Вчера ЦБ РФ выложил 101 форму по банкам, откуда можно посмотреть прибыль за месяц по каждому.
Нас интересуют ряд банков, в числе которых Т-Банк и Росбанк.
ЦБ пока публикует данные по отдельности, хотя де-юро это уже одна структура. До конца недели выйдет консолидированный МСФО отчет холдинга, где показатели уже будут учитывать Росбанк.
Для целей анализа возьмем сумму прибылей Росбанка и Т-Банка и приведем к годовым (LTM) значениям. Текущая прибыль (суммарно) в годовом выражении — 105.3 млрд. руб. и последний столбик самый высокий, значит темп роста прибыли ускоряется.
Можем ожидать хороший отчет:
28 ноября — МКПАО «Т-Технологии» (головная компания Т-банка и «Т-страхования») опубликует финансовые результаты по МСФО за III квартал 2024 года.
Думаю, что рынок может удивиться дешевизне объединенного банка.
— текущая капитализация 470.4 млрд. руб.
— суммарный капитал ~510 млрд. руб.
В итоге,
P/BV ~0.95 при ROE ~30%? Получается очень дешево.
Держим Т-Технологии в портфеле. Всем отличного дня!
Есть десятилетия, когда ничего не происходит, а бывают недели, за которые случаются десятилетия ☝️☝️☝️
Всего за месяц курс бакса вырос к рублю на +12.6% и проделал путь с 97 до 109 рублей. Не будем говорить о том, как больно это ощущается когда зарабатываешь в рублях и сбережения тоже в рублях — каждый может и так ощутить на себе.
Почему рубль так падает?
На валютном рынке дисбаланс продолжает усугубляться. Экспортеры продолжают продавать мало валютной выручки т.к порог обязательной продажи был снижен ранее, а ЦБ и Минфин делают вид как будто ничего не происходит. Причем не спасает даже традиционный налоговый период в конце месяца, когда экспортеры продают валюту для налоговых выплат.
Ситуацию усугубляют санкции против Газпромбанка. По сути, был перекрыт ключевой шлюз для трансграничных расчетов, что усложняет попадание валюты во внутренний контур РФ.
В ближайшие пару месяцев мы можем наблюдать такие резкие скачки курса, пока не будут налажены новые способы трансграничных расчетов с внешним миром.
Рубль завис на отметке 100 за доллар, и сейчас мы находимся на важной развилке. Объясним, что вообще происходит на валютном рынке.
На российском внутреннем рынке сейчас наблюдается дисбаланс. С одной стороны, экспортёры продают выручку вяло: объёмы торгов валютой на бирже минимальны. Это связано с тем, что требования по продаже валютной выручки смягчили. Деньги оседают на зарубежных счетах — их используют на налоги, кредиты и выплаты процентов и лишь при острой необходимости. В итоге предложение валюты падает.
С другой стороны, спрос на валюту растёт. Портфельные инвесторы-нерезиденты массово выводят деньги из российских активов. Параллельно сокращается доля нерезидентов в прямых инвестициях. Это негативно влияет на курс рубля из-за повышенного спроса на валюту.
Параллельно с этим, доллар укрепляется к большинству валют: рынки ждут введение пошлин со стороны США, и доллар на этом фоне может продолжить укрепляться.
В текущей ситуации мы видим два сценария для рубля:
1. Небольшое укрепление к концу года: если внутренняя ситуация со спросом на валюту стабилизируется, то мы можем увидеть укрепление рубля до ~95 за доллар к концу года. Но это укрепление будет кратковременным, если Трамп действительно приступит к введению торговых пошлин, т.к доллар на этом фоне будет оставаться сильным по отношению к другим валютам.
Для разнообразия решили взглянуть на транспортные компании РФ. Мысли по сектору следующие:
▪️ Аэрофлот — однозначный лидер транспортного сектора. За 9 месяцев 2024 года перевозки выросли на 18.7% по сравнению с прошлым годом, что привело к рекордной чистой прибыли. Прогноз аналитиков по прибыли за год — 62 млрд рублей, вдвое выше прошлых оценок. Компания может заплатить дивы с дивдоходностью на уровне 13%. Тем не менее, не забываем о том, что без субсидий со стороны правительства ни о какой рентабельности речи быть не может, поэтому считаем это одним из ключевых рисков.
▪️ Совкомфлот пострадал от американских санкций и падения ставок фрахта. Из-за этого в этом году прибыль будет сильно хуже чем в 2023, но не спешим шортить — пока что Совок может платить как минимум неплохой дивиденд (прогнозная ДД — 12%). Поэтому в целом акции сейчас малоинтересны, но если имеете в портфеле — можно держать и дальше.
▪️ НМТП демонстрирует рост выручки, хотя объемы перевалки остаются на прежнем уровне. Аналитики ожидают увеличение прибыли более чем 35% по итогам года, поэтому на среднесрок может быть интересно, но у нас есть идеи поинтереснее.
Акции $SMLT упали на -7.56% в ходе недавних торгов, и что-то нам подсказывает, что это далеко не предел.
Мы прекрасно помним, как аж с 2021 года из каждого чайника втиралась дичь о том, что Самолёт и связанные с ним сервисы ждёт успешный успех, а акционеры будут в шоколаде. В плюсе если кто-то и оказался, то не инвесторы, а трейдеры, у которых была куча возможности сначала лонговать, а затем и шортить акции Самолета.
Чем дольше мы живем при высоких процентных ставках и без льготной ипотеки, тем очевиднее становится то, на чём основывалось «экономическое чудо» Самолёта — и ни то, ни другое не зависело от Самолета никак, то есть у Самолета не было никакого действительно надёжного конкуретного преимущества. Другой вопрос, какое примущество может вообще быть в таком секторе как недвижимость, кроме льготного финансирования.
Также компанию добил рост затрат — рабочая сила дорожает, материалы тоже. Никаких возможностей влиять на инфляцию у Самолета тоже нет.
В итоге имеем бизнес, который рос за счёт очень агрессивной стратегии («ипотека под 2.99%» и прочие завлекухи) и который терпит крушение в прямом эфире как только экономические обстоятельства поменялись.
long $UAL
long $DAL
long $ALK
Купили три авиакомпании пару дней назад.
Факторы инвестиционной привлекательности:
1. Дефицит самолетов как структурный фактор. Одним из основных факторов, влияющих на рынок, является дефицит самолетов, который оценивается более чем в 30% от необходимых объемов. Производители в лице Boeing и Airbus испытывают сложности с наращиванием производства из-за проблем в цепочках поставок и конфликтов с профсоюзами. Из-за этого авиакомпании не могут быстро увеличить предложение, даже если на рынке появится дополнительный спрос. Такой дефицит способствует поддержанию высоких цен на билеты и ставит компании, у которых больше самолетов, в более выгодное положение.
2. Топливные затраты и устойчивость прибыли. Несмотря на то, что аналитики предсказывают рост цен на топливо, котировки авиационного топлива падали ниже $2 за галлон в моменте (сейчас $2.26), что создает уникальную возможность для наращивания прибыли авиакомпаниями. При нормальных условиях авиакомпании увеличили бы количество рейсов, но дефицит самолетов ограничивает их возможности, что создаёт определенную ценовую дисциплину в отрасли. Текущая ситуация выглядит более устойчивой, чем в циклах прошлых лет, когда избыток предложения быстро приводил к снижению прибыльности авиакомпаний.
Пока рынок в очередной раз валится вниз — давайте поговорим о позитивном.
Мы давно и последовательно топим за Сургут, и не можем не упомянуть компанию еще раз в контексте падения цен на нефть.
Цены на нефть рухнули до ~$71, и есть вполне ненулевой шанс что на протяжении всего 2025 года цены на нефть будут болтаться в районе $65-75, если не ниже.
К чему это приведет? К неизбежной девальвации рубля, потому что бюджетные расходы требуют либо более высоких цен на нефть, либо более слабого рубля. Вот тут (https://t.me/investorylife/4379) можно увидеть расчёты на этот год, на следующий картина будет обстоять не менее интересно. В худшем случае мы можем увидеть падение рубля до 110-115 рублей — это вполне укладывается в средний размер девальвационных волн в рубле, которые мы наблюдали ранее.
На этом фоне нас будет ждать ЕЩЕ один сильный год у Сургута, просто за счёт переоценки огромной валютной кубышки.
При этом мы считаем, что ЦБ РФ будет вынужден приступить к снижению ставок уже в начале 2025 года, потому что экономика (особенно гражданские сектора вроде строительства) уже чувствует себя мягко говоря не очень хорошо — и по факту мы стоим на пороге системного кризиса в одной или нескольких отраслях экономики (банки? стройка?).
На прошлой неделе Банк России резко повысил ключевую ставку до 21%, что превысило ожидания большинства аналитиков и участников рынка. Главными причинами стали рост инфляции и инфляционных ожиданий, а также увеличение бюджетных расходов вместе с повышенной индексации тарифов ЖКХ и утильсбора.
Повышение ключевой ставки ведет к росту доходности по депозитам, делая их более привлекательными для населения. Уже в этом году объемы средств россиян на банковских счетах достигли рекордных 50 трлн рублей — это около четверти прогнозируемого ВВП России на 2024 год. На первый взгляд, кажется, что приток сбережений в банки может способствовать стабилизации инфляции.
Промелькнула сегодня новость, что акции ВТБ могут быть частично проданы государством. В списке приватизации банк находится с конца 2023 года, и сейчас обсуждаются два варианта: продажа стратегическому инвестору или размещение на бирже (SPO). Государство планирует сохранить контроль, сократив свою долю с 61.8% до контрольного пакета (50% + 1 акция). Это означает, что на рынке могут появиться до 11.8% акций, что эквивалентно примерно 54 млрд рублей.
Репутация среди ВТБ всем известна — «благонадёжность» по части выплаты дивидендов и развития бизнеса уже давно является отличным материалом для анекдотов. Тем не менее, приватизация ВТБ может стать шансом для оптимизации бизнеса — особенно если в долю зайдёт стратегический инвестор.
Государство уже заявляло, что не планирует терять контроль над такими крупными компаниями, а список приватизируемых активов включает 30 организаций. В этом свете приватизация ВТБ остаётся под вопросом. Даже если решение будет принято, его реализация потребует времени, и быстрой реакции рынка ожидать не стоит.
Акции Whoosh $WUSH ушли ниже цены IPO.
Основная проблема этого бизнеса — рост регулирования, что приводит к замедлению роста операционных показателей (кол-во поездок) и как следствие к сокращению маржинальности.
При этом специфика бизнеса подразумевает постоянное инвестирование в развитие бизнеса: рост парка самокатов и его обновление. Кроме того, компания пытается захватить новые рынки СНГ и Латинской Америки, что тоже стоит денег. Поэтому компания вынуждена оплачивать свои темпы роста новыми займами (за год чистый долг увеличился более чем в 2 раза). Как вы понимаете, сейчас долг дорогой и становится дороже с каждым поднятием ставки. Коэффициент долг/EBITDA уже превысил 1.5х и компания по дивидендной политике заплатила 25% прибыли на дивиденды (вместо 50% как платила раньше).
На публичном размещении компанию продавали как компанию роста, но текущие макрофакторы складываются для компании нелучшим образом, а дальше будет хуже. Зачем нужна такая компания?