться на переизбрание на предстоящем ежегодном собрании акционеров компании. Стив Молленкопф, бывший генеральный директор Qualcomm, заменит Келлнера и возглавит поиск следующего генерального директора компании.
Boeing также сообщила, что Стэн Дил, в настоящее время генеральный директор сегмента коммерческих самолетов, уйдет в отставку.
В письме сотрудникам Кэлхун сказал, что инцидент с Alaska Air «стал переломным моментом для Boeing».
«Взгляды всего мира обращены на нас, — добавил Кэлхун, — и я знаю, что в этот момент мы пройдем через этот момент лучшей компанией, опираясь на все знания, которые мы накопили, работая вместе над восстановлением Boeing за последние несколько лет».
После этого объявления в понедельник ее акции выросли на 1%.