Избранное трейдера Константин Нечаев
В конце марта 2025 года X5, управляющая сетями «Пятерочка», «Чижик» и «Перекресток», провела День инвестора. Компания поделилась результатами минувшего года и озвучила таргеты на текущий год. Аналитики сервиса Газпромбанк Инвестиции пообщались с топ-менеджерами и рассказали ключевые аспекты стратегии ритейлера.
Продолжается консолидация на рынке продуктового ритейла. Еще три года назад пять ключевых игроков занимали не более 31–32% рынка. Сейчас они нарастили свой бизнес до 38% по итогам минувшего года. Доля X5 растет быстрее других: она прибавила 1,1 п. п., составив 15,6%. Менеджмент ожидает, что доля топ-5 игроков будет контролировать почти половину рынка к 2028 году, что эквивалентно международному опыту.
В структуре рынка продуктовой розницы сейчас самый большой сегмент — магазины у дома, которые занимают 31%, за ним следуют специализированные сети с долей около 17% и супермаркеты, которые занимают около 15%, потом идут жесткие дискаунтеры с долей менее 6%. В компании считают, что магазины у дома и жесткие дискаунтеры будут увеличивать свою долю в кошельках потребителей, поэтому фокусируются именно на этих форматах.
Общее мнение байбек — это хорошо. Посмотрите на Apple, которая за последние 10 лет выкупила свои акции больше чем на $421 млрд.
Или на американский индекс, который растет в основном за счет байбеков.
Фигура Баффета знакома каждому инвестору, ведь его метод уже больше 80 лет дает отличные результаты.
У него довольно сложная стратегия, которую простому смертному невозможно повторить. Но если взять его основные принципы, то получится вполне «повторяемый» метод — выбирайте рентабельные компании с хорошим управлением и по низким ценам.
При этом нельзя сваливать все в одну кучу, ведь у каждого сектора свои особенности — и те же нефтяники просто не могут быть рентабельнее IT-компаний. Поэтому нужно сравнивать компании по отраслям и брать только лидеров.
Итак, в нефтяном секторе самая высокая рентабельность у Роснефти — около 30% по EBITDA. Все остальные заметно ей уступают — у Татнефти этот показатель равен 25%, а у Лукойла — менее 23%.
Среди металлургов лучшей является Северсталь — ее рентабельность достигает почти 30%. Но если добавить сюда цветных собратьев, то у Полюса просто нет конкурентов — у него этот показатель стабильно превышает 70%.
В предыдущем посте в своём ТГ-канале, я обещал написать о том, за какими незаметными вводными стоит следить, чтобы понять, куда пойдет рынок недвижимости. Причём я имел в виду весь рынок целиком, а не стоимость какой-нибудь отдельной квартиры, которая может как подешеветь, так и подорожать.
Так вот, основная вводная — это курс рубля, который сейчас может быть… любым. Хотите 50 руб. за доллар? Пожалуйста. Хотите 110 — тоже пожалуйста. Хотите 200? Да, это, скорее всего, уже перебор, но в целом тоже допустимо. И это отчасти связано с тем, что 19 декабря 2024 ЦБ изменил методику расчета курса валют: ссылка
Ну или иными словами, теперь можно устанавливать курс в зависимости от того, что требуется от рынка, а не из-за того, что происходит на рынке.
Зачем это нужно? А вот зачем: последнее резюме ЦБ по ключевой ставке прям пропитано тезисами об инфляционных ожиданиях. Да, ЦБ больше писал об ожиданиях, а не о самой инфляции. Почему? А потому, что если люди и предприятия ожидают, что инфляция и дальше будет разгоняться, то будут брать кредиты по любой ставке.
Вот и подошел тот отчет, в котором уже нет низкой базы до покупки сети дискаунтеров «Монетка». Теперь бизнес можно смотреть на стабильной основе. Добавились дрогери «Улыбка Радуги», но их влияние в отчетном квартале еще было невелико, на фоне всей выручки. Давайте разберем свищи операционный отчет за 2024 год.
Итак, сопоставимые продажи LFL помогут сравнить показатели за период у одних и тех же торговых объектов с аналогичными характеристиками. Рост LFL продаж +11,3% за 4-й квартал и +12,7% по году. Немного отскочил трафик покупателей, который был на грустных околоотрицательных уровнях прироста.
Годовой рост сделан средним чеком, выросшим на 10,6%, трафик по всей группе дал лишь +1.8% роста. Чек то постоянно растет за счет фактора инфляции, но отток покупателей всегда негативно влияет на розничную торговлю. У Ленты с этим проблемы уже не первый год, и даже этот квартал — не более, чем отскок.
Гипермаркеты держатся стабильно. Сегмент еще и не вымер как класс, но и не развивается, всего 3 новых открытия в 2024 году (+1,1%). Его можно назвать максимально зрелым форматом ритейл бизнеса. Чудовищный оборот с мини-маржой по чистой прибыли на выходе — вот его девиз.