О Венесуэле и чавизме по-простому. В рамках программы помощи фейсбук-аналитикам.
1. Венесуэла была богатейшей страной Южной Америки. Собственно богатство это сослужило ей плохую службу. Инженеры, врачи, банкиры, предприниматели и так далее – во время бурного роста нефтянки с середины 20го века — они все оказались «завозными». Местная белая элита вместо того чтобы растить собственный средний класс импортировала его, как предмет премиального потребления – в обмен на нефтяные сверхдоходы. Одних португальцев там оказалось под полмиллиона, при том что это не самая большая диаспора.
2. Собственно идея чавизма – если очистить его от шелухи – это и есть перераспределение доходов от «плохих» парней — белой элиты, купленного ею среднего класса, ее же «заморских хозяев» из США и Европы – к «хорошим» — индейцам, креолам, мулатам, самбо. Популярность Чавеса в народе и первые объективные успехи его правления связаны были именно с масштабными социальными проектами, увеличивавшими доступ социальных «жертв» из местных к образованию, здравоохранению, чистой воде, социальной помощи и так далее. Кроме того, опора на армию (а армию надо было вырвать из под контроля «белой элиты», сформировать собственное офицерство) подразумевала необходимость экспоненциального роста расходов на покупку лояльности силовиков.
Почему теории глобализации настолько промахнулись мимо цели? Рецензия на книгу Джона Урри «Офшоры»
Виктор Вахштайн — Темная сторона социологии мобильностиПервая — классическая, идущая от противостояния просвещенцев и романтиков. Это метафора «темных глубин». Исследователь должен погрузиться во что-то непонятное, иррациональное и мистическое, чтобы сделать его достоянием академической публики. Просвещенчески настроенный психоаналитик погружается в темные глубины бессознательного не из интереса к ним самим, а в поисках истоков невроза. Романтически настроенный представитель исторической школы языкознания, напротив, может быть очарован темными глубинами народной души. Но и тот, и другой связывают «тьму» с пугающей и неподконтрольной стихией, требующей особого внимания.
Группа Гайдара-Чубайса
В этом тексте будет анализироваться не деятельность реформаторов группы Гайдара-Чубайса, а их появление как фактора истории.
Содержательные аспекты деятельности, как то принципиальные ошибки, злонамеренности или успехи будут рассмотрены отдельно.
Если отсечь предельно примитивные лубочные конструкции, то в настоящее время есть два основных подхода к описанию и объяснению феномена группы Гайдара-Чубайса. Достаточно условно я бы описал их как «культурный» и «спецслужбистский». Данное разделения производится по тем факторам, которые авторы этих подходов считают основными в феномене группы Гайдара-Чубайса. Так, представители «культурного» подхода исходят из того, что группа образовалась, получила доступ к власти и удержалась у власти в силу творчества, мышления, самоорганизации, а представители «спецслужбистского» подхода утверждают, что основным фактором успехов этой группы была роль спецслужб.
1. Культурный подход.
В самых первых книгах Гайдара, описывающих реформы (например, «Дни поражений и побед») предельно скупо, но все же описывается, что команда реформаторов сложилась в рамках советской think tank — Всесоюзном научно-исследовательском Институте системных исследований.
Довольно подробно становление ленинградской части команды описывается в книге Колесникова «Неизвестный Чубайс».
Однако по настоящему серьезно к вопрос стал рассматриваться в рамках проекта ПОЛИТ.РУ посвященного двадцатилетнему юбилею семинара в санатории «Змеиная горка».
В рамках данного проекта были проинтервьированы Гайдар, Васильев, Кох, Глазьев, Авен, Широнин, Дмитриев, Глазков, Евсеева – активные участники семинаров молодых экономистов 80-х годов. Там же размещена расшифровка публичной лекции Найшуля (интеллектуального отца ваучера) «Откуда суть пошли реформаторы», предлагающая некую рефлексию о появлении и деятельности группы Гайдара-Чубайса.