Блог им. maximysis
Сантимент измеряться не может. Он может оцениваться. И не только в каких-то редко-переломных точках, а даже каждый день. Смысл в том, чтобы каждый день исходя из текущей оценки сантимента иметь свой сценарий на следующий день. Если анализ и оценка показывает что пиплы готовы постоять на каком-то уровне и подрайвить его вверх, то почему-бы не поставить на это несколько денег? Учтите также, что на базаре существую трейдеры различных школ и привязанностей. Отсюда размытые уровни. Оч. редко наблюдается их единодушие. Задача сантимента и оценить с его помощью возможные действия публики и постараться на этом сыграть в свою пользу. Изучение и понимание сантимента не есть Грааль, а лишь достаточно эффективная возможность (методика) понять или приблизиться к пониманию того, как действуют или будут действовать на базаре его различные участники. Если вы знаете или чувствуете, что на базаре существуют типичные методы принятия решений и следующие отседа действия, что ваши оппоненты достаточно часто совершают ошибки, то ваша первая обязанность, как успешного трейдера, это все понимать и знать по-возможности в деталях. Такое понимание очень благотворно отражается на здоровье вашего счета.
Удачи!
Системы, а тем более «все» изучать не стоит. На это действительно может уйти жизнь и не одна. Смысл в другом.
Например, вы знаете, что на базаре есть как-бы вполне организованные группы людей, которые исповедуют различные не системы, а методы торговли. Это могут быть волновики, патерналисты, трейдеры торгующие только по уровням, индикаторщики и пр. В каждом из этих сообществ могут использоваться различные торговые системы, но их всех будет объединять т.н. цеховой признак. Понятно также, что на базаре каждый из них будет играть против вас. Кто мешает вам постараться понять общий принцип торговли каждого цеха, а не каждой отдельно применяемой системы? Если вам это удастся, то вы спустя некоторое время сможете с весьма высокой вероятностью оценивать возможные действия ваших оппонентов и вашу позицию по отношению к ним в зависимости от той или иной рыночной ситуации. Вот собственно и все, что спрашивается в задаче.
Видите-ли, сантимент бывает как осетрина — первой свежести или никакой. В рассматриваемом примере — эшелоны также. Поэтому когда вам уже удастся распознать на юг это или на север, вы поедете туда, откуда уже все возвращаются. Кстати не пустые… Поверьте, в этом случае сантимент окажет вам не добрую службу, поскольку вызовет у вас горькие сентиментальные стенания по-поводу упущенной прибыли.
Смысл-же сантимента в рассматриваемом контексте — знать и по-возможности быть вовремя там, где это максимально выгодно.
Суть сентимента в триединстве -
— групповых представлениях участников рынка,
— представлении трейдера об этих групповых представлениях, с учетом групповой принадлежности данного трейдера и
— личностном осознании трейдера способности понять эти настроения, проникнутся ими и противостоять, как настроенриям разных групп, так и собственным настроениям, которые определяются как группой к которой принадлежит сам трейдер (индивидуал, управляющий, наемник) так и капиталом
Akelo
Посмотрите в аттаче какое богатство валяется прямо на полу, главное подойти и поднять. Подробнее можно посмотреть здесь
http://share.esignal.com/index.jsp .
Коротко о выборке — подписчики Есигнала или доброй памяти ДВС платили и сейчас платят за приличные даннные (по соотношению — цена-качество) только за подписку 350 долларов, это не супер — типа СиКьюДжи, которая уже больше из разряда снаряжения инститьюшион, хотя сейчас по качеству практически не уступает, но уже и не ребят которые что-то получали от брокера, что-то в конце дня смотрели Яхе.
При выборке 10000 челов это разбиение на клубы по интересам очень о многом говорит, это все равно что индексы групп акций на рынке.
Эта картинка переносится на рынок — врага надо знать в лицо, да ведь это сборник выпускных альбомов Вест-поинта за последние двадцать лет.
Вот так можно раобраться в сентименте, да плюс рейтинг софта на приличных форумах — это ого го как немало.
Успехов
Вообще говоря Игорь прямо и указал на одну из возможных метод. Сантимент не есть некий мувинг (хотя в некоторых случаях возможна и формализация сантимента), а некая обобщенная оценка настроений участников базара. Хотите более прозрачный намек? Извольте. Пройдитесь по широко раскрученным забугорным сайтам, где местная элита (кстати торгующая совсем не кислые сайзы) проявляет свои воззрения в виде публикации открытых ими позиций, а потом администрация и многочисленные последователи их рейтингуют. Весьма показательное зрелище, для того чтобы при некоторой искушенности (легко приобретается с опытом), оценить настрой на базаре. Кстати, примечательно то, что даже маркет мэйкеры на Насдаке не считают для себя зазорным полазить по этим сайтам в премаркете и поприкидывать с чем им сегодня придется столкнуться.
Само сабой профитных трейдов!
Overkill
Я только от себя попробую дать вам наводку, на каких принципах можно построить работающую систему (хотя каждый и так все енто знает !). Я их знаю три — один основанный на выделении чего-то индивидуального у каждого клана трейдеров (Элиоттчики, Паттерналисты, и т.д.), и последующее использование какой-либо одной из методик. Второй способ — выделение чегото общего (большинство МТС-ок на фильтрах) среди всех кланов трейдеров и торговля только таких «паттернов». Отдельного внимания заслужовает, способ, которая включает в себя оба принципа, т.к. он и есть то что дает возможность выразится всем вашим знаниям (в т.ч. и о сантименте) в виде настоящих, бОльших денег. Кроме того, эта модель — ближе всех расположена к реальной модели рынка а это очень важно. Какую вы (я или все мы) для себя выберите методику — сугубо индивидуальный подход каждого человека, но понимание фундаментального знания о рынке — то без чего долго и успешно трейдить не получится.
P/S/ Реально работающая система не может быть сложной, имхо, т.к. рынок устроен достаточно просто и для принятия решений ему много информации не надо. И для того, чтобы оперативно объединить участников базара в «отряд бойцов» достаточно большой денежной массы, требуются существование «общих крючков» за которые ими можно будет управлять с минимальными затратами времени.
Mil
Попалась мне на глаза книга Predict Market Swings with Technical Analysis by Michael McDonald, где довольно подробно обсуждаются затронутые в этой ветке вопросы, касающиеся сентимента, его индикаторов, theory of contrary opinion и т.п. Если кратко, то высказывается теория, что маркет в большинстве случаев непредсказуем, а становится таковым только тогда, когда сентимент достигает критических значений. Цена любой акции это есть не что иное, как сумма всех ожидаемых (sic!) дивидендов (с поправкой на текущие процентные ставки), а все отклонения от этой цены обусловлены эффектом «обратной связи» (feedback loop), или, в некотором смысле, инерции, присущей движениям цены. И когда сентимент достигает критических значений, это говорит о том, что инерция (эффект от обратной связи) в данный момент чрезвычайно велика, и откат к fair value неизбежен. Однако, если сентимент находится вне зоны критических значений, то его предсказательная ценность существенно снижается (если вообще существует).
Автор, правда, утверждает, что все это лучше применять к маркету в целом или к индексу по широкому сегменту рынка, якобы на отдельных стоках этот эффект проявляется менее ярко.
В общем, книга, имхо, довольно интересная, рекомендую интересующимся вопросом.
Neo
Рассмотрим пример — шорта. Цена активно падает, публика боится, все больше желающих побояться драйвят цену вниз. Понятно, что сантимент в виде повального испуга нарастает. До бесконечности расти не будет. Наша задача — методами статобработки оценить наиболее вероятные уровни, куда может припасть цена. При такой оценке будут участвовать различные параметры. Их комбинаторика позволяет максимизировать доверительность этой статоценки. Говоря еще проще, какова вероятность того, что цена продолжит падение после двух непрерывных дней такового? А после трех? А после четырех? И т.д. Отсюда вырисовывается, что при использовании ряда фильтров, мы можем с N% вероятностью предполагать, что после n-го дня падения может начаться разворот или коррекция. По мере изменения некоторого показателя, базирующегося на этой статистической оценке, мы можем судить (опять-же с некоторой вероятностью) что падение не достигло апогея и это дает нам возможность помочь пиплам на этом, сравнительно безопасном этапе, драйвить цену вниз. По мере приближения предполагаемого пика сантимента (это когда боятся уже все поголовно), выходим из этого драйва, оставляем поляну для последних шокированных и начинаем разыгрывать патерн.
Более подробно объяснить уже и не смогу.
Потому при экстремальных значениях сантимента, нужно внимательнейшим образом анализировать прошлые прецеденты «какая величина контрдвижения при сантименте такой экстремальной (в крайних диапазонах, точнее) силы генерирует непреодалимое движение в сторону контрдвижения существенно дальше», это как неустойчивость из нелинейной динамики.
Продолжение будет