Блог им. gnom
Это был тот тип ученика, который всегда хотел знать больше чем все. Для учащихся, как и через много тысяч лет, окончание урока воспринималось с радостью. Лиа же, была жуткой почемучкой. Она задавала вопросы, не ограничиваясь стандартными объяснения, писала, читала, считала и говорила вдвое больше, чем остальные ученики. Пытаясь находить пределы ее логического мышления, я загадывал ей загадки, ребусы с палочками, вроде этих
переложить две спички, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата
и прочие головоломки и шарады. (Конечно, ее разума еще было недостаточно, чтобы решить например такую простую задачку: используя числа 1,3,4,6 каждое только 1 раз, получить число 24, используя только знаки для начальной школы + — * / () )
В какой-то момент я научил Лиу играть в простые крестики-нолики, и вызвал искреннее ликование, когда, поддавшись, позволил ей зачеркнуть три символа.
Так у меня появился потенциальный соперник по примитивным играм. Начав с бирюлек, где из кучи палочек нужно было доставать верхние, не трогая остальные, я через некоторое время сделал из глины домино, а затем и нарды. Жизнь обогатилась игровым общением. Это было потрясающее чувство отрешения от доисторической реальности.
Впрочем, моя программа интеллектуального развития общества вовсе не ограничивалась Лиой. Поняв, что игры вроде домино — это не шахматы, и даже элементарные навыки позволяют с интересом соревноваться, я ввел дополнительный игровой урок для всех студентов. Игры с кубиками, где фишкой нужно было дойти до финиша позволяли быстро освоить счет в уме до двенадцати. Игры на реакцию, где нужно было схватить деревяшку после выпадания определенной суммы на кубиках также развивали скорость счета. Через полгода мои двадцать подростков уже вполне были интересны как общество. Я бы оценил их навыки как современных семи-летних детей, способных к логическим выводам и не прямолинейному мышлению, поэтому я поймал себя на мысли, что общаясь с ними, я не чувствовал гигантской временной пропасти. Конечно, были свои лидеры, вроде акселерата Валу, которые в свои четырнадцать выглядел на все двадцать, при этом отличаясь довольно приличным мозгом. Были и отстающие, которых я планировал оставлять на второй год. Но в целом, я был доволен результатом.
Понимая, что с двадцатью, даже самыми смышлеными помощниками, продвинутое общество не построить, я обратил свои силы на воспитание детей. Все, кто был еще мал для поступления в мой университет, были разбиты на три группы: двух-трех летние дети, способные ходить и отлученные от материнского молока сдавались в ясли, где основное обучение сводилось к игре в деревянные кубики, сортер, перебирание зерна, развивающее мелкую моторику и демонстрации табличек с гласными буквами. Подобные ясли были организованы в каждом племени и от двух до пяти женщин следили за детьми и кормили их.
По соседству был детский сад, для детей 4-6 лет. Это уже были довольно активные ребята, у которых помимо игр в племени, состоящих из догонялок, пряток, возни со всякими предметами вроде детских тачек, посуды, игрушечных инструментов (я сразу приучал детей к взрослой жизни) были занятия с учителем, где нужно было учить все буквы и учиться считать до пяти. Также практиковались вылазки на практику, как и у старших товарищей. Я поломал стереотип, устроив так, что девочки и мальчики учились вместе. Отличия были только в трудовой практике, в остальном же — программа особо не отличалась.
Дети в 7-10 лет были уже практически полноценными членами общества, поэтому для них учебная программа была не сильно отличной от той, что я преподавал в своем ВУЗе, с той лишь разницей, что учители у них были мои же студенты, отправляющиеся в командировки на несколько недель. Обучая детей я подготавливал их к тому, что по достижению десяти лет ко мне в классы будут приходить уже умеющие читать и считать ученики, что должно было сильно ускорить учебный процесс.
Детей было много и пришлось создать целый архив с личными делами. Учет мне нужен был прежде всего для того, чтобы понять их склонности и потенциалы. Общество неизбежно ждало расслоение на ремесленников, управленцев, воинов и увы, бездарей и я не хотел тратить время на последних.
Мой новый лагерь все больше разрастался. За полгода с момента как я понял, что необходимо обучать молодое поколение, в нем появились еще две большие каменные постройки. Сначала был построен учебный класс, со светлыми окнами, небольшой керамической доской, на которой я писал углем, и лавками с партами. Следом была возведена кухня, где женщины занимались готовкой уже не под открытым небом, а на плитах, используя разделочные столы, доски, острые ножи и прочую кухонную утварь. Питание также происходило по распорядку, в большом зале сидя за столами, и с использованием приборов. Это был прогрессивный центр цивилизации. Необходимо было планомерно повышать культурную планку.
На кухню, как и в мой дом, была проведена вода — она постоянно требовалась чтобы готовить и мыть посуду, а таскать было затратно. Чтобы не снижать давление на колесо, я подключил их к своему водопроводу, разделив потоки. Что что, а с едой у меня был полный порядок. За два с половиной года готовка блюд стала многокомпонентной, с фаршировкой и использованием трав. Методом проб и ошибок я наконец получил из молока кислые продукты, и теперь в арсенале были простокваша, кефир, и даже сметана с маслом. Нагревая кислое козье молоко я получил что-то вроде сыра, и теперь моя кухня могла считаться лучшим доисторическим общепитом. Не хватало, конечно, специй и пшеничного хлеба с макарошками, но в остальном рацион был крайне разнообразен.
Помимо студентов в новом лагере были около десяти женщин, обслуживающих кухню и смотрящие за скотом, больше пятнадцати работников связанных со стройкой или стройматериалами, двое человек для выплавки руды и четверо охотников, выполнявших роль охраны ночью. В общем — больше чем с полсотни жителей. Все они строили свои шалаши неподалеку от моего дома, делая их из жердей и веток. В каждом из таких строений спало от двух до шести человек. Делать традиционные вигвамы было расточительно — шкуры использовались лишь как одеяла, чтобы не продрогнуть ночью.
Тыкто все чаще оставлял меня одного, следя за порядком в своем племени, но такое поведение вовсе не означало, что мы отдалились друг от друга. Он все равно оставался для меня самым близким человеком в этом мире, и я периодически делился с ним своими решениями и донимал просьбами. Каждый раз я настойчиво предлагал ему переехать наверх и построить отдельный дом, и каждый раз получал отказ. Тыкто ссылался на то, что в этой пещере жили все его предки и покидать ее — значит проявить к ним неуважение. Надо было придумать, как переманить Тыкто и всех его жителей к себе, но я пока не понимал как.
Шли месяцы, и я видел, как моя образовательная политика приносит плоды. Усиленное обучение молодого поколения привело к тому, что даже те, кто не был напрямую связан с уроками, получали свою толику знаний. Дети определенно становились смышленее, сельское хозяйство постепенно вытесняло охоту и на первое место выходило умение делать что-то, полезное для использования в быту. В племени Чука, благодаря трудовой практике, часть подростков начала плести веревки. Качество было пока слабое, но кое-куда они все же годились. Чуть позже подобное создание мини-артели произошло с лепкой из глины и плетением из прутьев. Продукты производства менялись внутри племени на еду. Появлялся класс ремесленников.
Несмотря на то, что я терял монополию на создание некоторых продуктов, мне не только не хотелось пресечь эти процессы, но я даже поощрял их. Например предварительная сушка и обжиг керамики требовали точного соблюдения технологий и детального объяснения, которое я незамедлительно предоставил Чуку, узнав о высоком количестве брака в их продукции.
Племя команчей за год сильно прибавило в уровне жизни: продовольственной проблемы больше не существовало, началось производство различных товаров и авторитет нового вождя был на высоте. С полными амбарами общество все больше внимания уделяло играм, как спортивным, которые традиционно проходили каждое второе воскресенье так и настольным. Было очень смешно видеть, как четверо дикарей забивают вечером козла, или, бросая кубик, ходят фишками по нарисованной на большой доске карте с кружочками. Нередко дело доходило до драк, но, как правило, все кончалось хорошо.
Мои ученики, меж тем, получали специализацию. Так как я готовил менеджеров высшего звена, управленцев, то они должны были уметь организовать процесс и следить за его выполнением, которое будет осуществляться менее смышлеными руками. У меня ясно выделились аграрный, строительный и кулинарно-бытовой факультеты. Производство металла было по прежнему засекреченным видом деятельности, где под страхом смерти запрещалось обсуждать технологию. Имея двоих кузнецов, я добавил к ним только одного подмастерья.
А вот аграрная тематика, с наступлением лета, была наиболее обсуждаемой. По росту всходов было уже понятно, какие составы удобрений наиболее целесообразно применять. На практике отрабатывались прополка сорняков, использование ирригации, создание пугала и подготовка к сбору урожая. Примерно треть студентов была ориентирована на эту деятельность. Еще пятеро, само собой мужчин, были сконцентрированы на строительстве. Использование извести, камня, постройка стен по отвесам и уровням, производство и укладка черепицы, расщепление досок из бревен и забивание гвоздей молотком — все это и много другое было специализацией будущих прорабов. Они должны были уметь набирать бригады, обучать их и контролировать процесс строительства и изготовления изделий из дерева.
Девушки же учились делать все то, что они и так получали в племени в качестве наставлений от своих матерей, только в нашем случае упор делался на технологии, оптимизацию процесса и качество продукции. Ну и само собой менялась широта охвата — каждая студентка должна была разбираться во всех женских ремеслах, а не только в одном.
Лиа не примкнула ни к одному факультету. Она, как и Валу, были моими особенными учениками. Обладая незаурядными способностями в устном счете она должна была занять ключевую роль, когда дело дойдет до создания экономики. Я не оставлял идеи когда-нибудь повсеместно ввести деньги. Валу, хоть и не был гением, но все же был весьма способный, особенно когда дело касалось организации процессов. Развитая не по годам мускулатура и волевой взгляд позволяли ему строить подростков, всегда получая необходимый результат. Обладая харизмой и настойчивостью он за месяц двигал младшие классы вперед так, как другим удавалось лишь за три.
Приближался август, который принес новую проблему. Погода стояла настолько сухая, что речка выше по течению практически полностью пересохла. Через какое-то время вода перестала литься на колесо и поступать ко мне в дом. Единственным источником оказалось небольшое водохранилище, образовавшееся за плотиной. Земля трескалась, колосья сохли и урожай оказался под угрозой. Похоже, мы столкнулись с реальной проблемой.
Начало №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
№11 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 №19 №20
№21 №22 №23 №24 №25 №26 №27
PS: не постите ответы, дайте людям подумать :) Задачки ведь из каменного века
Или написать число нельзя?
И касательно квадратов… Поидее так их пять. Разрушив один и не создав новый(вариантов много) мы выполняем требование. Или есть что-то более тонкое?
PS: Ответы не давайте плз. Решили — молодцы. Не лишайте людей возможности подумать самим
я бы так не смог :D
2)нужен насос, надежный трубопровод с запорными кранами.
3)они еще даже в железный век не вошли
4)может стоит начать с пищали?)
От кого обороняться то? Там одними луками можно весь континент завоевать и удерживать еще несколько тысячелетий.
Рано или поздно кто-нибудь придет снова, если не к нему, то к соседям. Пулемет (камнемет) можно заранее приготовить, а кидать будет паровая машина. Проблема в том что нужно много энергии в единицу времени, мускульная сила — ненадолго, а дрова горят быстро если еще и поддувать воздух. Короче, энергия в перегретом паре может высвобождаться так же быстро как и порох.
ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%EE%E2%E0%FF_%EC%E0%F8%E8%ED%E0
Хотя бы типа такого: