Избранное трейдера Tigraf
Если вы решили начать инвестировать, то один из первых возникающих вопросов, а какого брокера выбрать. Мы здесь не будем подробно описывать тарифы отдельных брокеров, только основные моменты, главные плюсы и минусы. Дополнительно мы рассмотрим условия банковского обслуживания, поскольку сейчас почти все брокеры либо интегрированы с банками, либо сами являются банками. Наличие активов на брокерском счете дает вам дополнительные преимущества в банковском обслуживании, о чем мы поговорим ниже. Что касается конкретных брокерских тарифов, они примерно одинаковы у всех брокеров. Можно сказать обобщенно, что средняя брокерская комиссия по рынку составляет около 0,05% от суммы сделки на российских биржах, плюс фиксированная (депозитарная) не более 200 рублей в месяц. Если комиссии по вашему текущему тарифу сильно выше этих цифр, это повод как минимум обновить тариф (брокеры их постоянно меняют) или сменить брокера.
Конечно, прежде всего выбор брокера зависит от задач, которые вы ставите. Базово мы рассматриваем сценарий, что нам нужен ИИС и брокерский счет, на котором мы будем периодически покупать акции и облигации на Мосбирже и иностранные акции на СПБ, а также доступ на валютный рынок. Размер активов на счете желателен выше 50 тысяч рублей (у многих брокеров есть ограничение по минимальной сумме для открытия счета или дополнительные комиссии). Если сумма активов будет выше 2-3 миллионов рублей (у всех по-разному), вы попадете в разряд премиальных клиентов с определенными дополнительными привилегиями.
Продолжение статьи "Фундаментальный анализ тоже поддается автоматизации и вероятностному прогнозированию" и не только...
Теперь поговорим немного о мультипликаторах и их использовании в прогнозировании. Нужно понимать, что когда от статей отчетности мы переходим к ценовым мультипликаторам, мы ступаем на очень зыбкую почву. Частично о ловушках того же популярного мультипликатора P/E я уже писал в своем посте: "Дорого или дешево стоят акции на Московской Бирже? И ловушка показателя P/E!", поэтому трактовать моделирование нужно с осторожностью и немалой долей здравого смысла.
Вернусь к примеру по акциям ПАО МАГНИТ.
Мастодонты фондового рынка, такие как Грэм, хорошо понимая недостатки этого показателя советовали при его расчете и принятии решения использовать для среднюю прибыль за 5, 7 или 10 лет, позже Роберт Шиллер выбрал в качестве знаменателя 10-летнюю среднюю прибыль с поправкой на инфляцию. Если огрубить идею инвестиций на основании коэффициента P/E, то можно было бы вывести следующее простое правило:
Добрый день, друзья!
Когда я прочитал пост «Прежде чем инвестировать в акции американской компании – прочти её 10-K отчёт» я улыбнулся дважды.
😊 Первый раз – когда увидел какие архаичные методики предлагают Смарт-Лабовцам под видом фундаментального анализа.
С одной стороны, как человек, который строит свою инвестиционную стратегию на фундаментальном анализе эмитентов, я не могу не поддержать уважаемого автора (Levan_Investing) в том, что не изучив отчёты компании, её акции покупать нельзя.
❗ С другой стороны, как человек, который в поисках перспективных инвестиционных идей изучает несколько десятков отчетов американских эмитентов в месяц, я вижу, что предлагаемый автором алгоритм настолько отстал от времени, что никакой пользы инвесторам не принесёт.
Начать я хочу с, казалось бы, очевидного, но сегодня далеко не все осознают, для чего появились акции. Итак, акция — это доля в компании. Зачем нужна доля в компании? Для того, чтобы иметь часть её прибыли. Именно поэтому реальная ценность акции обусловлена текущей и будущей прибылью компании-эмитента, которая передаётся акционеру в форме дивидендов.
Некоторые компании выплачивают дивиденды ежеквартально, другие — ежегодно, а есть те, которые более десятилетия не делились чистой прибылью со своими акционерами. В конце прошлого века подобное было редкостью, однако с появлением интернета скорость масштабирования бизнеса увеличилась на порядок, и технологические компании взяли за правило реинвестировать всю чистую прибыль в развитие, чтобы в будущем дивиденды были ещё больше.
Мария является владелицей бара...
В один прекрасный день она понимает, что практически все ее клиенты — безработные алкоголики, поэтому, она больше не может содержать бар, иначе разорится.
Чтобы решить эту проблему, она придумывает новый маркетинговый план, в соответствии с которым, ее клиенты могут бухать сейчас, а платить позже.
Она записывает количество выпитого в специальные книги (тем самым предоставляя клиентам кредит).
О стратегии Марии «Пей сейчас, плати потом» начинает ходить слава, и в результате, в баре Марии увеличивается поток клиентов.
Вскоре ее бар показывает самые большие объемы продаж в ее городе, а перспективы выглядят радужными.
Предоставляя своим клиентам свободу от немедленного требования оплаты, Мария не встречает никакого сопротивления, когда, через регулярные промежутки времени, она существенно увеличивает цены на самые популярные напитки — вино и пиво.
Следовательно, увеличивается и объем продаж бара Марии.
Молодой президент местного банка понимает, что эти долги клиентов представляют собой ценный будущий актив, и увеличивает для Марии кредитование.
Он не видит никаких причин для беспокойства, поскольку в качестве залога у него есть долги алкоголиков.
В штаб-квартире банка трейдеры-эксперты придумывают способ заработать огромные комиссионные, трансформировав эти долги клиентов в Бухалооблигации и Алкооблигации. Затем эти активы начинают торговаться на международных рынках ценных бумаг.
Новые инвесторы не до конца понимают, что эти ценные бумаги, которые были проданы им в качестве ценных бумаг с наивысшим рейтингом В«АААВ» в действительности являются долгами безработных алкоголиков.
Цены на бумаги продолжают расти, и активы скоро становятся самыми быстро раскупаемыми позициями у ведущих брокеров страны.
Как-то раз, даже при том, что цены на облигации продолжают расти, менеджер по рискам того местного банка решает, что пришло время требовать платежи по долгам, накопившимся у алкоголиков в баре Марии. Об этом он сообщает ей.
Мария начинает требовать деньги у своих алкоголиков, но, будучи безработными, алкоголики не могут вернуть кредиты.
Поскольку Мария не может выполнять свои кредитные обязательства она вынуждена объявить дефолт. Теперь она банкрот.
Бар закрывается, и 11 сотрудников теряют работу.
За одну ночь Бухало- и Алкооблигации теряют в цене 90 процентов стоимости.
Объем обрушившейся стоимости этих активов уничтожает банковскую ликвидность, и препятствует выпуску новых займов, тем самым замораживая кредитование и всю экономическую активность.
Поставщики для бара Марии, предоставлявшие ей расширенные условия оплаты, инвестировали пенсионные фонды своих фирм в различные ценные бумаги. Они обнаруживают, что в данный момент столкнулись с необходимостью списания безнадежных долгов, и что потеряли свыше 90 процентов от предполагаемой стоимости облигаций.
Ее поставщики вина так же объявляют банкротство, закрывая семейный бизнес, который кормил три поколения. Ее поставщика пива выкупает конкурент, который немедленно закрывает местную фабрику и увольняет 150 рабочих.
К счастью, банк, брокерские фирмы и их руководство спасены многомиллиардным пакетом от своих дружков в правительстве.
Средства на этот спасательный пакет были найдены путем обложения налогами работающего среднего класса, который ни разу не заглядывал в бар к Марии.
Удивительно, что это первое правило в списке? Неудивительно, ведь оно — самое главное. У каждого человека за годы жизни сформирована картина мира на основе личного опыта. При всём желании никто не сможет изложить эти знания в сжатом виде, а вы не сможете понять о чём речь. Вот попробуйте сформулировать для другого человека 10 правил жизни? Или 10 советов для хорошего настроения? Вы их конечно сформулируете и он вас услышит. И вам обоим может показаться, что он вас понял. Но понял ли, не обладая вашим опытом? Сомневаюсь.
Продолжается большой национальный конкурс «Вкусы России». На нём представлены 500 продовольственных товаров, характерных для того или иного региона. Победителей в 8 номинациях определяет всенародное голосование на сайте вкусыроссии.рф.
Многие региональные бренды интересны как бизнес-идеи. Их можно тиражировать в разных субъектах федерации. Для этого много механизмов – франшиза, открытие филиала, покупка лицензии, технологии, секретного рецепта. Далее в программе Экономика расскажу о некоторых вкусах России, которые показались мне интересными. Они могут стать основой малого и среднего бизнеса.
В посёлке Воейково Ленинградской области производят кленовый и берёзовый сироп. Также существует их смесь, когда два продукта перемешаны. Это древний промысел. Существует на Руси с 18 века. Но, скажем прямо, на широкую ногу у нас это дело так и не было поставлено. Мировой лидер здесь — Канада. Там растёт особый вид клёна – сахарный. Его лист украшает герб этой страны.
«Акции — штука простая. Все, что вам надо делать, — это покупать акции в крупном бизнесе за цену, меньшую подлинной стоимости этого бизнеса, и при условии, что в нем задействованы менеджеры самой высокой порядочности и таких же способностей. А затем вы владеете указанными акциями вечно». Уоррен Баффетт
Пришло время возродить свой публичный проект «Разумный инвестор»!
Вот последний пост по нему — Разумный инвестор. Итоги 2018, планы на 2019
Почти два года прошло. Перейдите по ссылке, посмотрите на состав моего портфеля на конец 2018 года и станет понятно почему проект перешел в спящий режим. Там же ссылки на мои предыдущие посты с 2011 года – кому интересен путь развития меня, как инвестора, особенно, если раньше не читали меня.
Летом 2013 года я начал инвестировать с 120 тыс. руб. Изначально я базировался на простых критериях Бенджамина Грэма, почему и назвал проект Разумный инвестор.
Перейдём к мультипликаторам. Дальше я буду использовать материалы из CFA.
Прежде чем погружаться в этот океан, надо понимать: расчёт мультипликаторов – это прекрасное упражнение для ума, но всё это мало прибавляет вам как трейдеру. Цены на акции могут годами отклоняться от справедливой стоимости. Вы успеете сединой покрыться, пока мультипликаторы вернутся на разумный уровень.
Понимание мультипликаторов даёт некое общее понимание: переоценена или недооценена анализируемая компания, но основывать торговые и инвестиционные решения на основе одних лишь мультипликаторов нельзя.
По одним мультипликаторам компания может быть переоценена, по другим – недооценена.
Если какая-то компания в текущий момент недооценена или переоценена по метрикам, обычно для этого есть какая-то существенная причина. В этом-то вся и подстава.
Все мультипликаторы можно сравнивать по двум основаниям:
Решил проанализировать свою торговлю за прошедший год, с осени 2019 по осень 2020. Обычно такое делают в конце года, но тогда мне, скорее всего, будет не до этого, поэтому решил сделать это сейчас.
И внезапно обнаружил, что этот год оказался, по моим меркам, рекордно прибыльным. До этого, несмотря на увеличения счёта внутри года на 100-200%, на долгосроке все эти результаты размывались и год закрывался или в существенный убыток, или в 0, или в скромнейшие (и совершенно неприемлемые для плечевой торговли) 15-25% годовых.
В этом же году уже получаются +65%, причём это именно постепенно накопленный результат, а не следствие взятого однажды импульса.
Неужели я научился торговать?
Стал проверять это смелое предположение.
Первым делом посмотрел на эквити.
Она, как была «пьяной» и шатающейся туда-сюда по воле ветра трендов, так и осталась.
Может просто повезло и было много трендов?
Так их и раньше было много, лови — не хочу. Значит, дело и не в этом.